Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
psicho T2.doc
Скачиваний:
72
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
23.73 Mб
Скачать

Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии

Мунгалов В.Н. (г. Иркутск)

Проведение экономических и социальных реформ в полиэт­ническом государстве неизбежно наталкивается на необходимость учета мнений и настроений этнических сообществ, проживающих на территориях, которые затрагивают проводимые реформы. И не имеет существенного значения социальная ли эта реформа, эконо­мическая или политическая, все они при реализации на местах стал­киваются с инерцией существующих социально-психологических процессов у этнических групп, которые в свою очередь опираются на групповые ценности, побудители деятельности, коллективный опыт, архетипы, особенности стратегии познания окружающего мира. Таким образом, встает необходимость изучения и понимания этнопсихологических детерминант экономических процессов для успешной реализации нововведений.

Среди научных понятий, описывающих психологические осо­бенности больших групп можно назвать духовная жизнь общества, общественное сознание и самосознание, менталитет и менталь-ность, национальный характер пр. В рамках нашей публикации мы ограничимся теми, которые характеризуют этнические группы. Это этническое сознание, этническое самосознание, этнический мента­литет, этническая ментальность, национальный характер.

Этническое сознание (в широком значении) или духовная жизнь этноса определяется как понятие (явление), содержащее в себе всю совокупность представлений членов этнической общ­ности о своем и других этносах, включая экономические установки и стереотипы. В узком значении этнической сознание и этнический менталитет - две стороны духовной жизни этноса. Этническое самосознание есть часть этнического сознания, отражающее вос­приятие и представление индивидов о себе как представителях, определенной этнической общности. Этническая ментальность свойство этнического менталитета, которое проявляется в способах осуществления деятельности и представлении о ее результатах.

Единицей анализа менталитета (и этнического менталитета) может служить деятельность по структурированию слабодифферен-цированного стимульного поля. Другими словами это должна быть непривычная, не имеющая в личном опыте респондентов деятель­ность, предполагающая выработку образа, стратегии выполнения

348

з-н

этой деятельности. В результате такой деятельности необходимым образом будут вовлечены все компоненты менталитета. Причем основное внимание должно уделяться таким особенностям про­цесса: стратегиям решения задачи, шкалам оценки, архетипам и ценностям, на основе которых создается план действий, мотивы, которые преследует респондент (в том числе в экономической деятельности). Иначе, если деятельность привычная, респондент при ее выполнении будет опираться скорее на уже имеющиеся шаблоны, что выявит скорее ментальность.

На наш взгляд, требования к подбору методов и методик исследования должны исходить из двух областей: требования к кросс-культурным исследованиям и требования, вытекающие из феноменологии этнического менталитета. Требования к кросс-культурным исследованиям, которым мы следуем, были сформу­лированы Фонсом Ван де Вивьером.

Учитывая особенности этнического менталитета для его ис­следования, мы выделили следующие требования. Во-первых, так как менталитет является сложно рефлексируемым явлением и преимущественно не осознаваем, возникает необходимость его изучения с использованием как проективных методов (опи­рающихся на бессознательное), так и реализующих рациональный подход (шкалирование, опросники и тесты). Во-вторых, из-за слабой разработанности проблемы менталитета, а также учитывая первое требование, интерпретация данных должна включать перекрестный анализ результатов. В-третьих, результаты интерпретации справед­ливы только при сравнении исследуемых этносов относительно друг друга. То есть, нельзя интерпретировать данные, полученные в сравнении как абсолютные и статичные. В-четвертых, для вы­явления базовых шкал оценки возможно опираться на элементы ментальное™. Это представляется логичным, когда предъявленное поле стимулов является слабоструктурированным. Обработка данных с привлечением факторного анализа позволяет составить представление о базовых шкалах оценки, лежащих в основе рас­познания того или иного образа.

Согласно нашим данным, полученным в результате сравни­тельного исследования восприятия экономических ролей, стратегии их распознания у русских бурят и евреев имеют как общие, так и специфичные черты. В исследовании приняло участие 156 человек. Из них 65 человек русские, 47 человек бурят, 44 человека евреи разных возрастных категорий, обоего пола. Для анализа были взяты роли производителя, покупателя, продавца, потребителя, налого­вого инспектора и предпринимателя. Так к чертам, объединяющим русских, бурят и евреев можно сходство в уровне когнитивной сложности при оценке экономических ролей. Также примерно по­ловина факторов, выделяемых в оценке конкретной роли, имеют сходные названия. Это говорит о достаточно высоком единообразии во взглядах на экономические роли. В содержательном анализе факторов можно отметить у респондентов представленных вы­борок отсутствие направленности на вещи как основного критерия разведения экономических ролей. Евреи склонны разводить эконо­мические роли на основании анализа направленности на личность. Буряты оценивают эти роли на основании двух направленностей: на дело и на себя (личность). Русские реализуют в стратегии оценки экономических ролей деловую направленность. Также на основании данных факторного анализа можно отметить, что евреи используют более рационалистскую стратегию распознания экономических ролей. Русские проявили в оценке большую эмоциональность, недифференцированность. Суть этой стратегии у русских можно

выразить так: ищем негативное качество в рассматриваемом объ­екте восприятия и, если его нет, помещаем его на противоположный полюс. Причем, негативное качество дифференцируется лучше, а противоположный полюс практически не рефлексируется, но, по всей видимости, предполагается.

Обыденные представления о совести

МустафинаЛ.Ш. (г. Москва)

Тема нравственности всегда привлекала большое внимание философов, этиков, писателей и психологов. В психологии осо­бенное значение сегодня приобретает изучение нравственной саморегуляции человека, в первую очередь проблема совести. В теоретическом плане вопросы совести занимают одно из приори­тетных мест в структуре психологического знания. Они изучались в зарубежных теориях (в рамках психологии сознания У. Джемса, психоаналитической теории 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, в концепции морального развития сознания Ж. Пиаже и Л Колберга). В отечественной психологической науке совесть рассматривалась в теории СЛ.Рубинштейна, К.А. Абульхановой, В.Э. Чудновского, ТА. Флоренской, в исследованиях нравственного развития детей Л.И. Божович, С.Г.Якобсон, в работах о нравственном идеале у М.И. Воловиковой и др.

Нами было проанализировано, что под «совестью» понимали русские люди один - два века назад. Рассматривались пословицы и поговорки о совести, собранные В. Далем, С. Ожеговым и др. (пе­риод с конца 18 века до наших дней). Отмечается использование в них метафорического языка, полно и через образы отображающего разные аспекты проявлений совести. Понятие «совесть» в русских пословицах и поговорках больше всего взаимосвязано с понятиями «стыд», «страх», «душа». Больная совесть может вести к психиче­ским заболеваниям, что также выражается и в народном языке («У кого совесть не чиста, тому и тень кочерги виселица!»). По­нятие «совесть» в сознании русских затрагивает, главным образом, ситуации, связанные с нравственным выбором, ответственностью, душевными мучениями, богатством и голодом.

Нас интересовало, насколько сильно отличается понимание «совести» в настоящее время у подростков и молодежи от опыта, накопленного веками и сохраненного в форме народной мудрости. Поняв особенности представлений о совести можно попытаться спрогнозировать основные тенденции изменения нравственных установок современного общества.

Предполагается провести формирующий эксперимент со школьниками и студентами по вопросам совести на основе русских пословиц и поговорок, на основе обсуждения книг и фильмов, проанализировать с помощью микросемантического анализа специфику современных представлений о совести, а также про­следить динамику изменений этих представлений в процессе бесед, коллективных дискуссий и тренингов.

349

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]