Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
уголовное право ответы на вопросы.doc
Скачиваний:
58
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
2.35 Mб
Скачать

83. Принудительные меры воспитательного воздействия: понятие, виды, основания и порядок применения.

84. Иные меры уголовно-правового характера (принудительные меры медицинского характера; конфискация имущества).

Природа принудительных мер медицинского характера является сложной, охватывающей юридические и медицинские начала. К юридическим относятся основания, цели, порядок применения и прекращения этих мер; к медицинским — психическое состояние лица, в от-ношении которого применяются принудительные меры, определяе-мые судебно-психиатрической экспертизой.

Принудительными указанные меры называются потому, что на-значаются лицу независимо от его желания и желания близких, вле-кут за собой некоторые ограничения свободы больного, назначаются, изменяются и прекращаются только судом. Следовательно, по своей юридической характеристике они являются мерой государственного принуждения.

Основания и пределы применения принудительных мер медицин-ского характера установлены уголовным законом, порядок — уголов-но-процессуальным, а их исполнение определяется уголовно-испол-нительным законодательством РФ и иными феде-ральными законами.

Эта регламентация носит общий характер и детализируется в нор-мативных правовых актах, регулирующих деятельность органов здравоохранения. Психиатрическая помощь больным, нуждающимся в мерах медицинского характера, оказывается в соответствии с Зако-ном РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиат-рической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». При применении принудительных мер медицинского характера суды ос-новываются и на Методическом письме Министерства здравоохране-ния РФ от 23 июля 1999 г,, согласованном с Вер-ховным Судом России, Генеральной прокуратурой России и МВД России, «О порядке применения принудительных и иных мер меди-цинского характера в отношении лиц с тяжелыми психическими рас-стройствами, совершивших общественно опасные деяния (ст. 21 и ч. 1 ст. 81 УК РФ)».

По существу, принудительные меры медицинского характера яв-ляются средством защиты от общественно опасных действий невме-няемых лиц, лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости. Однако эти меры нельзя считать наказанием. Они не включают элементов кары. Ограничения, применяемые в этих случа-ях, не имеют своим содержанием страданий и лишений и осуществля-ются в первую очередь в интересах самого больного. Различен и по-рядок их назначения. Наказание постановляется по приговору суда и на определенный срок, а принудительные меры — по определению суда до выздоровления больного или до отпадения общественной опасности данного лица. Последние не выражают отрицательной оценки от имени государства действий душевнобольного, не влекут судимости, не ставят своей задачей восстановление социальной спра-ведливости, исправление лица.

Принудительные меры медицинского характера, назначаемые по определению или приговору суда, необходимо также отличать от:

— освидетельствования врачом-психиатром лица, страдающего психическим расстройством, помимо его желания;

— недобровольной госпитализации по заключению врачей-психи-атров;

— обязательного лечения в психиатрическом стационаре по по-становлению судьи.

В соответствии с вышеупомянутым Законом Российской Федера-ции «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (ст. 23, 27 — 30) они применяются к лицам, не совершив-шим общественно опасного деяния, в целях лечения, обеспечения их безопасности и безопасности общества.

Рассматриваемые меры могут применяться только в отношении тех лиц, кто по характеру совершенного деяния и своему болезненно-му состоянию представляет опасность для общества. Общественная опасность невменяемого, таким образом, характеризуется двумя кри-териями: юридическим и медицинским.

Юридический критерий охватывает тяжесть совершенного общественно опасного деяния, пове-дение больного до и после его совершения, социально-психологиче-ские установки лица и т.д.

Медицинский критерий характеризуется клинической формой психического заболевания, его глубиной и сложностью, динамикой протекания болезни и т.п.

При определении общественной опасности больного учитывается ряд клинико-психопатологических и социально-психологических признаков. К первым факторам, в частности, относятся: психопатоб-ный синдром с повышенной поведенческой активностью и патологией влечений; бредовые идеи определенного содержания, направленные против конкретных лиц или организаций и сопровождающиеся аф-фективной напряженностью (особенно идеи ревности, преследования сексуального воздействия и т.п.); периодические и пароксизмальные психотические состояния, сопровождающиеся агрессивностью и имеющие тенденции к частому возникновению; депрессивные состоя-ния с бредом самообвинения (риск совершения «расширенного само-убийства») и т.д.

При различных психопатологических состояниях риск общест-венно опасного поведения увеличивают социально-психологические факторы, такие, как: признаки социальной дезадаптации, подвер-женность асоциальному влиянию, склонность к систематическому употреблению алкоголя, наркотиков и других токсических веществ, наличие криминального поведения до болезни и т.п.

Одного критерия — юридического или медицинского — недоста-точно для определения общественной опасности невменяемого. Вы-вод об этом можно сделать лишь на основе их совокупности, однако надо иметь в виду, что превалирующим все же является психическое состояние лица, учитываемое не только на момент его освидетельст-вования, но и прогнозируемое на будущее. Применение принудитель-ных мер не допускается, если лицо страдает таким психическим рас-стройством, которое исключает рецидив общественно опасного дея-ния либо не связано с опасностью для себя и других. И наоборот, если оно в результате временного улучшения состояния в момент его освидетельствования не представляет опасности, но с учетом характе-ра течения болезни и выработанных психиатрией критериев нельзя исключить возможность повторения общественно опасного деяния, то применение принудительных мер будет обоснованным. Принудительные меры медицинского характера могут быть на-значены судом лицам (ст. 97 УК РФ):

— совершившим общественно опасные деяния в состоянии невме-няемости;

— у которых после совершения преступления наступило психиче-ское расстройство, делающее невозможным назначение или исполне-ние наказания;

— совершившим преступление и страдающим психическими рас-стройствами, не исключающими вменяемости.

Таким образом, принудительные меры медицинского характера применяются к трем категориям лиц, каждая из которых имеет свои особенности, характеризуется специфическими признаками.

К первой категории относятся лица, совершившие общественно опасное деяние, предусмотренное Особенной частью Уголовного ко-декса России, в состоянии невменяемости. В силу психического рас-стройства они неспособны осознавать фактический характер и обще-ственную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Деяния этих лиц, объективно будучи общественно опасными, причиняющими или способными причинить вред общественным отно-шениям, не образуют состава преступления, а сами они не могут под-вергаться уголовной ответственности и наказанию, поскольку приме-нение принудительных мер медицинского характера обусловлено не-обходимостью устранения или смягчения причины общественно опасного поведения — психического расстройства.

Вторую категорию составляют лица, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным либо назначение, либо исполнение наказания. К ним относятся лица:

— совершившие преступление, но до вынесения приговора забо-левшие психическим заболеванием;

— получившие после совершения общественно опасного деяния, но до вынесения приговора временное психическое расстройство, ко-торое препятствует определению их психического состояния во время совершения этого деяния, если по характеру содеянного и по своему психическому состоянию они представляют опасность для общества;

— заболевшие психическим расстройством во время отбывания наказания.

Применение к ним наказания нецелесообразно, так как оно не окажет необходимого карательного воздействия, не может достичь поставленных перед ним целей.

Во всех названых случаях принудительное лечение возможно при одновременном наличии трех условий: 1) совершение общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом в качестве преступления; 2) психическое расстройство лица, исключающее воз-можность осознавать фактический характер и общественную опас-ность своих действий (бездействия) либо руководить ими; 3) в силу характера деяния и болезненного состояния данное лицо опасно для общества.

Принудительные меры медицинского характера могут применять-ся только в том случае, если доказано совершение общественно опас-ного деяния.

Не влекут применения данных мер совершение малозначительно-го деяния, подпадающего под признаки части 2 ст. 14 УК РФ, адми-нистративного правонарушения, причинение вреда в состоянии необ-ходимой обороны, крайней необходимости и т.д. Нет оснований для их назначения и в случае совершения общественно опасного деяния в состоянии невменяемости из-за временного психического расстрой-ства (патологического опьянения, патологического аффекта, реак-тивного состояния и т.п.). Заболевания подобного вида протекают от-носительно быстро и заканчиваются выздоровлением. Необходимое условие — состояние психики больного, представляющее опасность для общества или свидетельствующее о высокой вероятности совер-шения новых общественно опасных деяний. В части 2 ст. 97 УК РФ указывается, что принудительные меры медицинского характера на-значаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вре-да либо с опасностью для себя или других лиц.

Так же как тяжесть преступления уже сама по себе во многом ха-рактеризует личность преступника, так и факт совершения тяжкого деяния в целом предопределяет общественную опасность личности не-вменяемого и, стало быть, применение принудительного лечения. Если же суд установит, что лицо, хотя и совершило общественно опасное деяние будучи невменяемым, но по характеру содеянного и психиче-скому состоянию не опасно для окружающих, лечение должно прово-диться в общем порядке. В этом случае необходимые материалы пере-даются органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения социаль-ного обеспечения, как это предусмотрено законодательством Россий-ской Федерации о здравоохранении (ч. 4 ст. 97 УК РФ).

Третью категорию лиц, в отношении которых применяются принудительные меры медицинского характера, составляют лица, совер-шившие преступление и страдающие расстройствами, не исключаю-щими вменяемости. Они в силу психического расстройства не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опас-ность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Указанное обстоятельство учитывается судом при определении наказания и слу-жит основанием для применения принудительных мер медицинского характера (ч. 2 ст. 22 УК РФ).

Таким образом, к данным лицам принудительные меры медицин-ского характера применяются наряду с наказанием.

Уголовное законодательство к целям принудительных мер медицинского характера относит: излечение больных или улучшение их психического состояния; предупреждение совершения новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса (ст. 98). Необходимо иметь в виду, что указанное лечение предпола-гает либо полное выздоровление, либо такое улучшения состояние больного, при котором он перестает быть общественно опасным. При-нудительное лечение объективно также направлено на обеспечение безопасности такого лица для самого себя, проведения мер социаль-ной реабилитации. Кроме того, принудительные меры медицинского характера, применяемые к лицам, страдающим психическими рас-стройствами, не исключающими вменяемости, способствуют достиже-нию целей уголовного наказания.

Для реализации названных в статье 98 УК РФ целей принуди-тельных мер медицинского характера к лицам, находящимся на лече-нии, применяются необходимые методы диагностики, лечения и реа-билитации, разрешенные в установленном законом порядке. Выбор медицинских средств обусловлен исключительно клиническими показаниями, так как они используются только для диагностики и лече-ния лиц с психическими расстройствами и не могут применяться для наказания пациента или в интересах других лиц.

Назначение принудительных мер медицинского характера явля-ется правом, а не обязанностью суда (ч. 1 ст. 97 УК РФ).