Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
111.doc
Скачиваний:
237
Добавлен:
20.08.2019
Размер:
5.26 Mб
Скачать

§ 41. Типы «расширителей» структурных схем предложений

Компоненты, дополняющие минимальную схему предложения до расширенной, бывают нескольких ти­пов: 1) субстантивный компонент с субъектным значе­нием; 2) субстантивный компонент с объектным значе­нием; 3) адвербиальный компонент.

1. Расширенные структурные схемы, строящиеся на основе однокомпонентных минимальных схем, для пред­ложений, которые указывают на наличие у некоего пред­мета определенного состояния или сообщают о дейст­вии, производимом лицом либо стихийной силой, вклю­чают позицию косвенного падежа существительного со значением субъекта: У него удача; Ему везёт; Ему плохо; С ним обморок; Его лихорадит; Ему завтра уез­жать; Ветром сорвало крышу '.

Эта форма косвенного падежа имеет тот же смысл, что и форма именительного падежа в предложениях аналогичного содержания, построенных по минималь­ным двухкомпонентным номинативным схемам: Он ску­чает; Он уезжает; Он печален, вследствие чего, если это позволяют лексические средства языка, возникает воз­можность выражения одного и того же «положения дел» предложениями, построенными по разным структурным схемам. Ср.: Он весел.— Ему весело; Он работает.— Ему работать; Он нездоров.— Ему нездоровится; Он тоскует.— У него тоска; Течение унесло лодку.— Лодку унесло течением. Предложения в этих парах различают­ся не тем, что каждое из них обозначает, а тем, как оно это делает: в соответствии с абстрактным значением, свойственным структурной схеме, каждое предложение по-своему характеризует обозначаемый фрагмент дейст­вительности.

Закономерности употребления той или иной формы косвенного падежа для обозначения субъекта состояния достаточно сложны, они связаны с формальными и се­мантическими свойствами предикативного центра пред­ложения и семантикой существительного, обозначаю­щего субъект, а также с семантическим потенциалом самой формы падежа (или предлога и падежа). Вариа­тивность формы обозначения субъекта весьма ограни­чена: Ему (с ним) дурно (ср.: Ему холодно.— «С ним холодно»); У него (с ним) обморок (ср.: У него грипп.— «С ним грипп»).

Возможная незаполненность позиции субъектного компонента значима. Так, в предложениях, построенных по схемам VS3/n и Cops3/nAdj[Sn, при наполнении их соот­ветственно глаголами или прилагательными со значе­нием состояния человека незаполненность позиции субъектного компонента (форма дательного падежа, а при некоторых глаголах — винительного падежа с субъектным значением) имеет совершенно определенное значение. При незаполненности позиции этого компо­нента вне условий эллипсиса состояние приписывается говорящему или адресату речи: Нездоровится? — Да, нездоровится (ср.: Бабушке нездоровится)-, Знобит? (ср.: Больного знобит) либо говорящему и всем, с кем он себя отождествляет: Здесь весело (ср.: Детям здесь весело), т. е. незаполненность позиции субъекта — но­сителя состояния выражает определенно-личное значе­ние (1—2-го лица) или обобщенно-личное значение.

Появление формы дательного падежа со значением субъекта — обязательное условие реализации схемы Inf независимо от ее лексического наполнения: Ему в армию идти; Нам вместе работать; Завтра отцу рано вставать; Вам не видать таких сражений (Л.). Дательный падеж субъекта регулярно отсутствует только в двух случаях: 1) при определенно-личном значении предложения, т. е. когда производителем действия, выраженного инфини­тивом, является говорящий или собеседник: Достать чернил и плакать. Писать о феврале навзрыд (Паст.); Молчать!; Опять не спать ночь; 2) при обобщенно- личном значении предложения, когда производителем действия, выраженного инфинитивом, мыслится любой человек: Его не уговорить; В вагон не влезть; Судьбы не миновать.

Позиция компонента с субъектным значением (обыч­но форма дательного падежа) входит в расширенные схемы, соответствующие минимальным двухкомпонент- ным инфинитивным схемам предложений: Чего только не приходится видеть и слышать человеку!; Теперь уж мне влюбиться трудно (П.); У меня и в мыслях не было тебя попрекать; У него (для него) сказать значит сде­лать; Меня так и подмывало вступить в спор.

Значимость незаполненности позиции субъектного компонента здесь та же, что и во всех других предложе­ниях, схемы которых включают эту позицию: Удалось узнать подробности (определенно-личное значение 1—2-го лица); Расставаться грустно; Рекомендуется больше ходить пешком; Природу надо охранять (обоб- щенно-личное значение).

Те же значения выражает возможная при формах 1—2-го лица глагола или связки вне условий эллипсиса незаполненность компонента Ni (подлежащего) и в двухкомпонентных номинативных схемах: Спишь? — Не сплю; После прогулки спишь крепко. Это свидетель­ствует об общности синтаксической организации пред­ложений разных синтаксических классов, объединенных наличием в их структурных схемах (минимальных для одних и расширенных для других) компонентов с субъектным значением '.

2. Обязательным компонентом расширенных схем таких предложений, которые называют ситуацию, пред­полагающую двух участников: активного, от которого исходит некая физическая или, если это человек, психи­ческая деятельность (субъекта), и пассивного, на кото­рого эта деятельность направлена (объекта),— являет­ся падежная форма существительного с объектным значением.

Такие предложения организуются переходными гла­голами. Типичная форма выражения объекта — бес­предложный винительный падеж; большинство переход­ных глаголов требуют от объектного распространителя именно этой формы. Но есть достаточно много так назы­ваемых косвеннопереходных глаголов, которые требуют для выражения объекта формы другого падежа (без предлога или с предлогом): Дети боятся темноты; По­моги соседу; Здесь нам не помешают; Больше ему нами не командовать; Народ верил в победу; Он присоеди­нился к большинству; Мать тосковала по сыновьям. Форма объектного компонента всегда предсказана пре­дикативным центром предложения — переходным гла­голом.

Расширенные схемы предложений, называющих со­бытия с большим, чем два, числом участников, имеют несколько объектных компонентов, различающихся по значению и форме: Отец подарил сыну часы; Завод пе­рерабатывает свёклу на сахар.

Позиция объектного компонента есть не только в схе­мах глагольных предложений. Ее включают расширен­ные схемы связочных предложений, предикативным центром которых являются прилагательные (и в том числе причастия, которые в строе предложения функ­ционально тождественны прилагательным), а также наречия или предложно-падежные сочетания с нареч­ным значением, требующие объектного распространите­ля: Им все недовольны; Отсюда видно реку; Ему всегда рады; От него были в восторге.

3. У предложений, предикативным центром которых является глагол, в порядке обязательной связи сопро­вождающийся наречием или падежной (чаще предлож- но-падежной) формой существительного с наречным значением, без которой предложение не может назвать обозначаемую ситуацию, расширенная схема включает позицию необходимого адвербиального компо­нента. Это может быть наречие или предложно-падеж- ная форма существительного с локальным значением: Здесь расположился штаб; Дети поселились у бабушки; Нас поместили во флигель (во флигеле); Они проплыли с полкилометра; с темпоральным значением меры дли­тельности: Приятели проговорили долго; Он проспал около часа; с определительным качественно-оценочным значением: Все чувствовали себя хорошо; Веди себя скромно; Он поступил благородно.

Компоненты с локальным значением входят в расширенные схемы, основанные на схемах Vpi3, Coppl3Adjipi, Coppi3N2.. prAdvpr, т. е. в образцы неопреде­ленно-личных (глагольных и именных) предложений. Как уже говорилось, по этим минимальным схемам предложения не образуются; они обязательно включают объектные компоненты (если предикативный центр за­полнен переходным глаголом), или локальные компо­ненты, или и те и другие. Предложения, образованные наполнением данных структурных схем без «расширите­лей» (типа Поют; Были любезны), сами по себе неопре­деленны не только по смыслу, но даже по своей формаль­ной организации. Это или неполные предложения, по­строенные по двухкомпонентным номинативным схемам: Все веселы. Поют; Соседи встретили нас приветливо. Были любезны, или неопределенно-личные предложе­ния, построенные по однокомпонентным схемам: У сосе­дей веселье. Поют; У соседей нас встретили приветливо. Были любезны. Формальную определенность и смысло­вую однозначность они получают только в контексте.

Самодостаточное неопределенно-личное предложе­ние должно содержать локальный компонент, роль которого не исчерпывается обозначением места. Ло­кальный компонент участвует в выражении отвлеченно­сти от реального субъекта действия или состояния, т. е. в создании той специфической характеристики, какую придает обозначаемому событию конструкция неопре- деленно-личного предложения; он устраняет потенци­альную двузначность предикативного центра предложе­ния.

Эту функцию способен выполнять и компонент с темпоральным значением (что является свиде­тельством близости локального и темпорального значе­ний) : Тогда не умели делать точных расчётов; В юности за многое легко берутся.

Компонент с локальным значением входит также в расширенную схему предложения, реализующую схе­му Vs3/n при наполнении ее такими глаголами, которые могут употребляться и в предложениях, построенных по схеме NiVr (т. е. существуют и как безличные и как личные): Во рту сохнет; В глазах потемнело; Здесь бо­лит. Функциональная нагрузка такого компонента ана­логична функции локальных распространителей в неоп­ределенно-личных предложениях.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]