Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Самородов. УМК по ИОГП для бакалавриата (новый)...doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
1.44 Mб
Скачать

8.3.5. «Московские процессы» 1936 – 1938 гг.

После убийства 1 декабря 1934 г. Л. Николаевым руководителя Ленинградской партийной организации С. М. Кирова было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик», в котором, в частности, говорилось: «Внести следующие изменения в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик по расследованию и рассмотрению дел о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти»:

  1. Следствие по этим делам заканчивать в срок не более 10 дней.

  2. Обвинительное заключение вручать обвиняемым за одни сутки до рассмотрения дела в суде.

  3. Дела слушать без участия сторон.

  4. Кассационного обжалования приговоров, как и подачи ходатайств о помиловании, не допускать.

  5. Приговор к высшей мере наказания приводить в исполнение немедленно по вынесении приговоров».

Первым делом, рассмотренным в соответствии с новым постановлением, стало «Дело Ленинградского террористического зиновьевского центра». В убийстве С. М. Кирова были обвинены бывший руководитель Ленинградской партийной организации и председатель Коминтерна ( Коммунистический, или 1-й Интернационал ) Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев и их сторонники. В октябре 1932 г. Зиновьев и Каменев были исключены из партии и отправлены в ссылку, но в декабре 1933 г. их вновь восстановили в ВКП (б). 28 – 29 декабря 14 человек, непосредственно обвиненных в организации убийства, были приговорены к расстрелу, а 16 января 1935 г. еще 19 человек, в том числе Каменев и Зиновьев, получили различные сроки заключения ( от 5 до 10 лет ).

В 1936 – 1938 гг. состоялись три больших открытых процесса над бывшими высшими деятелями ВКП (б), которые были связаны с троцкистской или правой оппозицией. За рубежом их назвали Московскими процессами.

Обвиняемым, которых судила Военная коллегия Верховного Суда СССР, вменялось в вину сотрудничество с западными разведками с целью убийства Сталина и других советских лидеров, роспуска СССР и восстановления капитализма, а также организация вредительства в разных отраслях экономики с той же целью.

Первый Московский процесс над 16 членами так называемого Троцкистско-Зиновьевского террористического центра состоялся в августе 1936 г. Основными обвиняемыми были Г. Е. Зиновьев и Л. Б. Каменев. Помимо прочих обвинений, им также инкриминировалось убийство Кирова и заговор с целью убийства Сталина. 19 – 24 августа 1936 г. Открытое судебное заседание Военной коллегии Верховного суда СССР приговорило Зиновьева и Каменева к расстрелу.

Второй процесс ( дело «Параллельного антисоветского троцкистского центра» ) в январе 1937 г. прошел над 17 менее крупными руководителями, такими, как К. Б. Радек, Г. Л. Пятаков, Г. Я. Сокольников, Л. П. Серебряков. Им были предъявлены обвинения в том, что «параллельный центр» готовил свержение советской власти в СССР, в частности, постоянно занимался срывом планов производства, ухудшением качества продукции, организацией поджогов и взрывов заводов, цехов и шахт, крушением поездов, порчей железнодорожных путей, шпионажем в пользу германской и японской разведок, подготовкой покушений на руководителей партии и государства. 23 – 30 января 1937 г. в Москве прошло судебное заседание Военной коллегии Верховного Суда СССР. Обвиняемые признались в том, что по прямым указаниям Л. Д. Троцкого готовили покушение на И. В. Сталина, В. М. Молотова, Л. М. Кагановича, К. Е. Ворошилова, Г. К. Орджоникидзе, А. А. Жданова, С. В. Косиора, Р. И. Эйхе, П. П. Постышева, Н. И. Ежова и Л. П. Берию. 13 человек были приговорены к расстрелу, в том числе Пятаков; трое – к 10 годам тюремного заключения, среди них Радек и Сокольников. Радек и Сокольников в мае 1939 г. были убиты своими сокамерниками.

Третий процесс 2 – 13 марта 1938 г. состоялся над 21 членами так называемого Правотроцкистского блока. Основными обвиняемыми на нем были видные деятели ВКП (б), еще с конца 1920-х гг. обвиненные в правом уклоне и составлявшие в разное время ту или иную оппозицию курсу Сталина: А. И. Рыков, Н. И. Бухарин, троцкисты Н. Н. Крестинский, Х. Г. Раковский, а также бывший нарком внутренних дел Г. Г. Ягода. Они обвинялись «в измене Родине, шпионаже, диверсии, терроре, вредительстве, подрыве военной мощи СССР, провокации военного нападения иностранных государств на СССР, то есть в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-12, 58-2, 58-7, 58-8, 58-9 и 58-11 УК РСФСР». Обвинение включало в себя следующие пункты:

  • составление заговорщицкой группы под названием «правотроцкистский блок», поставившей себе названные цели, а также восстановление капитализма и отторжение от СССР союзных республик и Приморья;

  • связь с иностранными разведками, в частности, с немецко-фашистской ( непосредственно или через Л. Д. Троцкого ), подготовка вооруженной агрессии против СССР, получение помощи от иностранных правительств и антисоветской и троцкистской эмиграции;

  • целенаправленное вредительство на производстве и в сельском хозяйстве;

  • организация кулацких восстаний в тылу Красной Армии в случае будущей войны;

  • убийства деятелей советского государства: С. М. Кирова, В. Р. Менжинского, В. В. Куйбышева;

  • убийство Максима Горького и его сына М. А. Пешкова;

  • покушение на Ленина в 1918 г., подготовка покушений на Сталина и Н. И. Ежова.

Защитников имели только трое, остальные подсудимые при окончании предварительного следствия, а затем и на суде, отказались от защитников, заявив, что будут защищать себя сами. Все подсудимые признали свою вину, повторяли свои показания, данные на предварительном следствии, каялись в преступлениях перед народом. 13 марта 1938 г. суд приговорил всех подсудимых, кроме троих, к расстрелу. Трое были приговорены к 25, 20 и 15 годам заключения. Все эти трое, Плетнёв, Раковский и Бессонов, были расстреляны 11 сентября 1941 г. в Медведевском лесу под Орлом вместе с 154 другими политзаключенными при приближении немецко-фашистских войск. Все осужденные на Третьем Московском процессе, кроме Г. Г. Ягоды, были реабилитированы в 1988 г.

В современной литературе о «Московских процессах» обычно подчеркивается, что основную массу доказательств на них составили материалы предыдущих процессов и показания самих обвиняемых, полученные с нарушением процессуальных норм ( применение пыток, взятие семей обвиняемых в заложники ). Вместе с тем у наблюдавших за процессами иностранных дипломатов и журналистов сложилось совершенно иное мнение. Так, американский посол в СССР Д. Дэвис написал о процессе Пятакова – Радека ( «Третий Московский процесс» ) следующее: «Порядок процесса разительно отличается от того, что принят в Америке, однако, учитывая то, что природа людей одинакова повсюду и опираясь на собственный адвокатский опыт, можно сделать вывод, что обвиняемые говорят правду, признавая свою вину в совершении тяжких преступлений». Впоследствии Д. Дэвис писал: «Значительная часть всего мира считала тогда, что знаменитые процессы изменников и чистки 1935 – 1937 гг. являются возмутительными примерами варварства, неблагодарности и проявления истерии. Однако в настоящее время стало очевидно, что они свидетельствовали о поразительной дальновидности Сталина и его близких соратников... Сталин и его соратники убирали предательские элементы». Когда через несколько дней после нападения Германии на СССР Дэвиса спросили: «А что вы скажете относительно членов пятой колонны в России?», он ответил: «У них таких нет, они их расстреляли...».