Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Федоров В.А. РПЦ в синодальный период.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
30.04.2019
Размер:
652.8 Кб
Скачать

3. Конфессиональная политика Екатерины II и Павла I

28 июня 1762 г в результате государственного переворота власть перешла к Екатерине II, которая объявила указ Петра III

164

Глава 6.

21 марта 1762 г. «святотатственным посягательством» на церков­ные имения, «неполезным учреждением, которое учинено без всякого порядка и рассмотрения». Императрица заверяла духов­ных деятелей в отсутствии у нее «намерения и желания присвоить себе церковные земли». 12 августа 1762 г. она подписала указ о возвращении всех вотчин духовенству. Но это был тактический ход. Стремясь успокоить духовенство, Екатерина II действовала осмотрительно и осторожно, подготавливая широкомасштабную программу секуляризации церковных имений.

27 ноября 1762 г. указом императрицы была образована Ко­миссия о духовных имениях, по своей значимости приравненная к коллегии, под председательством действительного тайного совет­ника Г.Н.Теплова в составе обер-прокурора Св. Синода А.С.Коз­ловского, трех высших иерархов Церкви и трех наиболее влия­тельных вельмож из духовных и светских лиц. 29 ноября 1762 г последовала специальная инструкция, которая определяла ее ком­петенцию и порядок деятельности; инструкция обязывала Комис­сию составить описи монастырской синодальной, церковной и архиерейской земельной собственности, и зафиксировать крес­тьянские повинности. Комиссия составила об этом основной зако­нопроект, разъясняющий положения и другие нормативные акты, которые легли в основу реформы церковного землевладения.

1762 год был отмечен небывалым размахом волнений монас­тырских крестьян. Поводом к волнениям явилась отмена Екате­риной II указа Петра III об отобрании монастырских земель и крестьян в казну. На подавление волнений были направлены воинские команды. В августе 1762 - июле 1763 гг. были изданы указы о принятии мер к прекращению волнений монастырских крестьян. В числе этих мер было некоторое сокращение повин­ностей крестьян.

Непосредственное проведение секуляризации церковных име­ний было возложено на Коллегию экономии, воссозданную 12 мая 1763 г. действующую согласно специальной инструкции от 6 июня 1763 г. На места были посланы 77 обер-офицеров, кото­рые составили подробные описания монастырских владений.

26 февраля 1764 г. вышел указ о секуляризации церковных владений - в большинстве в великорусских епархиях. Все име­ния Синода, архиерейских кафедр и монастырей поступали в каз­ну и передавались в управление Коллегии экономии. Численность монастырей сократилась втрое, разделенных отныне на штатные

165

(взятые на содержание государством) и заштатные, которым пред­стояло существовать «собственным иждивением». Указом 10 ап­реля 1786 г. была проведена секуляризация монастырских имений в Киевской, Черниговской и Новгород-Северской, а указом от 26 апреля 1788 г. - в Екатеринославской, Курской и Воронежской епархиях.

Секуляризация церковных земель лишила церковную оппози­цию ее материальной базы. Последней вспышкой церковной фронды явилось выступление в защиту старых (досинодальных) порядков (особенно против секуляризации церковных имуществ) митрополита Ростовского и Ярославского Арсения Мацеевича.

Митрополит Арсений был яркой и одаренной личностью в русской церковной иерархии. Он не мирился с вторжением свет­ских властей в церковные дела. Мацеевич неоднократно посылал в Синод «доношения» против политики правительства по отно­шению к Православной Церкви. Последнее его «доношение» от 10 марта 1763 г. было направлено против вторжения представи­телей светской власти в хозяйственные дела его епархии. А еще в феврале 1763 г. в ростовском соборе Мацеевич совершил обряд «отлучения» против «восстающих на церкви Божии», на их «со­ветников», а также и на тех, кто покушался на церковные име­ния (имелась ввиду предстоящая их секуляризация).

За свои выступления Мацеевич был вызван на суд в Синод. Он был лишен сана и сослан в Николо-Корельский монастырь. Но он продолжал свои протесты и нашел сочувствующих среди северного монашества. В 1767 г. по доносу его судили вторично. Приговор, вынесенный Мацеевичу в соответствии с указом Ека­терины II, гласил: «1) Лишить монашеского звания; обряд расстрижения совершить в самой губернской (Архангельской. - В.Ф.) канцелярии; 2) одеть в мужицкую одежду и переименовать в Ан­дрея Враля; 3) сослать на вечное и безысходное содержание в Ре­вель под неусыпный надзор; 4) бумаги, чернил и даже береста (!) ему не давать; 5) не допускать к нему ни под каким видом никого. И, одним словом, так его содержать, чтобы и караульные не толь­ко о состоянии его, но ниже и о сем его гнусном имени не зна­ли». Караульных солдат предписано было взять из местного гар­низона, в большинстве не знающих русского языка. Арсений Мацеевич умер в каземате 28 февраля 1772 г. Расправа над ним произвела устрашающее впечатление на русских иерархов.

166