Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Devadasi.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
7.41 Mб
Скачать

Пандийско-паллавский период

Первые тамильские династии правили почти до IV века н. э. Затем классический период заканчивается «смутным» временем, когда «Три царства» тамилов практически исчезают, история главных династий прерывается на несколько веков и начинается упадок тамильской культуры. «Смутное» время длится до середины VI века и связывается с завоеванием тамильских земель варварскими племенами неких калабхров, пришедших, вероятно, откуда-то с севера. О правящих династиях, о состоянии государственности, о социальных отношениях того времени нет никаких данных. Известно только, что они покорили многих южноиндийских правителей и разрушили существовавший политический порядок. Период правления калабхров представляет собой одну из малоизученных страниц истории Южной Индии. Пришельцы не оставили после себя никаких документальных свидетельств и все имеющиеся о них сведения являются косвенными. В буддийском сочинении X века «Йаппарунгалам», посвященном тамильской просодии, упоминается некий вождь калаппаларов с холмов Нанди по имени Ачьюта, который завоевал страну Чолов. Когда пришелец захотел короноваться в знаменитом храме Чидамбарама, то жрец наотрез отказался короновать его. Однако конфликт был урегулирован «самим Шивой»: так как Ачьюта был большим его поклонником, то Шива «вмешался» в спор и «убедил» жреца короновать завоевателя (Алаев, 2011: 57). Скорее всего, калаппалары и есть те самые калабхры, а их вождь Ачьюта попытался создать себе статус легитимного правителя, заручившись поддержкой храма, которую, кстати, получил не сразу. Известно также, что калабхры покровительствовали буддизму и преследовали брахманов. Похоже, калабхры довольно быстро ассимилировались и растворились среди тамилов, но успели разрушить привычный дотоле уклад жизни.

Можно предположить, что нашествие калабхров было связано с миграционными процессами, имевшими место в северо-западной части Индийского субконтинента, и с Великим переселением народов в целом. Эпоха Великого переселения народов – условное название особого периода

мировой истории, имевшего место на рубеже Древности и Средневековья (II–VII вв. н. э.) на территории Европы, Азии и Северной Африки, когда взаимодействие варварства и цивилизации достигло своей наиболее интенсивной фазы (Буданова, Горский, Ермолова, 2011: 5). Переселение народов было не просто миграцией определенной части населения за пределы своей этнической территории, но представляло собой всеобщую миграцию, грандиозное миграционное движение, которое коренным образом изменило этнополитическую карту всего континента. Вся Евразия тогда была затронута Великим переселением народов и сокращением торговли. И Индия не является исключением. Нашествие эфталитов, или белых гуннов, вытесненных из Центральной Азии другими племенами, в V–VI веках н. э. практически разрушило «классическую Индию» Гуптов. Со временем эфталиты были ассимилированы и полностью растворились среди местного населения, но экономическую жизнь страны подорвали. Формы и последствия этого вторжения сопоставимы с варварским нашествием германских племен и с разрушением ими Западной Римской империи (Алаев, 2003: 14).

Некоторые ученые говорят о натурализации экономики в середине I тыс. н. э. и упадке городов. Р. Ш. Шарма отмечает, что пик развития городов как центров ремесла и торговли приходился на II век до н. э. – III век н. э., также на этот период приходятся и наиболее обширные находки монет. А затем наступил упадок. Поначалу он имел место лишь в западных областях (Пенджаб, Харьяна), затем распространился на восток и на юг. С появлением империи Гуптов процесс упадка замедляется, но потом начинается снова, торговля затухает, а металлические деньги почти выходят из употребления. Возрождение городской жизни в некоторых частях Индии начинается только с XI века, но только к XIV веку вторая урбанизация становится несомненным фактом (Алаев, 2003: 14).

Барбарикум и Цивилизация – два полярных мира. В результате их взаимодействия появляется новая цивилизация, знаменуя собой приход новой эпохи – Средневековья. Империю Гуптов (IV–V вв. н. э.) в Северной Индии принято считать последним государством древности, а с VI века уже начинается индийское Средневековье. Прослеживаются любопытные параллели исторических процессов на юге и на севере Индии: калабхры, точно так же, как и эфталиты, разрушили существующий уклад жизни, и на обломках «золотого века» Гуптов, или классической Индии, и классической тамильской культуры родилась новая культура. По словам Л. Б. Алаева,

Южная Индия, как и Северная, имеет свою древность и свое Средневековье с варварским нашествием между ними (Алаев, 2011: 57). Таким образом, можно говорить о том, что с VI века начинается тамильское Средневековье.

Пришлые цари калабхров воспринимались тамилами как демонические правители – «кали арасар». Но с VI века история исконно тамильских династий возобновляется и начинается процесс возрождения тамильской культуры, который связан, прежде всего, с двумя царствами – Пандья и Паллава. Пандья является одним из древнейших тамильских царств, которое было основано еще до нашей эры. Мы не можем назвать точную дату его основания, но к 1 тыс. н. э. оно не просто существовало, но имело к этому времени солидную историю. Даже легендарная прародина тамилов неизменно связывается именно с пандийскими царями. Династия Пандья всегда ассоциировалась с тамильской культурой, а цари этой династии воспринимались как ее покровители. В VI веке Пандьи вышли из тени и приняли активное участие в политической жизни Тамилнаду, начав вытеснять калабхров из южной части региона, в то время как Паллавы «зачищали» северную часть, одновременно подчиняя себе чольские и пандийские земли. Изгнав калабхров, династия Пандья во главе с царем Кадунгоном (590–620) сумела восстановить контроль над южной частью Тамилнаду, а чуть раньше династия Паллава во главе с Симхавишну (555– 590) взяла под свой контроль северную его часть. В это время Паллавы пытались расширить свои владения и захватить южные территории Пандьев. Паллавские цари Симхавишну и Нарасимхаварман I хвалились в своих надписях, что покорили царство Пандья (Francis, 1906: 29). Продвигаясь в южном направлении, Паллавы дошли до реки Кавери, которая стала рубежом подвластных им территорий. С этого времени начинается период противостояния двух династий – Пандья и Паллава.

Политическим лидером в Тамилнаду после изгнания калабхров стала более молодая династия Паллава, создавшая царство Анандадеша. Столицей Паллавов был древний город Канчипурам (Канчи или Кондживарам), расположенный на берегу реки Вегавати. К тому времени, когда Паллавы захватили его, город уже был влиятельным культурным и торговоремесленным центром. Со временем паллавский Тондай-мандалам стал известным производителем хлопка, а Канчипурам прославился как крупнейший центр ткачества и торговли тканями.

Издавна Канчипурам и его окрестности являлись некой срединной областью, где встречались и взаимодействовали между собой местная тамильская культура и пришлая североиндийская. В рассматриваемый период усилилось влияние санскрита и брахманизма. Появившиеся вслед за литературой Санги литературные тексты представляли собой уже некий синтез тамильской и североиндийской культуры, а появившийся жанр тамильской эпической поэмы во многом отражал новое мировоззрение, которое не было свойственно авторам классического периода.

Под влиянием вторжения калабхров и таких религиозных систем как буддизм и джайнизм начался период трансформации тамильской культуры. Весь VI век Тамилнаду находился в состоянии войны с буддистами и джайнами. Начиналось возрождение индуизма. Первые Паллавы вели свою родословную от Вишну, но в VI веке сначала Симхавишну, а затем и его сын Махендраварман I (590–630) приняли джайнизм. Спустя некоторое время Махендраварман I под влиянием наянара Аппара вернулся в лоно индуизма, но уже шиваитом. В этот период набирало силу движение бхакти, начавшееся в рамках южноиндийского шиваизма, а затем подхваченное вишнуизмом. В скором времени с Тамилнаду бхакти распространилось по всей Индии, достигнув своего апогея в XV–XVI веках. Первые шиваитские бхакты наянары стремились восстановить позиции индуизма, сокрушая при этом позиции буддизма и джайнизма.

Новые политические и социально-экономические условия, возникшие в Тамилнаду после исчезновения калабхров и восстановления прежних династий, сопровождались изменениями в сферах культуры и религии. Древнетамильская культура продолжала развиваться уже в новых условиях, трансформируясь и обогащаясь. Многочисленные древние святилища стали обустраиваться и превращаться в крупные храмы, а местные богини стали активно выдаваться замуж за главных богов индуизма. Храмы постепенно завоевывали свое место в социальном пространстве, структурируя календарную жизнь и становясь местами паломничества. Именно в этот период устанавливается регулярное богослужение.

Закрепившись на севере Тамилнаду, Паллавы принялись за строительство собственного порта, которым стал Махабалипурам, или Мамаллапурам. Отсюда Паллавы снаряжали корабли в страны Юго-Восточной Азии и предпринимали попытки подчинить себе Цейлон. Первые упоминания о порте в этом месте относятся к V веку, но активное его обустройство

началось при Нарасимхавармане I (630–668). От Паллавов в Мамаллапураме сохранился знаменитый храмовый комплекс, относящийся

кVII веку и считающийся одним из самых ранних образцов каменных храмов Тамилнаду. Его начал строить в честь бога Вишну Нарасимхаварман I. Позже Нарасимхаварман II расширил храм, пристроив

кнему два святилища Шивы. Комплекс расположился на берегу Бенгальского залива и из-за близости к воде со временем часть храмов оказалась затопленной.

Расцвет паллавского царства пришелся на VII–VIII века, а пик могущества

– на правление Нарасимхи I, правившего в VII веке. Паллавы часто воевали, особенно с соседними Чалукьями, и это привело к ослаблению паллавского царства. Этим обстоятельством воспользовались Чолы, находившиеся все это время в зависимости от Паллавов. Почувствовав слабость Паллавов, древняя тамильская династия принялась восстанавливать свою былую мощь.