Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Федоров В.А. РПЦ в синодальный период.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
30.04.2019
Размер:
652.8 Кб
Скачать

Глава 7.

Губернаторам было предписано, чтобы они разослали уездным предводителям дворянства секретные письма с приказаниями местным помещикам (каковые в основном были поляки), что вопрос об упразднении унии уже решен в высших правитель­ственных инстанциях России, и что помещики всецело отвечают за сохранение спокойствия в своих имениях во время проведения акции упразднения унии. В противном случае помещикам угро-жало взятие их имени в опеку. Также было постановлено актив­но сопротивлявшихся этой мере предавать военному суду с по­следующей ссылкой в Сибирь.

25 марта 1839 г. Николай I утвердил Синодальное деяние (ре­шение) «О слиянии греко-униатской церкви с православием» и в тот же день издал манифест, официально объявлявший унию упраздненной на территории России, за исключением Холмской епархии (в которую входили Седлецкая, Люблинская и Сувалк-ская губернии Польши). Отныне полтора миллиона униатов, а это 1800 приходов Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, считались присоединенными к Русской Православной Церкви. У них сохранялись те обряды и обычаи, которые не противоречили сущности православия.

Епархиальное униатское духовенство оказалось более сговор­чивым и пошло на сотрудничество с царскими духовными и свет­скими властями в деле упразднения унии, тем более, что за ними сохранялись их духовные должности. Однако приходское духо­венство, тесно связанное со своей паствой и выражавшее ее на­строения, в большинстве своем оказало упорное противодействие. Их лишали сана и приходов, переводили в причетники, высылали в великорусские губернии, подвергали заточению в специально основанный для этого в Курской губернии монастырь. На их места присылали русских священников, которые совершали по право­славному обряду освящение униатских церквей.

В знак протеста прихожане собирались около своих храмов, не допуская в них православных священников. В помощь послед­ним призывалась полиция, а в случаях особого упорства прихо­жан-униатов - воинские команды, применявшие телесные нака­зания. Обычными были сцены, когда полицейские власти вы­брасывали церковные униатские предметы из храмов, а затем начинали чуть ли не поголовное сечение упорствующих до тех пор, пока последние не подписывали заявлений о своем «согла­сии» перейти в православие. В наиболее «беспокойных» приходах

207

войска оставались до тех пор, пока прихожане, разоряемые пос­тоями, не изъявляли «добровольного согласия» подчиниться тре-бовамиям православных и светских властей.

Присоединение униатов к Русской Православной Церкви рас­сматривалось как «великий акт государственной мудрости и цер­ковного торжества», отмеченный учреждением специальной ме­дали с характерной надписью: «Отторгнутые насилием воссоеди­нены любовью».

Формально присоединенные к православию униаты потом в своей массе демонстрировали «отпадение» от него, что выража­лось обыкновенно в нежелании идти в православные храмы и обращаться за исполнением треб к православным священникам. Десятки тысяч униатов перешли в католичество, за которым при­знавалось право легального существования в России.

Польское восстание 1863-1864 гг. дало повод продолжить про­цесс воссоединения униатов с Русской Православной Церковью, теперь уже в собственно польских губерниях - Седлецкой, Су-валкской и Люблинской (Холмская епархия), где преобладали униаты. В 1875 г. в числе других мер по «инкорпорации» (вклю­чения в состав России) Польши было объявлено о ликвидации унии и на Холмщине. Однако запрещенная официально уния в реалии продолжала сущестововать. Униатов поддерживала като­лическая церковь, преследовавшая цели укрепления своего влия­ния в западных губерниях России.

Взаимоотношения с Ватиканом в 1845-1866 гг.

В декабре 1845 г. Николай I, будучи проездом в Риме, посетил Ватикан. Папа Григорий XVI жаловался ему на «притеснения» католиков в России, просил о расширении прав католической церкви в Российской империи. При решении проблем большой европейской дипломатии для Николая I в то время имело зна­чение лояльной позиции к нему Ватикана. Николай поручил рас­смотреть этот вопрос специально созданному для этого секрет­ному комитету. Комитет счел возможным пойти навстречу Ва­тикану, но сообразуясь с интересами Российской империи и ее законодательством.

В ноябре 1846 г. в Рим был направлен председатель Депар­тамента законов Государственного совета граф Д.Н.Блудов для переговоров с Ватиканом, получив полномочия от Николая I на заключение конкордата (соглашения) с римским папой. Согласно

208

Глава /

заключенному 22 июля (3 августа) 1847 г. конкордату (с русской стороны подписали Д.Н.Блудов и посол в Риме А.П.Бутенев, со стороны Ватикана - кардинал А.Ламбрускини).

На территории России дополнительно к шести существовав­шим римско-католическим епархиям (Могилевской, Виленской, Самогитской, Минской, Луцкой и Каменец-Подольской) учреж­далась седьмая - Херсонская (Тираспольская). В Петербурге от­крывалась католическая духовная академия. Уточнены были и границы всех семи римско-католических епархий в пределах Рос­сии. Епископы этих епархий назначались по соглашению русского императора и папы, но канонически утверждались папой. Оп­ределен порядок назначения настоятелей приходских церквей. Римский папа признавался главой католиков в России. Были оп­ределены права католических епископов в области церковного суда и управления в пределах их епархий, а также порядок назна­чения настоятелей католических приходов. Согласован был по­рядок удовлетворения духовных требований армян-католиков в пределах России.

Конкордат 1847 г. вызвал недовольство православного духо­венства, которое усмотрело в нем усиление влияния католичества в западных и южных губерниях. Известный славянофил князь В.А.Черкасский поставил вопрос об изменении статей конкорда­та. После польского восстания 1863-1864 гг., в котором активное участие приняло римско-католическое духовенство, произошел обмен резкими дипломатическими нотами между российским двором и Ватиканом. В итоге 22 ноября 1866 г. царским указом действие конкордата 1847 г. было прекращено. В дальнейшем контакты с Римом проходили дипломатическим путем через Министерство иностранных дел.