Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Федоров В.А. РПЦ в синодальный период.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
30.04.2019
Размер:
652.8 Кб
Скачать

Глава 9.

и укрепления тесной связи государства и Церкви. Он решитель­но отвергал мнение, что все вопросы, связанные с Церковью, «подлежат самостоятельному единоличному вершительству Церк­ви». Церковь, говорил он, автономна в канонических вопросах и в делах своего внутреннего устроения. Здесь решения Синода нуждаются только в одобрении монархом. Но государство остав­ляет именно за собой «полную свободу в деле определения отно­шений Церкви к государству».

Созыв Собора в условиях наступившей реакции в связи с государственным переворотом 3 июня 1907 г. был отложен на неопределенное время, хотя надежды на его созыв продолжали сохраняться. 28 февраля 1912 г. Синод создал в узком составе (в числе 7 человек) Предсоборное Совещание, надеясь этим на­помнить о необходимости созвать Поместный Собор. Совещание действовало до апреля 1913 г. Просьба к царю осталась без отве­та. Царь исходил из того, что гражданская власть еще не потеряла возможность использовать Церковь для влияния на народ. От­пала надежда и на то, что в связи с юбилеем - 300-летием дома Романовых - может быть созван и Церковный Собор.

Были предприняты попытки оживить деятельность церковно­го прихода. Еще 18 ноября 1905 г., в ходе подготовки к Поместно­му Собору, Синод издал постановление о церковных приходах. Предписывалось учредить церковно-приходские советы, избран­ные общим собранием прихода. К 1914 г. был разработан зако­нопроект о коренной реформе управления приходом с внесени­ем этого проекта в Государственную думу и Государственный со­вет, но с начала I Мировой войны это обсуждение было отложено.

4. Депутаты от духовенства в Государственной думе

Согласно «Положениям о выборах в Государственную думу» от 11 декабря 1905 и 3 июня 1907 гг., духовенству предоставлялось право участия в выборах в этот законодательный орган Россий­ской империи на основании ценза: по сельской курии при нали­чии ценза церковной земли, а по городской на основании иного имущественного ценза (домовладения, доходов и пр.). Ход выбо­ров представителей в Думу от духовенства тщательно контроли­ровался со стороны Синода. При выборах в III Государственную думу на места направлялись секретные послания, которые реко-

265

мендовали ограничить участие в выборах священнослужителей, сочувствующих партиям «левее октябристов». В центральной цер­ковной печати регулярно появлялись статьи, призывающие ду­ховенство активно действовать в избирательной кампании вкупе с правыми организациями. Епархиальные власти использовали для воздействия на ход выборов епархиальные съезды духовен­ства и местную печать. Большую поддержку многим прошедшим в Думу священнослужителям оказывали церковные братства и монархические организации. Предполагалось создать в Думе «духовную группу» (фракцию), но из-за различия взглядов депута­тов от духовенства этого сделать не удалось, что опрокинуло все расчеты правящих кругов, стремившихся иметь в Думе вполне послушных депутатов - духовных лиц.

Вот данные о представительстве православного духовенства и их политической ориентации в четырех Государственных думах. В Первую Государственную думу было выбрано шесть священни­ков и два епископа. Епископы примкнули к правым, священни­ки - к левым депутатам и центру. Во Вторую думу избраны 11 свя­щенников и два епископа - Евлогий (Георгиевский) и Платон (Рождественский). 3 депутата-священника примкнули к фракции кадетов, 4 - к социал-революционерам, остальные 4 священника и оба епископа распределились между октябристами и правыми. В Третьей и Четвертой думах численность депутатов от духовен­ства увеличилась (45 - в Третьей, и 46 - в Четвертой). Партий­ный «расклад» депутатов от духовенства в Третьей думе был таков: 15 священников примкнули к правым, 13 - к умеренно правым, 2 - к националистам, 9 - к октябристам и 4 - к прогрессистам; епископ Платон примкнул к правым, а епископ Евлогий - к уме­ренно правым. В Четвертой думе только по два депутата принад­лежали к прогрессистам, октябристам и центру, 19 священников примкнули к умеренно правым, остальные 19 священников и оба епископа - к правым. Такое «поправление» депутатов от духовен­ства в Думе было обусловлено тем, что по избирательному зако­ну 3 июня 1907 г. духовным лицам было запрещено присоеди­няться к левым фракциям в Думе. Вместе с тем правительство, увеличивая с 1907 г. для духовенства число депутатских мест в Думе, надеялось создать внушительную опору правым. Однако эта надежда оказалась впоследствии мнимой.

В годы Первой мировой войны духовенство в Четвертой думе в своем большинстве примкнуло к Прогрессивному блоку де-

266