Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Самородов. УМК по ИОГП для бакалавриата (новый)...doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
1.44 Mб
Скачать

8.3.7. Государственное устройство ссср.

К 1956 г. Советский Союз состоял из 16 союзных республик ( Российская Советская Социалистическая Республика, Украинская ССР, Белорусская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Эстонская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР, Казахская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Узбекская ССР, Карело-Финская ССР, преобразованная в 1956 г. в автономную республику ). Каждая из союзных республик должна была иметь население не менее 1 млн. чел., выход к государственной границе СССР. Юридически она могла выйти из состава СССР. ССР имели свои Академии наук, свои народные комиссариаты ( министерства ), кроме предусмотренных действующей Конституцией СССР общесоюзных, издательства и периодику на национальном языке, высшее образование на национальном языке.

Вторым рангом национальных автономий были Автономные советские социалистические республики – АССР. В РСФСР входило 14 АССР, Каракалпакская АССР входила в состав Узбекской ССР, Нахичеванская АССР – в состав Азербайджанской ССР, Абхазская и Аджарская АССР – в состав Грузинской ССР. АССР не могла выйти из состава СССР, но имела свою символику, свои научные и культурные учреждения, прессу и среднее образование на национальном языке.

Автономные области ( АО ) и национальные округа ( НО ) входили в состав административных образований – областей. Область, в состав которой входила автономная область или национальный округ, называлась краем.

В РСФСР входило 7 АО и 10 национальных округов, Югоосетинская АО находилась в составе Грузинской ССР, Горно-Карабахская АО в составе Азербайджанской ССР и Горно-Бадахшанская АО в составе Таджикской ССР. Автономные области имели свои научно-исследовательские институты языка, истории и культуры, прессу и издательства на национальных языках. В некоторых школах осуществлялось преподавание на национальном языке.

Таким образом, СССР соединял в себе черты культурной автономии и федеративного государства.

8.3.8. Внешняя политика ссср в 20 – 30-е гг.

Первым государством, официально признавшим Советскую Россию, стал Афганистан (1919 г.). В 1920 г. Советская Россия установила дипломатические отношения с Эстонией и Ираном, в 1921 г. - с Монголией. Следующий шаг в прорыве дипломатической блокады был сделан в 1922 г. на Генуэзской конференции, куда советскую делегацию пригласили для обсуждения вопроса о долгах царского и Временного правительств перед странами Антанты. Признание этих долгов являлось одним из основных условий политического признания Советского государства. Представители советской стороны, в свою очередь, потребовали от Англии и Франции возмещения ущерба, причиненного во время военной интервенции в Советскую Россию в 1918 – 1920 гг. Хотя решить проблему долгов не удалось, советские дипломаты все же смогли одержать победу, правда, в другом деле. На конференции присутствовала делегация Германии, проигравшей Первую мировую войну и находившаяся в изоляциии, как и советская. 16 апреля 1922 г. в Рапалло (предместье Генуи) был подписан советско-германский договор о восстановлении дипломатических отношений и экономическом сотрудничестве. Обе страны объединяла оппозиция державам Антанты, создавшим Версальскую систему, которая ставила Москву и Берлин на положение государств второго сорта. По Рапалльскому договору СССР и Германия отказывались от возмещения убытков, которые обе стороны претерпели в Первой мировой войне. Кроме того, Германия отказывалась от претензий на национализированную в России собственность германских подданных.

Британское правительство лейбориста Д. Макдональда признало СССР в феврале 1924 г., а французское правительство «левого блока» во главе с Э. Эррио – в октябре 1924 г. В Англии необходимость установления дипломатических отношений с СССР официально объясняли тем, что это позволит официально протестовать против советской пропаганды и подрывной деятельности во владениях Британской империи, а также в Китае и других странах Востока. Во Франции основным аргументом в пользу признания СССР стало то соображение, что без России невозможно эффективное поддержание европейского мира. Оно в конечном счете перевесило доводы противников установления советско-французских дипломатических отношений, указывавших на отказ большевиков платить царские долги (Франция была основным кредитором Российской империи). В Париже надеялись, что СССР будет противовесом Германии в случае новой военной угрозы с ее стороны. США признали СССР в январе 1933 г. по инициативе вновь избранного президента Ф. Рузвельта, видевшего в СССР потенциальный рынок сбыта товаров американской промышленности в условиях начавшегося мирового экономического кризиса.

В начале 30-х гг. международное положение стало стремительно ухудшаться. Возникло два очага военной напряженности: Европа и Дальний Восток. В 1931 г. Япония оккупировала Маньчжурию (северо-восточные провинции Китая), создав на ее территории марионеточное государство Манчьжоу-Го. В 1933 г. в власти в Германии пришли нацисты во главе с А. Гитлером, призывавшим к новому переделу мира. В Италии укрепился фашистский режим Б. Муссолини. Таким образом, к середине 30-х гг. сложился антикоммунистический союз Германии, Италии и Японии, получивший вскоре наименование «Антикоминтерновский пакт». Фактически диктаторские режимы установились и в ряде других стран Европы: Польше, имевшей территориальные претензии ко всем граничившим с ней государствам и мечтавшей о возрождении Речи Посполитой в границах 1772 г. (до первого раздела этого государства Пруссией, Австро-Венгрией и Российской империей), Финляндии, стремившейся, в частности, к аннексии у СССР Кольского полуострова, Венгрии, имевшей территориальные претензии к Чехословакии и Румынии.

По мере развития индустрии и роста боевой мощи Красной Армии СССР играл все более заметную роль на международной арене. 18 сентября 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций и стал постоянным членом Совета Лиги.

2 мая 1935 г., после того, как Германия объявила, что не считает себя более связанной статьями Версальского договора в военной области, был заключен советско-французский пакт о взаимопомощи. Статья 3 этого пакта гласила: «Принимая во внимание, что согласно статье 16 устава Лиги Наций каждый член Лиги, прибегающий к войне вопреки обязательствам, принятым в статьях... устава, тем самым рассматривается как совершивший акт войны против всех других членов Лиги, СССР и Франция взаимно обязуются в случае, если одна из них явится... предметом невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства, оказать друг другу немедленную помощь и поддержку...». Эти обязательства должны были выполняться и в случае, если Совет Лиги по каким-либо причинам так и не сможет вынести рекомендаций. Двумя неделями позже, 16 мая, был подписан аналогичный советско-чехословацкий договор, содержащий, однако, существенную оговорку: «Оба правительства признают, что обязательства взаимной помощи будут действовать между ними лишь поскольку... помощь стороне – жертве нападения – будет оказана со стороны Франции».

«Мюнхенский сговор» 1938 г. В марте 1938 г. Германия захватила Австрию, но это не вызвало противодействия со стороны великих держав. Следующей жертвой должна была стать Чехословакия. СССР заявил о готовности оказать ей военную помощь, даже если этого не сделает Франция. Английское и французское правительства стремились избежать военного столкновения с Гитлером, идя ему на уступки в вопросе ремилитаризации Германии и попустительствуя германским захватам в Восточной Европе, с целью в дальнейшем спровоцировать военное столкновение Германии с СССР. Сталин, в свою очередь, стремился столкнуть два сложившихся в Европе после Версальского мирного договора блока (Германию и Италию с одной стороны и Англию и Францию с другой) в новой войне, в начале которой СССР мог бы оставаться «над схваткой», а затем расширить свою территорию и влияние на Европейском континенте.

Чехословакия ожидала поддержки от своих союзников, но вместо этого в сентябре 1938 г. главы правительств Англии (Н. Чемберлен) и Франции (Д. Даладье) встретились в Мюнхене с представителями Германии и Италии. Они приняли решение о расчленении Чехословакии и передаче ее пограничных районов (Судетской области) Германии. Впоследствии это событие было названо «Мюнхенским сговором». Весной 1939 г. Германия без сопротивления со стороны чехословацкой армии оккупировала всю территорию Чехословакии.

СССР, не имевший тогда общей границы с Германией, не мог прийти на помощь Чехословакии без согласия польского правительства пропустить Красную Армию через свою территорию. Однако Польша не дала на это согласия, приняв участие в разделе Чехословакии вместе с Германией и аннексировав Тешинскую Силезию.

В мае 1939 г., после «Мюнхенского сговора» и неудачи курса на союз с Францией против Германии народный комиссар (нарком) иностранных дел М. Литвинов был заменен на этом посту председателем Совнаркома СССР В. Молотовым, человеком, особо близким в то время к Сталину. 9 мая 1939 г. Великобритания отвергла предложение СССР от 17 апреля заключить Пакт о взаимопомощи между СССР, Великобританией и Францией, к которому могли бы присоединиться Польша и ряд других европейских государств. Вместо этого правительство Чемберлена объявило о своих гарантиях Польше и Румынии в случае немецкого нападения на эти государства и предложило, чтобы СССР обязался немедленно оказать помощь этим странам. Таким образом, создавалась возможность нападения Германии на СССР при сохранении нейтралитета Великобритании и Франции.

«Пакт Молотова-Риббентропа». 12 августа 1939 г. в Москве начались переговоры между военными делегациями СССР, Франции и Великобритании по поводу заключения конвенции о военной помощи в случае нападения третьей державы на одно из этих государств. Сразу же подтвердилось нежелание Запада достичь действенного соглашения. Английская и французская делегации прибыли в Москву только 21 августа, причем глава делегации Франции генерал Думенк имел полномочия от своего правительства только на ведение переговоров, но не на подписание юридически обязывающих международно-правовых соглашений с СССР, а глава делегации Великобритании адмирал Дракс вообще не имел письменных полномочий. Инструкции английской делегации гласили: «Британское правительство не желает принимать на себя какие-либо конкретные обязательства, которые могли бы связать нам руки при тех или иных обстоятельствах». В свою очередь, Польша отказалась дать согласие на пропуск через свою территорию советских войск в случае нападения на нее Германии. 20 августа 1939 г. министр иностранных дел Польши Ю. Бек заявил: «Я не допускаю, что могут быть какие-либо использования нашей территории иностранными войсками. У нас нет военного соглашения с СССР. Мы не хотим его». Таким образом, московские переговоры быстро зашли в тупик. Параллельно с переговорами в Москве, Великобритания вела консультации с Германией на предмет заключения с ней соглашения, в силу которого Германия отказалась бы от притязаний на английские колониальные владения в обмен на получение в качестве зоны преобладающих интересов Восточной Европы.

С другой стороны, Германия старалась получить гарантии того, что СССР не выступит против нее после того, как немцы захватят основную часть Польши и вторгнутся в Западную Украину и Западную Белоруссию, принадлежавшие Польше после советско-польской войны 1920 г. В условиях провала длившихся почти весь 1939 год переговоров с Англией и Францией Сталин 21 августа объявил о намерении принять германского министра иностранных дел И. фон Риббентропа. 23 августа 1939 г. Риббентроп прибыл в Москву, где вместе с наркомом иностранных дел СССР В. Молотовым подписал Договор о ненападении между Германией и СССР, известный также как Пакт Молотова-Риббентропа или Московский договор.

В тексте Договора о ненападении не было ничего предосудительного: обязательства воздерживаться от агрессивных действий относительно друг друга, отказ от поддержки других держав, напавших на одну из договаривающихся сторон, решение споров и конфликтов, возникших между сторонами мирным путем.

Сломаны тысячи копий вокруг Секретного дополнительного протокола к пакту. Документ, представленный в свое время Съезду народных депутатов СССР М. Горбачевым, заслуженно вызвал немало сомнений в его идентичности, поскольку подлинник так и не был представлен, а текст дается по машинописной копии, якобы сохранившейся в Архиве внешней политики СССР. Хотя все документы, касающиеся любого договора должны храниться подшитыми вместе с ним. Согласно этому протоколу, в сферу влияния Германии попадала Западная Польша – до линии рек Нарев, Висла и Сан, а также Литва, а в сферу влияния СССР – Латвия, Эстония, Финляндия и Бессарабия. Предоставленный текст содержит расхождения с некоторыми положениями, указанными в записках Риббентропа, написанных им незадолго до казни. Он, в частности, указывает на демаркационную линию, разделившую советские и германские интересы в Польше по течению рек Висла, Сан и Буг. Протокол же упоминает Нарев, Вислу и Сан, что является существенным расхожденим. Помимо этого, Риббентроп пишет о том, что Сталин пообещал не затрагивать внутреннюю структуру прибалтийских государств, вошедших в советскую сферу влияния, а в протоколе упоминается их территориально-политическое переустройство.

Присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР. В современной литературе утвердилось мнение, что пакт Молотова-Риббентропа стал прологом ко Второй мировой войне, сделав ее неизбежной. Между тем, из анализа предвоенной обстановки видно, что именно СССР приложил максимум усилий к предотвращению этой войны, натолкнувшихся на сопротивление Англии и Франции, решивших пожертвовать своей союзницей Польшей ради военного столкновения Германии и СССР. Когда 1 сентября 1939 г. войска вермахта вторглись на территорию Польши, Англия и Франция объявили Германии войну только 3 сентября, но фактически не начали военных действий. Польша была разгромлена Германией в течение двух с половиной недель. 16 сентября правительство Польши покинуло ее территорию, а 17 сентября на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии вступили войска Красной Армии. Народные собрания, избранные на этих территориях в октябре 1939 г., провозгласили Советскую власть и обратились в Верховный Совет СССР с просьбой о воссоединении с Советской Украиной и Советской Белоруссией. В ноябре просьба была удовлетворена.

28 сентября 1939 г. был заключен советско-германский Договор о дружбе и границе. Согласно этому Договору, в советскую сферу влияния переходила Литва.

Присоединение Прибалтики к СССР. Осенью 1939 г. СССР заключил с государствами Прибалтики Договоры о взаимопомощи. В Латвию, Литву и Эстонию вводилось по одной дивизии Красной Армии. Это было сделано во избежание возможного захвата территории Прибалтики Германией и превращения ее в плацдарм возможного нападения на СССР. 25 октября 1939 г. Сталин в разговоре с руководителем Коминтерна Г. Димитровым отметил, что «в пактах о взаимопомощи (Эстония, Латвия и Литва) мы нашли ту форму, которая позволит нам поставить в орбиту влияния Советского Союза ряд стран. Но для этого нам надо выдержать – строго соблюдая их внутренний режим и самостоятельность. Мы не будем добиваться их советизации. Придет время, когда они сами это сделают». Экономический кризис, разразившийся в странах Прибалтики и приведший к закрытию ряда предприятий привел к победе на парламентских выборах 14 июля 1940 г. во всех трех прибалтийских странах представителей коммунистического «Союза трудового народа» (в Эстонии кандидаты «Союза» получили 92,8 % голосов, в Латвии – более 97%, в Литве – свыше 99%). 21 июля 1940 г. вновь избранные парламенты обратились с просьбой о принятии Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР. В начале августа их просьбы были удовлетворены.

Присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР. В июне 1940 года советское правительство предложило Румынии добровольно уступить СССР Бессарабию и Северную Буковину. После того, как Румыния в 1918 году ввела свои войска в Бессарабию и явочным порядком объявила ее своей неотъемлемой частью, в течение 20 с лишним лет между СССР и Румынией велись переговоры о принадлежности этого края. Следует отметить, что Буковина никогда не входила в состав Российской империи, но и Румынии она досталась лишь из-за распада Австро-Венгрии. 28 июня Румыния начала эвакуацию указанных территорий, после чего туда немедленно были введены советские войска. В конце июля 1940 г. Красная Армия без сопротивления заняла всю Бессарабию и Северную Буковину.

Таким образом, в течение 1939 – 1940 гг. СССР вернул практически все территории, отпавшие от Российской империи после Февральской революции 1917 г. Присоединение территорий Западной Украины, Западной Белоруссии, Прибалтики и Бессарабии во многом восстанавливало историческую справедливость, поскольку указанные территории были объявлены независимыми решениями Версальской мирной конференции без учета мнения России либо были захвачены у России Польшей и Румынией и дали СССР существенный территориальный выигрыш, способствовавший победе в Великой Отечественной войне.