Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы современной экономической теории.doc
Скачиваний:
36
Добавлен:
12.11.2018
Размер:
3.27 Mб
Скачать

Глава 15. Взаимосвязь конкуренции и монополии

15.1. Факторы перерастания конкуренции в монополию

До сих пор мы рассматривали конкуренцию и монополию в качестве абстрактных рыночных моделей, раскрывающих, так сказать, арифметику поведения субъектов рынка, выбор ими оптимальных решений относительно объема продаж в условиях, отвлеченных от множества реальных общественных отношений.

Конкуренция в самом общем значении этого слова есть соперничество, борьба за получение конкурирующими субъектами для себя наибольших выгод. Следовательно, в неявной форме конкуренция означает борьбу за получение соперниками наименьших выгод. Монополия по своей сути означает преимущество, преобладание и в этом смысле выступает как противоположность конкуренции, поскольку конкуренция предполагает относительное равенство соперников, а монополия – неравенство, преобладание возможностей, позволяющее с наибольшим успехом получать выгоды для себя за счет других.

В обыденном рыночном сознании конкуренция ассоциируется с равенством и, по мнению сторонников рыночной идеологии, символизирует справедливость. Поэтому каждый истый рыночник ратует за честную конкуренцию, но сам втайне мечтает быть монополистом и принимает все доступные меры к тому, чтобы стать таковым в действительности. Как отмечал еще Адам Смит, когда представители одной и той же отрасли встречаются друг с другом, "беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены".

Монополия как общественное экономическое отношение имеет длительную историю. Цеховой строй феодальной эпохи представлял, в сущности, монополистическую систему хозяйства. Для занятия тем или иным промыслом необходимо было вступить в члены цеха, доступ же туда был чрезвычайно затруднен, число членов ограничено. Различные регламенты предписывали многие детали самого процесса производства: качество обрабатываемого материала, величину и вес изготовляемых продуктов, употребление определенных инструментов и т.д. Вплоть до конца XVIII в. в Европе существовала система исключительных монополий, выдаваемых отдельным лицам или компаниям скупщиков на производство того или иного промысла в определенном районе или даже по всей стране. Промышленники обладали исключительными привилегиями учреждения определенного рода предприятий по производству и сбыту товаров.

В Англии исключительные привилегии отдельных лиц или ассоциаций промышленников были ликвидированы значительно раньше, чем в остальной Европе. Но намного дольше сохранялись привилегии, принадлежавшие различным корпорациям и цехам.

Известно, например, что во время пребывания Адама Смита в Глазго там работал над своей моделью паровой машины Джеймс Уатт. Узнав о его деятельности, корпорация механиков, к составу которой он не принадлежал, запретила ему продолжать работу. Только в качестве университетского механика, в пределах университета, на который не распространялся надзор корпораций, Уатт мог работать дальше, чтобы довести до практического результата свое изобретение.

Промышленный капитал в конце концов разбил феодальные оковы в виде средневековых ограничений и привилегий, но тут же стал себе ковать новые. Эпоха свободной капиталистической конкуренции не просуществовала и ста лет. Если в конце XVIII в. еще сохранялись остатки цеховой монополии, то уже в середине XIX в. на новой, не существовавшей прежде, крупной промышленной основе начала складываться монополия капиталистическая.

Как любому другому общественному отношению, капиталистической монополии предшествовали качественные изменения в уровне развития производительных сил. Они заключались в промышленной революции, выразившейся в появлении машин и возникновении на их основе новой формы промышленности – фабрики. Быстрое развитие машинной техники, увеличение размеров машин, переход от применения отдельных машин к кооперации и системе машин дало толчок укрупнению фабрик и невиданному прежде росту производительности труда.

Машина сначала технически опрокидывает старую форму разделения труда, на месте которой создаются новые формы кооперации и разделения труда, новые формы организации и управления производством. Применение машин и укрупнение фабрик обусловливают рост концентрации и централизации капитала. Создается, таким образом, новый способ производства, а именно крупный машинный способ производства. Его специфическими чертами являются высокий и непрерывно растущий уровень разделения, специализации и кооперации труда в общественном масштабе, концентрация производства и капитала, централизация капитала.

Концентрацией производства называется процесс сосредоточения средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях, обусловленного экономическими преимуществами крупного производства. Происходящее в связи с этим увеличение размеров капитала посредством капитализации части прибавочной стоимости называется концентрацией капитала.

Централизацией капитала принято называть увеличение размера капитала посредством поглощения одним капиталом другого или посредством добровольного объединения нескольких самостоятельных капиталов в форме акционерных обществ. Однако такое определение неточно отражает сущность явления, которая состоит в централизации управления капиталом во все возрастающем масштабе. Управление объединенным капиталом фирм, до того действующих обособленно, подчиняясь стихии рынка, и потому недостаточно эффективно, является самостоятельным мощным фактором повышения эффективности производства. Поэтому более правильно данное явление называть не централизацией капитала, а централизацией управления капиталом.

Концентрация капитала и централизация управления им представляют собой два способа укрупнения капитала, тесно связанных между собой и опосредуемых друг другом. Быстрый рост капитала вызывается экономическими преимуществами, свойственными крупному капиталу, которые в конечном счете выражаются в удешевлении продукции и повышении ее качества. Такими преимуществами в сфере производственной деятельности являются: использование крупной высокопроизводительной техники, уменьшение доли постоянных расходов на единицу продукции, возможности специализации рабочих мест, комбинирования производственных процессов, стандартизации и унификации продукции. В сфере торговой деятельности к этим преимуществам добавляется возможность монополизации рынка, а значит и получения монопольной сверхприбыли, оправдывающей материальные затраты и объясняющие нравственные проступки или даже преступления, которые приходится совершать ради завоевания рынка.

Таким образом, процесс монополизации рынка определяется двумя причинами. Во-первых, общественной выгодой, которую концентрация производства и централизация управления им приносит так или иначе каждому члену общества. Во-вторых, частной выгодой, которую получает монополист в виде сверхприбыли, благодаря своему господству на рынке. Эта особенность составляет их внутреннее противоречие. Несомненная общественная польза монополий и столь же несомненный их вред от господства частных интересов над общественными являются двумя противоположностями монополий, находящимися в диалектическом единстве и служащими внутренней основой их развития. Одна сторона противоречия обусловливает общественную поддержку развитию монополий, вторая – общественное сопротивление им и необходимость установления над ними общественного контроля.