Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УЧИСЬ УЧИТЬСЯ сам.docx
Скачиваний:
29
Добавлен:
08.11.2019
Размер:
1.46 Mб
Скачать

Этот график разрабатывается индивидуально. Нужно только четко придерживаться принципа «кумулятивности». Если все-таки не удалось повторить в назначенные сроки, то это делается обязательно в следующий по графику срок. Это очень важный дисциплинирующий момент.

Таким образом, придерживаясь разработанного графи­ка, каждый раз вы будете повторять то, что еще сохраняет ваша память. То есть вы действительно будете повторять, закреплять знания, а не читать словно в первый раз.

Повторение — мать учения?

Знак вопроса здесь поставлен не случайно: не всякое повторение — мать учения. Есть два вида повторения: вы просматриваете перед уроком, тематической аттестацией или зачетом учебник или конспект и говорите: «Ну! Да я это все знаю!» Второй: вы закрываете учебник и пытаетесь припомнить, воспроизвести его содержание (или содержа­ние своих записей в тетради). То есть повторение может быть пассивным (в виде узнавания) и активным (в виде воспроизведения).

Раздел III. Раскрываем секреты памяти 129

Узнавание и воспроизведение

Здравый смысл (да и наш опыт) говорит: повторение должно быть активным, только в форме активного воспро­изведения. Но часто ли мы к нему прибегаем? Нам не хватает времени, мы полагаемся на авось, а то и просто ленимся активно припомнить вместо пассивного дополни­тельного просмотра.

Важно взять себе за правило: повторять только активно. Попробуйте проверить свою волю: запретите себе пассив­ное повторение. Наказывайте себя за повторение-узнава­ние, когда возможно повторение-воспроизведение. Если запоминая, знать, что придется повторять активно, то воспринимать придется более ответственно, осмысленно.

Правило «трех 3»

Есть еще один вид повторения, который можно считать самым надежным. Это — запись. Но это и самый коварный вид. «Одна из особенностей моей памяти, — писал Жан- Жак Руссо, — заслуживает того, чтобы о ней сказать осо­бо: она служит мне только до тех пор, пока я на нее полагаюсь. Как только я доверяю то, что она хранит, бу­маге, она изменяет мне, и я уже больше не помню то, что записал».

Нужно быть очень осторожными, заменяя реальное повторение пассивной записью. Ведь запись — это не са­моцель. Но она может создать лишь иллюзию того, что работа выполнена. За примерами далеко ходить не надо. Вспомните пресловутое конспектирование каких-то статей для сообщения в классе. Когда эти записи попадают к нам в руки спустя год, приходится лишь грустно улыбаться. Знакомый почерк, ровные поля, выделенные цветом на­звания. Но содержание! Не помнишь ни слова!

Еще нагляднее модные нынче рефераты, скачанные из Интернета или скомпонованнные из нескольких рефера­тов, взятых с СО-диска. Как говорится: ни уму ни сердцу.

Мы уже говорили об опасности одновременного слу­шания и записи. Сейчас, при отсутствии в учебниках нуж-

  1. Ю.С. Меженко

130 Раздел III. Раскрываем секреты памяти

ных тем, а то и просто отсутствия учебников, старшек­лассникам приходится «конспектировать» объяснение учи­теля по ходу его рассказа. Кое-что учитель предлагает за­писать под диктовку, а остальное каждый ученик пишет как бог на душу положит. Разобраться в сущности записан­ного потом представляет почти непосильную задачу.

Поэтому очень важно придерживаться следующего прин­ципа, который для краткости назовем правилом «трех 3»: Задуматься — Запомнить — Записать. Это зна­чит, что записывать можно только после попытки осмыс­лить и запомнить. Тогда запись будет действительно усиле­нием.

Если же мы записываем сразу, без осмысления и усилий по запоминанию, сам акт записи» вытесняет» осознание необходимости этих усилий. «Если вы хотите забыть что- нибудь немедленно, — писал Эдгар По, — запишите, что вы хотите это запомнить». И нам лишь будет казаться, что дело сделано. Особенно заметен этот феномен «вытеснения» при записи намерений. Запись намерений или еще хуже — безликий знак вроде «узелка на память» — казалось бы, означают усиление. Однако, надеясь на то, что они напом­нят нам о намерении — вроде бы и без нашего участия — мы ослабляем саму внутреннюю потребность осуществить намерение. Фиксируя намерение, мы, кроме того, нейтра­лизуем эффект Загарник. Ведь мы избавляемся таким образом от того внутреннего эмоционального напряжения, которое сопровождает незаконченное действие. А неосуществленное намерение и есть по существу незаконченное действие. И в результате мы забываем про свои записи, забываем смысл оставленных — для памяти! — узелков.

Лекарство от этого — кодирование учебной информа­ции с помощью опорных сигналов. Рассказ о методике подобного конспектирования вы найдете в этой книге.

И последнее замечание. Если намерение записывается с целью отложить его, то всегда интересно посмотреть, поче­му оно откладывается. Может, нет настоящей потребности. Исследуя забывание намерений, Зигмунд Фрейд писал, что во всех случаях такого забывания лежит мотив неохоты. А запись создает иллюзию выполненного намерения.