Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Самородов. УМК по ИОГП для бакалавриата (новый)...doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
1.44 Mб
Скачать

8.3.2. Коллективизация.

До 1917 г. в Российской империи более 70% товарного ( т. е. выставляемого на продажу ) хлеба давали крупные хозяйства, использующие наемный труд. После Октябрьской революции земли этих хозяйств были переданы крестьянам и число крестьян - «единоличников» выросло в стране на 8 – 9 млн чел. Производство зерна к 1928 г. по сравнению с 1913 г. выросло на 40%, однако почти все оно потреблялось крестьянами и на продажу шло только 11,2% хлеба – почти в 2 раза меньше, чем до 1917 г. Между тем численность городского населения быстро росла, и уже в 1927 г. возникли трудности с хлебозаготовками, а к 1928 г. хлеба, продаваемого крестьянами, стало не хватать. Так, к январю 1927 г. было заготовлено 428 млн пудов зерна, а к январю 1928 г. - лишь 300 млн. Пришлось вводить в стране хлебные карточки.

Низкая товарность сельского хозяйства в СССР в 20-е гг. ХХ в. объяснялась тем, что основная масса крестьян работала в примитивнейших условиях, используя простейшие орудия труда ( ручной сев, жатва косами и серпами, молотьба цепами и катками ). При таком ведении хозяйства рассчитывать на его высокую товарность не приходилось: большинство крестьян были способны прокормить лишь самих себя, да и то с трудом. В 1927 г. в деревне 28,3% крестьянских хозяйств не имели скота, а 31,6 % хозяйств – пахотного инвентаря. Только 69,6% крестьян имели денежные доходы от ведения хозяйства, то есть продавали свою продукцию на рынке.

Выход из сложившейся ситуации состоял в том, чтобы вновь создать крупные хозяйства, способные дать стране товарный хлеб. реальными путями их создания были кооперация и коллективизация. Кооперация была более понятна крестьянам, но она не могла освободить рабочие руки на селе для решения задач индустриализации. Поэтому создание коллективных хозяйств ( колхозов ) было единственным приемлемым вариантом повышения товарности сельского хозяйства.

Еще одной причиной проведения коллективизации являлась необходимость форсированной индустриализации. Оборудование для становления промышленности требовалось приобретать за рубежом за валюту. В конце XIX – начале XX в. граф С.. Ю. Витте для индустриализации занимал деньги у европейских банкиров. Но получение иностранных займов ведет в перспективе к попаданию страны-заемщика в экономическую и политическую зависимость от стран-кредиторов, как это произошло с Российской империей, оказавшейся в зависимости у своего основного кредитора – Франции. К тому же в 1929 г. в США и Европе разразился жестокий экономический кризис и свободных денег на Западе попросту не было. Экспорт сырья ( нефти и других полезных ископаемых ) не мог дать СССР требуемых сумм, так как для его добычи не хватало рабочих рук и того же оборудования. Купить хлеб у крестьян по рыночным ценам советское правительство не могло из-за отсутствия в казне необходимых средств. Поэтому единственным выходом для СССР оставался экспорт зерна, для чего необходимо было повышать товарность сельского хозяйства путем создания коллективных хозяйств.

Решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927 г. Осуществление пришлось главным образом на 1930 – 1933 годы, и с продолжением вплоть до конца 1930-х гг.

В июне 1929 г. началась массовая коллективизация. Центральный орган управления коллективными хозяйствами ( Колхозцентр ) получал дополнительные полномочия. В деревни были направлены тысячи рабочих, многочисленные партийные активисты и работники ОГПУ. Первоначально предполагалось, что коллективизация единоличных хозяйств будет осуществляться агитационно-демонстрационными методами, для чего создавались показательные советские хозяйства ( совхозы ) и коллективные хозяйства ( колхозы ), оснащенные современной сельскохозяйственной техникой. В колхозах и совхозах крестьяне должны были сообща ( коллективно ) обрабатывать общую землю, заботиться об общих стадах и табунах. Но в отличие от коллективных хозяйств ( колхозов ) в советских хозяйствах ( совхозах ) земля, техника и инвентарь были собственностью государства. За первую пятилетку ( 1929 – 1933 гг. ) намечалось коллективизировать до 5 – 6 млн крестьянских хозяйств, к концу пятилетки должно было сохраниться до 19 – 20 млн единоличных хозяйств.

Однако по мере выполнения заданий первой пятилетки по развитию индустрии стало ясно, что при сохранявшемся объеме сельскохозяйственной продукции многие стройки могут остаться без необходимого сырья, а трудящиеся быстро растущих городов – без продовольствия. Темпы развития колхозов и совхозов были меньше, чем темпы роста промышленного производства и городского населения. В связи с этим в 1929 г. были ужесточены «чрезвычайные меры» по изъятию хлеба, начавшие практиковаться в 1928 г. Постановлениями ВЦИК и СНК РСФСР от 28 июня и 5 августа 1929 г. сельским Советам разрешалось в административном порядке налагать на кулаков ( сельской буржуазии, к которой относились крестьяне, систематически использовавшие для извлечения прибыли наемный труд либо занимавшиеся ростовщичеством и торговлей ), отказывавшихся продавать излишки хлеба государству, штраф в размере 5-кратной стоимости подлежащих сдаче продуктов. При неуплате штрафа их имущество конфисковывалось, а сами они подлежали выселению. 12 августа 1929 г. Отдел сельского хозяйства ЦК ВКП (б) провел совещание, на котором было принято решение об ускоренной коллективизации. Уровень коллективизации в стране вырос с 3,9% в начале 1929 г. до 7,6% к концу года, таким образом уже к концу сентября 1929 г. было выполнено более трети пятилетнего плана.

В ноябре 1929 г. на пленуме ЦК ВКП (б) был поставлен вопрос о минимальных сроках коллективизации, с этой целью в январе 1930 г. специальная комиссия Наркомзема разработала график. К осени 1930 г. сплошная коллективизация должна была завершиться на Северном Кавказе, Нижнем и Среднем Поволжье. Другие зерновые районы планировалось коллективизировать годом позже. На всей территории СССР преобладающей формой хозяйствования признавалась сельскохозяйственная артель, в которой земля, скот и техника обобществлялись.

В своей статье «Год великого перелома», написанной к ХII годовщине Октябрьской революции, И. В. Сталин отмечал, что «в колхозы пошел середняк», что «крестьяне пошли в колхозы, пошли целыми деревнями, волостями, районами». Однако ускоренная коллективизация, вызвала активное сопротивление кулаков, у которых она отнимала наемных работников ( батраков ). Так, в 1929 г. в РСФСР было совершено 30 тыс. поджогов колхозного имущества. В январе 1930 г. в 346 массовых выступлениях против коллективизации участвовало 125 тыс. человек, в феврале – 736 ( 220 тыс. человек ), за первые две недели марта – 595 ( около 230 тыс. человек ). На Украине волнениями было охвачено около 500 населенных пунктов. Был создан ряд подпольных организаций сопротивления коллективизации на Северном Кавказе ( «Союз хлеборобов», «Союз борьбы за освобождение крестьян», «Добровольно-освободительная армия» и др. ) и Украине, выступавших под лозунгами: «Ни одного фунта хлеба Советской власти!» , «Все поезда с хлебом – под откос». Кулаки пытались сорвать процесс коллективизации путем распространения провокационных слухов, например о тотальном обобществлении имущества при вступлении в колхоз. Следствием этого стало резкое сокращение в СССР поголовья скота ( крестьяне его просто вырезали, считая, что в колхозе он все равно пропадет, и сокращение посевных площадей. Это стало одной из главных причин голода 1932/1933 гг. ). Сопротивлению крестьян коллективизации способствовал также радикализм организаторов коллективизации на местах. Так, на Украине обобществлялись домашняя птица и даже кошки.

30 января 1930 г. Политбюро ЦК ВКП (б) приняло постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Согласно этому документу, кулаки были разделены на 3 категории:

- первая категория – контрреволюционный актив, организаторы террористических актов и восстаний;

- вторая категория – остальная часть контрреволюционного актива из наиболее богатых кулаков и полупомещиков;

- третья категория – остальные кулаки.

Главы кулацких семей 1-й категории арестовывались, и их дела передавались на рассмотрение спецтроек в составе представителей ПП ( полномочных представительств ) ОГПУ, обкомов ( крайкомов ) ВКП (б) и прокуратуры.

Члены семей кулаков 1-й категории и кулаки 2-й категории подлежали выселению в отдаленные местности СССР или отдаленные районы данной области ( края, республики ) на спецпоселение.

Кулаки, отнесенные к 3-й категории, расселялись в пределах района на новых, специально отводимых для них за пределами колхозных массивов землях.

Второй этап массового раскулачивания и выселения кулаков начался весной 1931 г.

Всего, как указано в справке Отдела ОГПУ по спецпереселенцам ГУЛАГа «Сведения о выселенном кулачестве в 1930 – 1931 гг.» было отправлено на спецпоселение 381 026 семей общей численностью 1 803 392 чел. В 1932 – 1940 гг. на поселение было направлено еще 489 822 чел. Таким образом, в общей сложности в ходе раскулачивания на спецпоселение было направлено около 2,3 млн чел., из них трудоспособных мужчин примерно 0,5 млн. Поэтому утверждения А. И. Солженицына о том, что в годы коллективизации «... Был поток 29 – 30 годов, с добрую Обь, протолкнувший в тундру и тайгу миллионов пятнадцать мужиков ( а как-то и поболе )» не соответствуют действительности.

На конец 1931 г. в местах расселения находилось 1 421 380 чел. кулаков и членов их семей. Значительное число выселенных бежали из мест поселения и активного розыска беглецов обычно не велось. Часть спецпоселенцев по различным причинам освобождалась ( «неправильно выселенные», досрочно восстановленные в правах за добросовестный труд, переданные на иждивение, освобожденные на учебу, инвалиды, дети, достигшие 16 лет, вышедшие замуж за свободных и др. ).

Спецпоселенцы были освобождены от всех налогов и сборов до 1 января 1934 г., а с 1934 г. их основная масса стала облагаться всеми налогами и сборами на одинаковых основаниях с другими гражданами. В оплате труда и других условиях работы они приравнивались ко всем другим рабочим и служащим, за исключением того, что их не принимали в профсоюз и из их зарплаты удерживалось 5% на содержание аппарата Отдела трудовых поселений ГУЛАГа и административное обслуживание спецпоселений ( эта мера была отменена с 1 сентября 1944 г. ).

В начальный период все выселенные кулаки были лишены избирательных прав. С 1933 г. в избирательных правах были восстановлены дети кулаков, достигшие совершеннолетия. В 1935 г. все бывшие кулаки были восстановлены в избирательных правах наравне с другими гражданами СССР. Однако это не давало им права покинуть установленное место жительства. Массовое освобождение бывших кулаков, остававшихся к этому времени на спецпоселении, началось после окончания Великой Отечественной войны. Последние спецпоселенцы были освобождены в 1954 г. В последующие годы спецпоселенцев в СССР не было.

К 1938 г. было коллективизировано 93% крестьянских хозяйств и 99,1% посевной площади. Несмотря на трудное начало, к концу 30-х годов стало ясно, что коллективизация достигла своих целей: товарность сельского хозяйства возросла в 3 раза и достигла 38,5%, валовой сбор зерна в СССР вырос на 42,6% ( с 40,8 млн т в 1927 г. до 59,6 млн т в 1940 г. ). В годы Великой Отечественной войны сельское хозяйство дало стране 4,3 млрд пудов зерна.

Коллективизация высвободила миллионы рабочих рук,направленные в промышленность. В 1927 – 1938 гг. из деревни в город переселилось 18,7 млн человек. Если в 1926 г. в городах проживало 18% населения СССР, то к 1939 г. доля городского населения выросла до 33%.

Колхозы оставались эффективными сельскохозяйственными предприятиями вплоть до распада СССР: в конце 80-х годов ХХ века в СССР жило 5,5% населения мира, из них только 15% было занято в сельском хозяйстве. При этом страна давала 11% мирового производства зерна, 15% хлопка, 27% картофеля, 36% сахарной свеклы.