Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Федоров В.А. РПЦ в синодальный период.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
30.04.2019
Размер:
652.8 Кб
Скачать

3. Православное духовенство: придворное, военное и при русских посольствах за рубежом

Вне епархий находилось духовенство придворное, военное и при русских посольствах за рубежом.

Во главе придворного духовенства стоял «духовник их импе­раторских величеств». Он носил звание «протопресвитера при­дворного духовенства», а по своему положению и рангу фактичес­ки приравнивался к епископу. Царские духовники по своему положению входили в состав Св. Синода в качестве постоянно присутствовавших его членов. Они были независимы от Св. Си­нода и нередко даже вмешивались в его дела, оказывали влия­ние на церковное управление. За особые заслуги духовника царя награждали митрой и орденами.

Военное духовенство было учреждено Петром I. По «Воин­скому уставу» 1716 г. было положено при каждом армейском пол­ку состоять полковому священнику, в военное время подчинен­ному полевому обер-священнику действующей армии. Подобным же образом и по Уставу морской службы 1720 г для каждого корабля назначались корабельные священники (как правило, иеромонахи, в редких случаях бездетные вдовые священники), находившиеся в подчинении обер-иеромонаха флота. На содер-

Глава I.

жание полковых священников и флотских иеромонахов с прихо­дов собирались «подможенные деньги». Екатерина II повелела строить церкви для гвардейских полков с тем, чтобы их священ­ники получали побочные доходы от гражданского населения, посещавшего эти церкви.

Согласно указу 1732 г. Анны Иоанновны, в мирное время полковые священники подчинялись архиерею той епархии, где был расквартирован полк. Лишь во время военных действий они переходили непосредственно в ведение Синода. В конце XVIII в. военное духовенство фактически освободилось от епархиальной власти.

По Воинскому уставу 1797 г. Павла I во главе всего армейского и флотского духовенства был поставлен обер-священник армий и флота. На эту должность был определен протоиерей П.Я..Озе-рецковский, которому особенно благоволил Павел. Он наградил его митрой, а в 1800 г. посвятил в рыцари Мальтийского ордена и ввел в состав Св. Синода. При этом Павел дал Озерецковскому право представлять доклады по военно-церковным делам непо­средственно ему, минуя Синод (после смерти Павла I Озерец-ковский лишился этой прерогативы). Озерецковский при Павле учредил в Петербурге особую семинарию, называвшуюся «армей­ской», - специально для подготовки военного духовенства. В этой семинарии обучались только дети полковых священников. Но в 1819 г. она была упразднена, и ее ученики распределены по епар­хиальным духовным школам.

В 1801 г. Александр I особым указом подчинил военное ду­ховенство Синоду (ранее Павел I сделал его автономным). С 1801 г. военному духовенству после 20 лет службы, кроме жало­ванья, стала начисляться еще и пенсия.

В 1816 г. была учреждена должность второго обер-священни-ка Главного штаба Его Императорского Величества с подчинени­ем ему духовенства гвардейских полков (с 1844 г. и Гренадерского корпуса). В 1840 г. была учреждена должность третьего обер-священника (Кавказского корпуса). В 1858 г. обер-священники были переименованы в главные священники: 1) армии и флота, 2) гвардии и гренадер и 3) Кавказского корпуса.

С 1883 г. управление духовенством и церквами армии, гвар­дии и гренадер временно было сосредоточено в руках одного главного священника, а в 1889 г. окончательно было объединено под ведением главного священника гвардии и гренадер, армии и

25

флота, с переименованием его в протопресвитера военного и морского духовенства. При нем было учреждено Духовное уп­равление.

Некоторые церкви военного ведомства одновременно явля­лись и приходскими, поэтому военному духовенству этих церквей давалось право выполнять требы гражданского населения.

В 1890 г. управление церквами и духовенством военного ве­домства было вверено протопресвитеру военного и морского духо­венства, который назначался Синодом по ходатайству военного министра и утверждался императором. По своему рангу он при­равнивался к архиепископу и генерал-лейтенанту армии. При нем учреждалось Духовное правление из лиц по его собственному выбору. Он же назначал и дивизионных благочинных. Благочин­ные следили за состоянием походных церквей, преподаванием Закона Божьего солдатам, рассматривали поступавшие жалобы на полковых священников.

В 1891 г в армии и флоте числилось 272 церкви и 569 свя­щенников. Для служивших в российской армии лиц католичес­кого, протестантского и мусульманского вероисповеданий назна­чались католические капелланы, евангелические проповедники и муллы.

Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. были учреж­дены должности главных священников фронта, каждый из ко­торых находился в подчинении протопресвитера армии и флота. В 1916 г были учреждены особые должности армейских пропо­ведников - по одному на каждую армию. Они должны были бес­прерывно объезжать с проповедями воинские части своей армии. На эти должности были поставлены «самые выдающиеся духов­ные ораторы».

Во время Первой мировой войны структура военного духо­венства выглядела следующим образом: во главе его стоял про­топресвитер; у него находилось несколько помощников для кан­целярской работы; при фронтах - главные священники и их по­мощники, штабные священники, дивизионные и госпитальные благочинные и гарнизонные священники. В конце 1916 г. учреж­дены были должности главных священников Балтийского и Чер­номорского флотов.

По свидетельству Г.Шавельского, если в мирное время по ве­домству военного духовенства состояло 730 православных свя­щенников, за время войны (1914-1917) «их перебывало в армии

26