Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Федоров В.А. РПЦ в синодальный период.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
30.04.2019
Размер:
652.8 Кб
Скачать

Глава 6.

Первым обер-прокурором был назначен полковник И.В.Бол­тин, В составленной для него инструкции говорилось: «Обер-про­курор повинен сидеть в Синоде и смотреть накрепко, дабы Синод свою должность хранил и во всех делах, которые к синодскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и поря­дочно, без потеряния времени, по регламентам и указам управ­лял... что все записывать повинен в свой журнал; также накрепко смотреть, чтоб в Синоде не на столе только дела вершились, но самим действом по указам исполнялись. Также должен накрепко смотреть, дабы Синод в своем звании праведно и нелицемерно поступал. А ежели увидит противное сему, тогда в тот же час повинен предлагать Синоду явно, с полным изъяснением, в чем они или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили. А ежели не послушают, то должен в тот час протес­товать, и оное дело остановить, и немедленно донесть Нам». Как видно отсюда, власть обер-прокурора на первых порах носи­ла преимущественно надзирательный характер. В той же инструк­ции он именуется «оком государевым и стряпчим по делам госу-дарственным». Постепенно его властъ всё более и более расширя-лась: в XIX в. он становится по своему положению и значимости наравне с министрами (о чем будет сказано ниже).

В 1723 г. Св. Синод был утвержден восточными патриарха­ми (Константинопольским, Антиохийским, Александрийским и Иерусалимским), которые признали за ним все патриаршие права и именовали своим «во Христе братом».

Таким образом, в результате церковных реформ Петра I Рус­ская Православная Церковь фактически оказалась в полном под­чинении у светской власти, а учрежденное управление Церковью стало частью государственного аппарата. Духовенство преврати­лось в своеобразный служилый класс по духовному ведомству. За Церковью уже не признавалось инициативы даже в ее собствен­ных делах, что имело для нее тяжкие последствия. Об этом откро­венно писал в 1811 г. Александру I Н.М.Карамзин: «Петр объявил себя главой церкви, уничтожив патриаршество как опасное для самодержавия неограниченного... Со времен Петровых упало ду­ховенство в России. Первосвятители наши были уже только угод­никами царей и на кафедре языком библейским произносили им слова похвальные... Главная обязанность духовенства есть учить народ добродетели, а чтоб сии наставления были тем действи­тельнее, надо уважать оное». Карамзин подчеркивал, что «если

159

церковь подчиняется мирской власти и теряет свой характер свя­щенный, усердие к ней слабеет, а с ним и вера».

2. Конфессиональная политика при преемниках Петра I (1725-1762)

Последовавшее за смертью Петра некоторое ослабление госу­дарственной власти, вызванное острой борьбой различных при­дворных группировок, а также возрастание роли в политической жизни родовитой аристократии, отрицательно относившейся к не­которым петровским преобразованиям, оживили надежды многих деятелей церкви на ликвидацию ненавистной им реформы и воз­врат к старым порядкам. Наступление на петровские церковные реформы проходило под флагом борьбы с протестантизмом. Вхо­дило в силу старое русское духовенство, против которого на защи­ту церковных реформ Петра встал Феофан Прокопович.

Вступление на престол Анны Иоанновны положило конец этой вспышке церковной фронды. Противники петровских цер­ковных реформ надеялись на членов Верховного тайного совета, которые, призвав Анну Иоанновну, составили «кондиции» (усло­вия), ограничавшие ее власть. Но противниками ограничения са­модержавия императрицы решительно выступили гвардия и зна­чительная часть дворянства. Неудача этой «затейки» верховников подорвала и позиции опиравшихся на них сторонников восста­новления патриаршества. Здесь немалую роль сыграли Феофан Прокопович, стоявший за сильную самодержавную власть и за сохранение петровских церковных реформ.

Десятилетнее царствование Анны Иоанновны (1730-1740) -время разнузданного политического сыска, террора и казней, ко­торые обрушились и на духовенство. За «небытие у присяги» при воцарении Анны Иоанновны или за позднее ее принесение, свя­щенники и диаконы привлекались в Тайную канцелярию, где их били плетьми и потом лишали сана и брали в рекруты детей их, кроме обучавшихся в духовных школах, записывали в подушный оклад. И впоследствии приходских священников по любому пово­ду лишали приходов, расстригали и сдавали в солдаты. В резуль­тате этого к 1740 г. 600 приходских церквей оказались без причтов.

В царствование Анны Иоанновны проводились особенно час­тые «разборы» духовенства. Все не имевшие штатного места свя-

160