Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы современной экономической теории.doc
Скачиваний:
36
Добавлен:
12.11.2018
Размер:
3.27 Mб
Скачать

Источник прибыли и факторы ее роста

Единственным источником создания общественного продукта и всех его составных частей, как в натуральной, так и в стоимостной форме, является общественный труд. Но по поводу того, кем и в какой мере создаются конкретные продукты, у их непосредственных производителей, других членов общества и общества в целом объективно имеются разные точки зрения. Непосредственный производитель продукта склонен преувеличивать свою роль в его создании, тогда как те участники производственной деятельности, которые создают благоприятные условия для его эффективного труда, склонны его роль приуменьшать.

Объективно любой продукт, создаваемый в обществе является результатом совместной деятельности многих людей, находящихся в отношениях разделения труда. Это вполне очевидно в случаях пооперационного разделения труда и менее ясно при подетальном его разделении. Когда же разделение труда опосредуется процессом товарного обмена между участниками общественного производства, роль смежных предприятий каждому участнику представляется очень неопределенной. Шахтеры, например, склонны считать уголь результатом только их труда, отвлекаясь от роли труда металлургов и машиностроителей. Но точно так же психологически относятся к продукту труда работники всех предприятий и профессий.

Еще труднее достигается правильное представление об источнике и механизме создания прибыли, выручаемой от реализации продукта. Для непосредственного производителя конкретного товара почти несомненно, что прибыль от его продажи – такой же результат его труда, как и сам продукт в натуральной форме. В действительности она в не в меньшей, если не в большей мере, является результатом рыночной конъюнктуры, т.е. не зависящих от производителя внешних условий, таких, как спрос на продукт его труда, структурные изменения в системе общественного производства, политика конкурентов и государственной власти, и просто от случайных факторов, складывающиеся в момент покупки производственных ресурсов и продажи продукта.

Ложное представление о том, что прибыль создается именно так, как воспринимается нашими органами чувств, т.е. теми и там, кем и где создается товар или услуга, является причиной непрекращающихся препирательств между соучастниками трудовых процессов. Это представление оказало значительное влияние на осуществленную в России политику огульной приватизации.

Экономически неграмотному человеку представляется, что та тонна угля или рыбы, или хлеба, или металла, которая вышла из-под его рук, а вместе с ней и прибыль, которую приносит продажа этой тонны, создана только им и достанется ему, если он объявит средства производства и созданный продукт своим. Именно такое представление подвигнуло шахтеров, и не только их, в 1991 году поддержать политику приватизации своих шахт и других предприятий. Им не приходило в голову, что прибыль, которую они получали за тонну угля, создается не только и не столько их трудом, сколько кооперацией с другими предприятиями, как теми, кто поставляет им средства производства, так и теми, кто помогает реализовать их уголь. Иначе говоря, прибыль создается всеми участниками, объединенными общественным разделением и кооперацией труда.

В свое время Ф. Энгельс резонно утверждал, что со времени промышленного разделения труда продукты труда превратились «из продуктов отдельных лиц в общественные» и что поэтому "никто в отдельности не может сказать о них: "Это сделал я, это мой продукт"*. Для человека, не владеющего научным знанием природы прибыли,

такое утверждение может показаться пустой абстракцией, не имеющей практической ценности. Но тому, кто пренебрегает теоретическими знаниями, жизнь часто преподает жестокие практические уроки. Не случайно, что первыми в реформируемой России их получили самые активные борцы за коллективную собственность на продукты труда своих предприятий - шахтеры Воркуты. Выбив у тогда еще Советского правительства право распоряжаться в своих интересах сверхплановой частью добытого угля, они тут же обнаружили, что на доходы от его продажи претендуют железнодорожники, а вслед за ними также торговые посредники и рэкетиры. Первые подкрепили свои пре-

тензии на соучастие в прибыли угрозой не принимать к перевозке приватный уголь шахтеров. Вторые обманом и силой попросту отняли у них оставшуюся прибавочную стоимость.

Вскоре шахтеры открыли для себя еще одну экономическую истину. Ощутив нехватку крепежного материала и других металлоизделий, они пришли к выводу, что далеко не весь металл принадлежит металлургам, и заявили о своем праве на часть металла, выплавляемого из «их» угля. Таким образом, они на практике убедились в справедливости высказывания Ф. Энгельса. К сожалению, такой метод обучения стоит слишком дорого, и население страны может вымереть раньше, чем сумеет пройти столь суровую школу экономического образования.

То, что прибыль предприятия является не суммой прибылей отдельных его работников, а интегрированным результатом их общего труда от рабочего до директора и агента по сбыту, никому доказывать не надо. Но и прибыль предприятия не является исключительным результатом его деятельности, как его материальный продукт. Она в значительной мере зависит от спроса на его продукт, который, в свою очередь, зависит от всей совокупности сложившихся в обществе фактических отношений производства, распределения и обмена.

Отношения производства определяют величину прибавочного продукта, производимого на каждом предприятии, отношения обмена – сумму прибавочной стоимости и прибыли, которая достается предприятиям по результатам обмена, отношения распределения – доли прибавочной стоимости, предоставляемые по установленным в обществе критериям и правилам в распоряжение как непосредственных участников производственного процесса, так и не работающих членов общества.

При этом надо иметь в виду, что любые критерии носят на себе неизбежный отпечаток субъективизма и, учитывая общее свойство человека преувеличивать собственную роль в совместном успехе, они в принципе не могут быть справедливыми для всех. Попытки найти критерии справедливого распределения на все времена не могут иметь успеха, так как противоречат факту различия и даже противоположности интересов различных общественных групп.

При неизменных 1) количестве трудоспособных членов общества, 2) величине рабочего времени, 3) уровне техники, технологии, организации и управления, 4) уровне знаний и квалификации работников, – количество прибавочного продукта, создаваемого в обществе, остается неизменным. Рост количества трудоспособного населения и увеличение рабочего времени обусловливают увеличение прибавочного продукта, но также и его стоимости. Следовательно норма прибавочной стоимости от изменения этих факторов не меняется. Только совершенствование техники, технологии, организации, управления, рост знаний и квалификации работников повышает производительность общественного труда, увеличивая долю прибавочного продукта в совокупном продукте общества. Иначе говоря, повышение производительности общественного труда является единственным фактором повышения нормы прибавочной стоимости, а значит и нормы прибыли в масштабах общества.