Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
psicho T2.doc
Скачиваний:
72
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
23.73 Mб
Скачать

Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента

Морозов А. В., Порядина В. А. (г. Москва)

По нашему мнению, социальный интеллект не может сфор­мироваться без активного взаимодействия с социальной средой, без межличностного общения. Крайней степенью недоразвития социального интеллекта можно считать аутизм.

Критерием развития интеллекта является мобильность (гиб­кость, пластичность) индивидуального поведения. Если ребенок развивается в благоприятных семейных и социокультурных усло­виях, то такой опыт накапливается у него естественным путем, в ре­зультате чего возможна эффективная адаптация к социуму. Этотопыт проявляется в способности сохранять личностную идентичность, в разнообразии стратегий поведения, в оценках происходящего и т. д. Если же развитие ребенка происходит в условиях культурной депривации,то необходимый опыту него не формируется и ребенок взаимодействует с миром по формуле «одно воздействие - одна реакция». В результате снижаются учебные успехи, нарастают личностные и социально-психологические конфликты.

Проведенное исследование позволило получить следующие результаты:

юноши демонстрируют более высокий уровень социальной зрелости, чем девушки, среди них больше лиц с уровнем социальной зрелости «взрослый» и «юноша», а большинство девушек в этом возрасте находятся на стадии социализации, обозначенной R И. Мокшанцевым как «малыш». Более высоко­му уровню социальной зрелости (независимо от тендера) соот­ветствует использование настоящего времени в описании своей жизни, что можно выразить во фразе: «Я живу уже сейчас», а «малыши» жить только собираются, в данное время готовясь к «настоящей» взрослой жизни; уровень развития социального интеллекта показал по­ложительную корреляцию с уровнем социальной зрелости «взрослый» (г = 0,3866, р = 0,01). Следовательно, чем более «взрослым» является человек, тем выше его социальный интеллект;

процесс социализации в детстве и юности оказывает влияние на уровень развития социального интеллекта в период средней зрелости.

Следовательно, чем больше у человека социальных контактов, начиная с раннего детства, тем активнее развивается его социаль­ный интеллект. Таким образом, необходимым условием для начала развития социального интеллекта являются ситуации межличност­ного взаимодействия с ровесниками, активное вовлечение ребенка в выполнение домашней работы, игровая деятельность. В результате ребенок приобретает бесценный опыт общения и поведения, что постепенно выкристаллизовывается в социальный интеллект, по­нимаемый нами как глобальная интеллектуальная способность к пониманию поведения другихлюдей и выстраивание собственной, адекватной наличной ситуации, линии поведения.

Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе

Москаленко В. Ф. (г. Ставрополь)

Современное состояние юридической психологии характери­зуется интенсивным ее развитием в России, в целом, и в Северо-Кавказском регионе, в частности. Получили должное теоретическое обоснование общетеоретические и методологические проблемы юридической психологии, что нашло отражение в появлении новых направлений: психологии оперативно-розыскной деятельности, экстремальной юридической психологии, психологии уголовной ответственности, применения детектора лжи и др.

В развитии научно-психологического подхода можно выделить следующие основные пути: развитие психологического видения правовой действительности, утверждение системного психологи­ческого знания юридической психологии и развитие общей теории правоохранительной деятельности.

Выросло количество исследований по различным отраслям юридической психологии. Сформировался механизм внедрения результатов исследования в правоохранительную практику. Бурное развитие получила практика юридической психологии. Создание различных по направленности своей деятельности психологических служб: органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, прокуратуры, МЧС, таможни значительно интенсифицировало раз­работку теории юридической психологии.

В развитии юридической психологии в Северо-Кавказском регионе можно выделить три основных этапа: создание авторских коллективов в ведущих исследовательских центрах и учебных за­ведениях; формирование научных школ; создание психологических служб в юридической системе.

Развитие юридической психологии невозможно без спе­циалистов, школ, учебных заведений, практических органов, осуществляющих разработку актуальных проблем данной отрасли. Наиболее ярко тенденция создания и формирования психоло­гических центров проявилась в Северо-Кавказском регионе в последние 15 лет. За этот период были созданы и получили научное признание психологические центры в Ростове-на-Дону, Красно­даре, Ставрополе, Черкесске. Созданы и успешно функционируют три профильные кафедры: в Южном федеральном университете, Ростовском юридическом институте МВД России и Краснодарском университете МВД России.

Ведущим научным центром, аккумулирующим исследования проблем юридической психологии, является Южный федераль­ный университет, при котором создан и успешно функционирует специализированный совет по юридической психологии (Скрип-кина Т.П., Ермаков Н.П., Михайлова О.Ю. и др.) За последние три года в Совете защищено более 30 кандидатских диссертаций по различным направлениям юридической психологии. Фактически в г. Ростове-на-Дону созданы и успешно функционируют четыре научные школы.

Под руководством Михайловой О.Ю. создана одна из первых научных школ. Успешно функционирует аспирантура по юри­дической психологии. Проводятся исследования по широкому спектру теоретических и методологических проблем юридической психологии.

313

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

Научная школа А. Бухановского, руководителя реабили­тационного центра «Феникс», крупнейшего специалиста по составлению психологических портретов лиц, совершивших серийные убийства. Центром проведены четыре международные конференции по психологическому портретированию и психоло­гии серийных убийц.

Научная школа Баранова П.П., Полтавцевой Л.И. осуществляет научную разработку проблем правовой психологии, психоло­гии правосознания различных категорий граждан, оперативно-розыскной психологии, психологического обеспечения деятельности сотрудников правоохранительных органов и др.

Лаборатория судебно-психологических экспертиз Южного федерального округа (руководитель - Шипшин С.С.) проводит раз­личные виды судебно-психологических экспертиз по уголовному и гражданскому праву. На базе лаборатории создан и функционирует Всероссийский информационный портал «Ювенальная юстиция в России», специалисты которого занимаются исследованием проблем ювенальной юридической психологии.

Втечении последних 15 лет Краснодарская школа осуществляет разработку такого ведущего психологического направления в нашем регионе, кактеория, методология и практика применения детектора лжи в расследовании преступлений (В.А. Варламов, В.В. Коровин, Г.В. Варламов и др.). Проведены научно-практические конференции, обобщающие опыт ученых и практиков в области применения детектора лжи в раскрытии и расследовании преступлений.

Основными ведущими центрами исследования юридической психологии в г. Ставрополе являются кафедра психологии СевКавГТУ, филиал Краснодарского университета МВД РФ, психологические служ­бы ГУВД СК, уголовно-исполнительной системы, МЧС по Ставрополь­скому краю. Достаточно продуктивная система развития юридиче­ской психологии сложилась на гуманитарном факультете СевКавГТУ. Введена и успешно развивается специализация «Юридическая психология», обучение по которой прошло более 120 студентов. Про­ведены 3 конференции, создана коллегия юридических психологов, издан межвузовский сборник «Юридическая психология». Коллегия позволила объединить усилия и скоординировать направления на­учных исследований специалистов более 20 организаций.

Важным этапом в исследовании проблем юридической пси­хологии явилось создание в г. Ставрополе (2002 г.) центра иссле­дований проблем терроризма. Центр провел две международные конференции и издал 6 выпусков журнала «Антитеррор», на страницах которого опубликованы материалы, рассматривающие психологические проблемы борьбы с терроризмом (Огонян Р.Э., Волков А.А., Резунов В.Е. и др.).

Стратегическим направлением развития юридической пси­хологии в Северо-Кавказском регионе являются действующие психологические службы правоохранительных органов.

Перспективы развития психологической службы правоохранительных органов

Москаленко Д. В. (г. Ставрополь)

В 1990-2000 годах произошли существенные изменения в создании, развитии и признании психологической службы правоохранительных органов- от декларирования и постановки вопроса по ее созданию, к его реальному решению. Потребовалось решение комплекса проблем: теоретического, организационного, методического, нормативного и собственно практического характе­ра. Сегодня существование во многих звеньях правоохранительной системы психолога уже является нормой.

Однако перед психологической службой правоохранительных органов стоит ряд нерешенных проблем. Одна из них- решение теоретических проблем психологической службы, влияющих на решение организационных, методических, кадровых, финансовых и других аспектов ее развития.

Одним из вопросов, находящихся в стадии решения - органи­зационная структура психологической службы. В настоящее время ее организационное построение еще не завершено, в ее структуре появляются новые структурные элементы.

Актуальнейшей проблемой для системы правоохранительных органов является подготовка специалистов нового психологического профиля - юридических психологов, которая в последние годы на­чала активно решаться на базе высших учебных заведений системы МВД и других вузов страны.

Если главными задачами психологической службы правоохра­нительных органов являются: первая - повышение психологической надежности сотрудников и более полное использование их психоло­гического потенциала; вторая - оказание психологической помощи сотрудникам в решении оперативно-служебных задач, тогда мы можем определить два направления ее деятельности - психоло­гическое обеспечение работы с сотрудниками правоохранительных органов и психологическое обеспечение оперативно-служебных задач.

Анализ результатов исследования психологических служб УВД г. Ростова-на-Дону и ГУВД Ставропольского края за 2002-2004 гг. показывает, что в структуре их деятельности доминируют два направления: профессионально-психологический отбор и психо­логическое сопровождение.

Профессионально-психологической подготовке, психологиче­скому консультированию, психологической коррекции и социально-психологическим исследованиям в повседневной деятельности психологической службы правоохранительных органов уделяется гораздо меньше внимания. В развитии данных направлений деятельности психологической службы заложен большой резерв повышения эффективности ее работы.

314

з-н

Теоретическое обоснование возможности изучения внимания в процессе зрительного восприятия

(нейрокогнитивный подход)

МоскаликИ.А. (г. Санкт-Петербург)

Анализ психических процессов с позиций теории деятель­ности является одним из важнейших достижений отечественной психологии. Такой анализ в течение многих лет успешно применялся при исследовании психических процессов, требующих длительного времени, и позволил получить огромное количество результатов, касающихся операционной структуры действий, которые входят в различные виды деятельности. На уровне развернутой во времени психической деятельности (макроуровне) достаточно хорошо изуче­ны и основные свойства внимания: концентрация, переключение, распределение и объем. Однако принцип деятельности долго не удавалось применить при анализе проблем, связанных с кратков­ременными процессами. Исследование зрительного внимания на микроструктурном уровне предполагает его изучение в плане протекании в микроинтервалы времени.

В когнитивной психологии, рассматривающей психику человека как систему переработки информации, в последнее время отмеча­ется тенденция перехода к пониманию внимания, как активного процесса управления потоком информации, включающего в себя ряд операций (напр, отбор, ослабление и т. д.) в соответствии с по­ставленной целью. Основываясь на концептуальных позициях психо­логической теории деятельности, объединяя идеи деятельностного и когнитивного подходов к изучению внимания можно сказать, что в процессе зрительного восприятия как целенаправленной дея­тельности (в соответствии с теорией деятельности А.Н. Леонтьева) зрительное внимание выступает как процесс, непосредственно реализующий операции зрительного восприятия:

Процесс восприятия потока зрительной информации является мотивированной деятельностью (по условиям эксперимента).

Прием и переработка зрительной информации являются целенаправленными действиями (заданы целью по решению перцептивных задач), реализуемыми с участием внимания.

Отбор, ослабление, торможение и т. д. являются операциями, реализуемыми вниманием на микроструктурном уровне зри­тельного восприятия. Система осуществления данных операций может быть объяснена с позиций нейрональной теории внимания Д. Навона (Navon, 1989).

Теория внимания Д. Навона (теория сети нейронных связей) представляется нам как наиболее обширно охватывающая, если не все, то очень многие аспекты такого сложного и неоднозначного явления как «внимание». Центральной идеей коннекционистской модели является мысль о том, что зрительная система имеет большое, но конечное количество функциональных нейрональных структур, паттерн распределения активности которых, определяется отличительными признаками объектов. Благодаря существованию большого числа нейронных единиц и их возможных связей друг с другом могут про­исходить миллиарды нейронных событий. Данная модель исходит из такого реального с биологической точки зрения механизма, как непосредственная привязка сетчатого образа к определенномухарак-теру связей между нейронными структурами. Кроме этого, процесс приема и переработки информации в теории Д. Навона (Navon, 1989)

рассматривается как активная деятельность субъекта, подчиненная определенной цели. Активность деятельности выражается, в частности, в необходимости приложения волевого усилия со стороны субъекта, переживаемое им в момент работы регулятора расцепления.

Д. Навон предположил, что одним из экзогенных факторов, за­пускающих работу модулей, выступают стимулы. Когда перед субъ­ектом стоит определенная перцептивная задача, она может быть решена с помощью двух видов коммуникации модулей: приватной или публичной. Приватная коммуникация, представляет собой кооперацию модулей, их связь посредством специальных устройств, созданных в процессе научения. Поскольку сенсорный уровень приема и переработки информации онтогенетически формируется раньше категориального, то опознание по физическим признакам является приоритетным и осуществляется с помощью приватной коммуникации, практически не требующей приложения волевых усилий. Впоследствии по мере взросления, научения и обучения человека, формируются новые приватные связи, обеспечивающие прием и переработку информации на категориальном уровне. Происходит смена ведущих коопераций модулей, участвующих в приеме и переработке информации. Когда перед субъектом ставится новая цель или изменяются обстоятельства, происходит кооперация множества модулей посредством публичной коммуникации. Регу­лятор расцепления избирательно осуществляет ослабление связей нерелевантных модулей и оставляет интактными связи релевантных модулей. Следует отметить, что в условиях научения приему и переработке информации в изменившихся условиях, снова будут сформированы новые приватные связи.

Такимобразом, объединение деятельностного и когнитивного подходов к исследованию кратковременных процессов зрительного внимания на микроуровне при решении перцептивных задач по­зволяет изучать динамику зрительного внимания через исследо­вание динамики продуктивности зрительного восприятия. Если на макроуровне зрительного восприятия как деятельности (например, исследования с помощью корректурных проб) изучались различные свойства внимания, то на микроуровне возможно изучение тех опе­раций (механизмов осуществления), которые лежат в их основе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]