Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Devadasi.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
7.41 Mб
Скачать

Мувалур Рамамиртаммаль

Мувалур Рамамиртам Аммейяр, или Рамамиртаммаль, страстно желала упразднения института девадаси, и в отличие от Муттулакшми Редди, действительно какое-то время была девадаси. Она родилась в 1883 году в деревне Мувалур (дистрикт Танджавур) в традиционной семье, которая не имела к общине девадаси никакого отношения, но дядя и тетя убедили ее отца не выдавать девочку замуж, а посвятить храму в качестве девадаси. Жизнь в качестве девадаси у Рамамиртаммаль не сложилась и к искусству она не приобщилась, а впоследствии начала вести активную борьбу за отмену института девадаси. Она заявляла, что это мужчины из-за своего эгоизма заставляют женщин становиться девадаси и заниматься проституцией.

Политическая карьера Рамамиртаммаль началась в Конгрессе. После встречи с М. К. Ганди в Маюраме в 1921 году она стала активной конгрессисткой дистрикта Танджавур, но затем переметнулась к самоуваженцам. Она активно занималась общественной деятельностью: организовала в своем доме «Социальную школу», чтобы обучать членов Конгресса и его сторонников, участвовала в Движении Самоуважения и проводила кампанию за отмену института девадаси. Она объединилась с Перияром, Варадараджулу Найду и другими лидерами, ведшими идеологическую борьбу с консерваторами, стала ярой аболиционисткой, выступала за межкастовые браки. Но в 1949 году Рамамиртаммаль покинула «Дравидар Кажагам» (Tirāviṭar Kaḻakam) в знак протеста против решения Перияра жениться на своей юной соратнице Манниаммей. Рамамиртаммаль всегда была против неравных браков: если Брахма такой справедливый, то он должен был создать мужчину и женщину равными партнерами. Вправе ли он соединять в браке шестидесятичетырехлетнего мужчину и шестилетнюю девочку? Если это в порядке вещей, тогда он должен поженить шестидесятичетырехлетнюю женщину и шестилетнего мальчика. Вот это было бы справедливо (Kannabiran, Kannabiran, 2003: 23).

Оставив Перияра, Рамамиртаммаль сразу же примкнула к Дравида

Муннетра Кажагам (Tirāviṭa Muṉṉēṟṟak Kaḻakam) – Федерации дравидского прогресса, которую основал С. Н. Аннадурей, и взялась за решение женских вопросов в рамках Дравидийского Движения. Рамамиртаммаль поддерживала Муттулакшми Редди в ее деятельности, направленной против системы девадаси, требуя от самих девадаси поддержать «Devadasi Abolition Bill». Сама она не состояла в рядах Индийской Ассоциации Женщин (Women’s Indian Association), но женскими проблемами занималась весьма активно. Она много общалась с местными девадаси, призывала их ломать систему изнутри, выходя замуж за любого, за кого только захотят, и сама занималась вопросами организации их браков. В 1927 году Рамамиртаммаль устроила немало браков девадаси в деревнях Рамнада, Тричура, Танджавура (Anandhi, 2000: 242).

Однако не все девадаси считали благом такую деятельность Рамамиртаммаль. В еженедельнике «Revolt» была напечатана статья «A Social Worker Prosecuted. Case Against Miss Ramamitrtha Ammal» (от 15

сентября 1929-го года), в которой сообщалось о возбуждении уголовного дела против нее. В статье говорилось, что Рамамиртаммаль, которая хорошо известна в районе Майаварам как работник Конгресса, а позже как сторонник Движения Самоуважения, в своей борьбе против института девадаси уже организовала около сотни браков. Рамамиртаммаль пообещала одной двадцатилетней даси Тангам из Мувалура найти ей достойного мужа. Но мать девушки, узнав об этом, пришла в ярость и подала на Рамамиртаммаль в суд (Revolt, 2010: 503). Тем не менее, Рамамиртаммаль не прекращала свою борьбу против института девадаси и продолжала бороться с этим «злом» всеми доступными ей средствами.

Рамамиртаммаль не имела никакого образования и была самоучкой, научившись лишь читать и писать на тамили. Видимо, родным тамили она владела неплохо и, несмотря на отсутствие должного образования, много и довольно успешно занималась литературной деятельностью. Помимо многочисленных эссе, которые Рамамиртаммаль постоянно писала в рамках Движения Самоуважения, в 1936 году она написала роман с красноречивым названием «Коварные сети девадаси, или Достойный молодой человек» («Dasigal Mosavalai Allathu Mathi Petra Minor»). Это довольно объемное произведение, состоящее из 23 глав и занимающее 303 страницы, где отражена позиция автора как неутомимого борца за права женщин и за отмену института девадаси. В романе Рамамиртаммаль весьма неприглядно описывает жизнь и нравы девадаси, совращающих мужчин и

совсем еще невинных юношей, и предлагает вариант переустройства общества, как это сделал главный герой произведения – молодой заминдар. При этом автор изображает девадаси как корыстных, бессовестных и распутных женщин, которые постоянно заняты лишь тем, что подкарауливают своих жертв, вытягивая из мужчин все богатство. Две молодые девадаси по имени Канта и Ганавати из Камалапурама под влиянием своей матери Боги Чинтамани заманывают в свои «лживые сети» состоятельных заминдаров. Молодой Сомасекаран в день своей свадьбы оставляет жену и уходит к девадаси. Брошенная девушка, умная и образованная Гнанасундари, выступает в роли реформатора, желая уничтожить зло, разрушающее чужие семьи. Это зло, конечно же, – система девадаси. Ей помогает Гунабушани, бывшая девадаси, вставшая на позиции реформаторства. В итоге в поместье заминдара меняются порядки

– все выступления девадаси отменяются, а сами танцовщицы отныне могут выходить замуж. В весьма неприглядном свете показаны и мужчины общины девадаси – на примере бесхарактерного Карунакарана, сына Боги Чинтамани, который находится под каблуком у своей матери (Kannabiran, Kannabiran, 2003).

В начале XX века большинство женщин писали преимущественно о «женских добродетелях» – о целомудрии, о послушании своему мужу, о доме и т. д. Рамамиртаммаль как бывшая «проститутка» в глазах людей, которая посвятила проблеме девадаси длинный роман, неизбежно должна была столкнуться с серьезным противодействием со стороны издателей. Прежде чем опубликовать свой роман, ей пришлось преодолеть огромные трудности, поскольку многие обеспеченные мужчины Мадраса отказывались финансировать публикацию романа. Наконец, произведение было опубликовано благодаря одной заминдарини из Пудукоттей, Веллей Дурайчи Начияр, которую так же, как и Рамамиртаммаль, волновала проблема девадаси (Anandhi, 2000: 244).

Роман нельзя рассматривать как обычное художественное произведение. Его особенностью является полу-автобиографический характер. Рамамиртаммаль не просто создала несколько персонажей, но воспроизвела историю своей жизни – сначала в качестве девадаси, а затем в качестве общественного деятеля. В романе описано много реальных событий. Данное произведение не является строго феминистским, но представляет собой классический образец самоуваженческой литературы, заканчиваясь резолюцией Движения Самоуважения. Рамамиртаммаль

писала свой роман с целью изменить общество и очистить его от того зла, которым являлась проституция девадаси. Она осуждает и упрекает в романе тех, кто выступает за сохранение института девадаси, в том числе и лидера Конгресса господина Сатьямурти, подчеркивавшего древность традиции и ее связь с искусством (Anandhi, 2000: 248).

Как и следовало ожидать, Рамамиртаммаль связывала происхождение института девадаси с арийскими брахманами и с брахманическими ритуалами, и использовала эту связь как основание для критики брахманизма. По ее мнению, именно брахманы ответственны за создание кастового неравенства и неприкасаемости, за запрещение повторного замужества для вдов и за проституцию, а сами девадаси являются лишь пешками в игре брахманов и инструментом брахманского вероломства. В Индии, как ни в одной другой стране, проституция была узаконена в качестве священного искусства, благословленного Богом. Рамамиртаммаль задает вопрос: «Если Бог является защитником Вселенной, как может он смотреть на своих жен, занимающихся проституцией со многими мужчинами?» (Kannabiran, Kannabiran, 2003: 24). Рамамиртаммаль видит причину проституции девадаси в системе заминдари, поскольку институт девадаси веками был связан с системой патронажа, с местной аристократией и с землевладельческой элитой. Девадаси являлись существенной частью религиозного и социального устройства землевладельческих хозяйств, выполняя религиозные обязанности во время свадеб, похорон и других мероприятий, они имели сексуальную связь с покровителем и получали землю и другие привилегии за оказываемые услуги. В конце романа героиня говорит, что женщин веками использовали и эксплуатировали от имени шастр, религии, богов и ритуалов.

Хотя уже в самом начале своего произведения Рамамиртаммаль возлагает вину за существование проституции девадаси на брахманов, правителей и землевладельцев, узаконивших это безобразие, прикрываясь искусством, она обвиняет и самих девадаси. С одной стороны, она говорит о них как о жертвах системы, а с другой стороны, как о развратных и безнравственных женщинах, как о соблазнительницах безвольных мужчин. Рамамиртаммаль изображает девадаси как женщин, которые заняты исключительно соблазнением мужчин, а свое искусство используют лишь для того, чтобы завлекать невинные жертвы в свои сети. Она пишет, что мудрые люди уже не приглашают девадаси танцевать, так как они под прикрытием музыкального выступления соблазняют и портят молодежь.

Развращение молодых людей – это еще одна проблема, которая нашла отражение в романе. Юноши сбиваются с пути, соблазняясь коварными танцовщицами, ловко раскидывающими свои сети, и общество обязательно должно спасти молодое поколение от девадаси. Некоторые современные исследователи осуждающе говорят, что девадаси даже с подростками состояли в близких отношениях, и безнравственность передавалась от отца к сыну, имея в виду при этом пагубное влияние девадаси (Ganeshram, 2015: 76). Интересно, что ответственность за мужской разврат возлагалась исключительно на девадаси, но не на самих мужчин и на их родителей, которые потакали пагубным наклонностям своих чад, позволяя совсем еще безусым юнцам использовать женщин для развлечения. Вместо того чтобы искать проблему развращенности юношей в недостатке воспитания, осуждаются исключительно «коварные девадаси», расставляющие сети для «достойных молодых людей». Возможно, Рамамиртаммаль и ее сторонникам следовало бы подумать и о мужском целомудрии. Эта проблема до сих пор не решена, и сегодня, когда институт девадаси уже исчез, интернет пестрит сообщениями о частых изнасилованиях, которые стали настоящим бедствием для Индии.

Как видим, образ девадаси не очень привлекательный, и автор романа явно не принадлежит к числу поклонников их искусства. По мнению Рамамиртаммаль, институт девадаси является грязным пятном на теле индуизма, от которого индуисты должны избавиться. Она прилагает все силы, чтобы изменить ситуацию к лучшему и в 1945 году пишет роман «Дамаянти» – еще одно объемное произведение, посвященное проблеме девадаси, которое было опубликовано в газете «Дравиданаду», издававшейся Дравидар Кажагам.

Но Рамамиртаммаль не первый и не единственный автор, кто изображал девадаси коварными и безнравственными существами. В 1877 году П. В. Рамасами Раджу (1842–1897) написал пьесу «Пратаба Чандиран», которая пользовалась большим успехом у тамильского зрителя. Герой пьесы – образованный молодой человек Пратаба, принадлежащий к богатой семье заминдаров, подпал под дурное влияние англизированной «золотой молодежи» и связался с коварной куртизанкой-даси. Но затем, обманутый ею и истощивший свое здоровье, Пратаба осознал свои ошибки и вернулся на праведный путь (Бычихина, Дубянский, 1987: 113).

Если учесть, что именно такими изображались девадаси в течение

нескольких десятилетий, то не покажется странным, что слово «девадаси» стало синонимом слова «проститутка».