Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
psicho T2.doc
Скачиваний:
72
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
23.73 Mб
Скачать

Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников

Марченко Б. И. (г. Таганрог)

Целью настоящей работы является изучение психологических особенностей медицинских работников, работающих в городских лечебно-профилактических учреждениях различного профиля, с выделением приоритетных факторов риска, способствующих профессиональной деформации личности. Решаются задачи сравни­тельного изучения психологических особенностей профессиональ­ных деформаций медицинских работников различных категорий (врачей и средних медработников); оценки степени проявлений профессиональных деформаций; выявления приоритетных факторов риска (профессиональная успешность, уровень квалификации, стаж, специфические условия профессиональной деятельности, удовлетворенность базовых потребностей и др.); разработки дифференцированных и индивидуальных подходов при оказании психологической помощи, направленной на преодоление и про­филактику профессиональных деформаций личности медицинских работников.

Работа выполняется на базе пяти крупных учреждений г. Таган­рога стационарного и амбулаторно-поликлинического типа - МУЗ «Больница скорой медицинской помощи», МУЗ «Многопрофильная детская больница», МУЗ «Первая городская больница», МУЗ «Ро­дильный дом», МУЗ «Городская поликлиника № 2». Выборочным исследованием охвачено 156 медицинских работников, имеющих различный стаж работы и квалификационные категории, в том числе 72 врача (хирурги, терапевты, педиатры, акушеры-гинекологи, врачи скорой помощи и отделений функциональной диагностики) и 84 средних медицинских работников (медицинские сестры и фельдшера скорой помощи).

В работе применяется комплекс методов, в том числе интер­вью, методика диагностики уровня эмоционального выгорания

293

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

(В.В. Бойко);тест «Смысл о-жизненные ориентации» (Д.А.Леонтьев); тест«Индексжизненной удовлетворенности» (Н.В.Панина); тест на определение социально-психологических характеристик субъекта общения (В.А. Лабунская); методика диагностики общей коммуни­кативной толерантности (В.В. Бойко).

Среди проявлений профессиональной деформации меди­цинских работников выделяются личностная, коммуникативная и деятельностная некомпетентность с проявлениями формализма в профессиональной деятельности, низкая креативность, ощущение непродуктивности собственной жизни,неудовлетворенность своей жизнью и ригидность. В качестве приоритетного фактора риска вы­ступает неудовлетворенность базовых потребностей и личностные особенности, не соответствующие избранной профессии. Выявлена отрицательная корреляционная связь между уровнем эмпатии и показателями эмоционального выгорания. Полученные данные свидетельствуют также о высокой значимости в возникновении профессиональных деформаций личности таких параметров, как профессиональная успешность и уровень квалификации. Исследо­вания продолжаются.

Нравственность как одно из измерений духовности человека

Марьясова Н. В. г. Хабаровск)

Интерес психологии к малоисследованному полюсу человече­ской реальности - к формам его духовного бытия - закономерен. Только в рамках этой оппозиции (телесное существование - ду­ховное бытие) можно выявить и саму природу, и жизненный статус психического. Однако и по сей день собственно научная психология (в своей исследовательской, теоретической части) лишь пригляды­вается, осторожно примеривается к духовной ипостаси человека. Духовность человека, сам его индивидуальный (субъективный) дух шел, можно сказать, по «ведомству» идеалистической философии, религии, художественного творчества и т. п. Нам близки слова В. А. Петровского о том, что«... духовность и креативность делают человека реальной силой, наиболее значимой составляющей не только социума, но вселенной». Говоря о духовности человека, мы имеем в виду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообще­ства, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека. В определенном смысле и наша попытка исследование феномена духовности в структуре развивающейся личности может рассматриваться как выход на

полноту и целостность понимания психологической (субъективной) реальности человека.

Опираясь на идеи С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др., мы рассматриваем духовность как специфическую систему отноше­ний человека к миру, с миром и к себе в мире (мироотношение, мировоззрение). Феномен духовной личности в контексте нашего исследования рассматривается как способность субъекта создавать специфически осмысленный текст своего бытия (Образ Мира). Духовность личности представляет собой устойчивую систему ценностей, которые задают специфический тип мироотношения человека. Духовность выступает тем личностным критерием, кото­рые позволяет развести такие дихотомии, как доброта-жестокость, конкретность- абстрактность, приятие- отвержение, индивиду­альное -общественное, конформизм - нонконформизм, отчужде­ние - отождествление, серьезность - юмор, дионисизм - аполли-низм, интраверсия - экстраверсия, влеченность- небрежность, серьезность- фривольность, конвенционализм -независимость, мистика - реальность, активность- пассивность, мужествен­ность - женственность, вожделение-любовь, Эрос - Агапэ и т. д. Психическая жизнь людей с высоким уровнем духовного развития целостна и едина, ее невозможно расчленить на отдельные сферы, их когнитивные процессы контролируюторганизмические влечения и эмоции. Их высокое начало преобразует, одухотворяя и тем самым очеловечивая их животное начало, в результате чего то, что прежде было дилеммой, становится единством, новой сущностью. Для духовной личности нет выбора между добродетелью и пороком не потому, что он понимает, что человек воплощает в себе и то и другое, а потому, что его нравственный выбор определяется приоритетом добра, которое для него абсолютно.

  1. Использованные нами методы психологического исследованияпозволила нам с высокой степенью достоверности выделитьдуховность как индивидуально - психологическую составляю­щую личности.

  2. В исследовании убедительно показано, что в духовность явля­ется важным личностным образованием, которое выступаетнезаменимым фактором, определяющим процесс становленияличности.

  3. Духовность имеет свое содержание, не перекрывающеесясодержанием, которое закрепилось в психологической лите­ратуре и характеризует самоактуализирующегося человека.

  4. Духовность личности определяет приоритет высших, духовныхценностей над витальными и лежит в основе формированиявнутренней мотивации, в отличие от самоактуализирующейсяличности, для которой характерна внешняя мотивация до­стижения.

  5. Духовная личность четко разводит такие нравственные кате­гории, которые лежат в основе понимания добра и зла. Ей несвойственен дуализм, характерный для сосамоактуализирую-щейся личности, в результате которого стирается грань междутакими понятиями, как индивидуальное- общественное и др.

  6. Духовность личности проявляется определенным мироотноше-нием, котороележитвосновеформирования индивидуальногообраза мира.

294

з-н

Факторы социализации в дошкольном возрасте

Маслова В. И. (г. Чебоксары)

В настоящее время, когда меняются социальные ориентиры и прежние нравственно-этические ценности, актуальной задачей социального общества становится воспитание гуманной личности. В связи с этим расширяются исследования психологической наукой вопросов социализации личности. Социализация личности призвана способствовать превращению каждого человека в субъект социаль­ного развития, способного совершенствовать себя на позитивных примерах общества и своим аналогичным поведением являться примером для других. Семья, как первый и один из главных инсти­тутов социализации, включает в себя национальную культуру, кото­рая была во все времена и в настоящее время является сильным средством воспитательного воздействия. Через семью прививаются и формируются нравственные ценности ребенка.

Само собой разумеется, что условия социализации детей из­меняются в соответствии со временем. В настоящее время, наряду с семьей, главными факторами социализации ребенка являются всевозможные дошкольные учреждения и школа. Большой опыт работы - более 30 лет- в дошкольном учреждении позволяет автору сделать вывод, что оно(ДОУ)выполняет все первоначальные и основные функции социализации. Автор видит продолжение социализации в воспитании детей в детском саду, где опытные педагоги передают свои знания и навыки, тем самым раздвигая границы процесса социализации.

Известный психолог И.С. Кон определял социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность», и, точнее, как «усвоение индивидом оп­ределенной системы социальных ролей и культуры». По мнению Т. Парсонса, «познавательными механизмами социализации являются подражание (имитация) и психическая идентификация, которые опи­раются на чувства уважения и любви». Для идентификации ребенком взрослого необходимо, чтобы последний имел определенное влияние к социализируемому индивиду и установил с ним, ребенком, опреде­ленные отношения. Социальные механизмы, которые осуществляют достижение этих общественных целей, связаны в рассматриваемый период социальной идентификации именно с взаимодействием семьи и детского сада, который ребенком посещается.

Для изучения особенностей семейной обстановки и условий семейного воспитания детей, факторов, играющих важную роль в процессе социализации ребенка дошкольного возраста, мы провели исследование, которое проводилось в старших и подготовительных группах МДОУ № 133 и МДОУ №52 города Чебоксары в 2005 году. В исследовании участвовали всего 86 детей. МДОУ № 52: старшая группа - 22, подготовительная - 21; МДОУ №133: старшая группа -22. подготовительная-21.

В своем исследовании мы использовали методику Ю.Н. Вьюн­ковой, позволяющую диагностировать типичные характеристики семьи и отношения в ней к ребенку, а также авторскую методику,

синтезирующую известные опросники А.Я. Варга, Ю.Н. Вьюнковой для анализа психологического климата семьи, стиля воспитания. Для исследования интеллекта, познавательной деятельности детей была использована методика Л.А. Венгера «Диагностика интеллекта в дошкольном возрасте».

Результаты диагностики особенностей семей дошкольников по методике Ю.Н. Вьюнковой и модифицированной методике Г.Т. Хо-ментаускаса таковы: эмоциональный комфорт выявлено у 57 семей, что составляет 63,7 %; эмоциональный дискомфорт-у 6 семей или 6,6 %; тревожностьт - у 25 семей, т. е., у 29 % семей; демократи­ческий стиль воспитания выявлено в 45 семьях; либеральный - 32 семьях; авторитарный - в 11 семьях.

Анализ результатов диагностики по методике Ю.Н. Вьюнковой показал, что дети с высокой самооценкой чаще живут в более гармоничной семье, чем дети со сниженным уровнем самооценки. Условием успешной социализации ребенка и развития его потенциа­ла является высокая заинтересованность родителей. Чем больше родители доверяют ребенку и общаются с ним, проводя время,тем выше уровень развития ребенка и меньше тревожности он испы­тывает, что способствует его развитию. Эти выводы подтверждают результаты диагностики по методики Л.А. Венгера «Диагностика интеллекта в дошкольном возрасте», позволяющая выявить уровень способности ребенка к овладению учебным материалом в сфере родной речи, ознакомления с окружающим миром, в изо­бразительной деятельности. По этой методике анализировались результаты по 5 уровням в каждой из названных сфер активности. 5 уровень по этой методике является самым высоким. Результаты по методике Л.А. Венгера таковы: развитие речи самый высокий уровень выявлен у 52 % детей, четвертый у 16 %, третий - у 22 %, второй - у 10%; в изобразительной деятельности пятый уровень показали 48 % детей, четвертый - 20 %, третий - 21 %, второй -11 %; в ознакомлении с миром высокий уровень мы выявили у 60 % детей, четвертый - у 11 %, третий - у 23 %, второй - у 5 %, первый - у 1 %.

Таким образом, по методике синтезированных опросников А.Я. Варга, Ю.Н. Вьюнковой, по показателям статуса семейных отношений выявлено, что у 45 детей с высокой самооценкой эмо­циональный комфорт в семье наблюдается во всех семьях, тогда как среди детей, с заниженной самооценкой такие условия обнаружены только в 12 семьях из 41.

Социально-психологические условия семьи, особенности семейного воспитания стимулируют развитие ребенка. Средствами социализации являются специализированные программы для занятий с детьми по культуре духовности и этике, социально-психологические игры. Дети, показывающие наиболее высокие показатели развития на данном возрастном этапе, живут в семьях с преобладающим климатом эмоционального комфорта, с преоблада­нием совместного с ребенком проведения досуга, с преобладающей причиной эмоциональной дистанции, лежащей вне ребенка. Нужно особо подчеркнуть, что дети с высоким уровнем тревожности по всем показателям уступают сверстникам, воспитывающихся в се­мьях, где мы выявили эмоциональный комфорт и не испытывающих затруднений в общении с родителями.

295

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

Образ России в картине мира представителей российской элиты

Матвеева Л. В., Земля неких Т. Н. (г. Москва)

работа выполнена при поддержке гранта РГНФ

07-06-02006а

Информационная глобализация и процессы экономической и политической перестройки в России привели к тектоническим сдвигам на уровне индивидуального и коллективного сознания и подсознания как у представителей элиты, так и простых граждан страны. Наиболее ярко эти сдвиги представлены в националь­ном информационном пространстве. За последние 15 лет один из основных информационных каналов- телевидение- стало многосубъектным, разнообразным, материально независимым от государства, более оперативным и изобретательным в производстве развлекательных программ. Однако наметилась тенденция в уве­личении дистанции взаимодействия между авторами и зрителями, коммерциализация СМИ и ангажированность журналистов, сниже­ние доверия у зрителей. В этой связи большой интерес представляет образ России, который создается в СМИ, и на основе которого проис­ходит принятие решений об информационной политике.

С помощью метода структурированного интервью мы исследо­вали образ России, имеющийся в картине мира представителей эли­ты - руководители СМИ, члены совета Федерации, дипломатические работники, а также образ России, который презентируется зрителям через каналы СМИ. Результаты оказались следующими. Оценивая образ России в телевизионной коммуникации, представители элит описали три сценария:

  • Россия остается «великой державой» и равноправным пар­тнером «большой восьмерки» крупнейших индустриальныхдержав (работники ТВ - 70 %, представители власти - 35 %,дипломаты - 35 %);

  • Россия стала «аутсайдером» в международных делах (работ­ники ТВ - 0 %, представители власти - 25 %, дипломаты -5%);

  • Россия становится все более «влиятельным игроком на между­народной арене» (работники ТВ- 30%, представители вла­сти - 40 %, дипломаты - 60 %).

В то же время собственные представления респондентов о позиции России в мире не совпадают с ее экранным образом. Среди работников ТВ 70 % считают, что Россия становится все более «влиятельным игроком на международной арене», при этом 10% полагают, что она остается «великой державой», а 20% представ­ляют Россию «аутсайдером» в международных делах.

Представители власти имеют наиболее благоприятный образ России в картине мира: 50 % считают, что Россия - «великая держа­ва», 20 % - что «аутсайдер» и 30 % - что она становится все более «влиятельным игроком на международной арене».

Особый интерес представляет образ России в картине мира дипломатических работников: 80 % из них считают, что Россия стала «аутсайдером» в международных делах и 20 % - что Россия становится влиятельным игроком на международной арене.

Таким образом мы можем сделать вывод, что «экранный» образ России как субъекта международной коммуникации не соответствует представлениям о России в картине мира тележур­налистов, создающих этот образ, а также представителей элиты российского общества.

Семантика цвета в восприятии и оценке рекламного сообщения

Матвеева Л. В., Миронова Е. А. (г. Москва)

Значимость цвета в восприятии «натуральных» объектов (созданных природой) давно определена. Человек привык рас­познавать некоторые предметы исключительно по тому, какой цветовой оттенок они имеют. Однако возникает вопрос: каковы механизмы интерпретации «вторичных» предметов и образов, смо­делированных человеком в процессе цивилизации? Существует ли «свой цвет» у, например, автомобиля? Многие психологи и ученые сходятся в том, что основной подход к исследованию роли цвета в восприятии может быть осуществлен в рамках психосемантики (Петренко, Яньшин, Соколов, Измайлов, Артемьева).

Нами сформулированы следующие гипотезы: 1) цветявляется отдельной и совершенно особенной составляющей восприятия виртуальных образов; 2) «вторичный» объект воспринимается по-разному, в зависимости от того, цветовую символику какой культуры он передает.

В исследовании приняли участие 53 человека в возрастеот 18 до 55 лет (15 мужчин и 38женщин). Каждому из них предъявлялись 4 рекламных образца автомобилей (Россия, США, Германия и Япо­ния), которые следовало оценить по 51 шкале бинарных оппозиций. Полученные данные подверглись компьютерной обработке с помо­щью программы ЭКСПАН, разработанной А. Г. Шмелевым.

В результате исследования по методу семантического диф­ференциала мы получили набор факторов, определяющих связь цветового возбуждения с различными сенсорными и когни­тивными модальностями, что позволяет нам сделать вывод о роли цвета в восприятии. Общими для обеих групп (мужчин и женщин) являются эмоциональный комфорт, динамика сенсорных переживаний, теплота цветового тона и новизна. Цвет в процессе восприятия «сцепляется» с эмоциональными и когнитивными шкалами. Это подтверждает нашу гипотезу, так как говорит об особой роли цвета в зрительном восприятии виртуальных образов. Восточная и европейская реклама оказались ближе российской аудитории.

Олимпиада по психологии и педагогике

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]