Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
уголовное право ответы на вопросы.doc
Скачиваний:
58
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
2.35 Mб
Скачать

36. Основание ответственности соучастников. Пределы вменения соучастникам объективных и субъективных признаков. Назначение наказания за преступление, совершенное в соучастии.

Соучастие не создает каких-либо особых оснований уголовной от-ветственности. На соучастников распространяются общие принципы ответственности по уголовному праву, согласно которым основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержаще-го все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом России (ст. 8). В статьях Особенной части Кодекса составы преступлений, как правило, описываются исходя из совершения их одним лицом. Вместе с тем по прямому указанию части 2 ст. 34 УК РФ диспозиция статей Особенной части, определяющих конкрет-ное преступление, одновременно описывает исчерпывающим образом и действия исполнителя (соисполнителя).

Ответственность соучастников должна быть самостоятельной и строго индивидуальной. Любое из совместно действующих лиц долж-но отвечать только за свои деяния и лишь в пределах личной винов-ности.

Основание ответственности иных соучастников определяется с учетом следующих обстоятельств. Во-первых, признаки состава преступления указываются не только в Особенной части, но и в Об-щей (характеристика субъекта, вины, признаки неоконченной пре-ступной деятельности и т.д.). Во-вторых, совместная преступная деятельность нескольких лиц регламентируется тесно взаимосвязан-ными и образующими единую систему нормами Общей и Особенной частей. В Общую часть применительно к соучастию выносится ха-рактеристика «сложного субъекта» преступления и определяются правила его ответственности. Причем положения Общей части носят универсальный характер и имеют значение для правоприменителя во всех случаях, когда он сталкивается с конкретной общественно опасной совместной деятельностью, предусмотренной статьей Осо-бенной части Уголовного кодекса. В Особенной части описываются конкретные составы преступлений. Поэтому, когда преступление совершается одним лицом, для обоснования его ответственности достаточно общих правил. Когда же преступление совершается не-сколькими лицами, то в действие вступают специальные нормы Об-щей части, и для наличия состава преступления каждого из участни-ков нужно устанавливать не только признаки Особенной части, но также и признаки, которые согласно положениям статей 32 — 36 УК РФ характеризуют деятельность нескольких лиц, совместно со-вершающих определенное преступление. Каждый из соучастников, какие бы действия в совместно совершенном преступлении он ни вы-полнял, подлежит уголовной ответственности на том основании, что он сам, действуя виновно, посягает на охраняемые уголовным зако-ном общественные отношения, а его личный вклад носит характер общественно опасной деятельности.

Согласно части 1 ст. 34 УК РФ ответственность соучастников оп-ределяется характером и степенью участия каждого из них в совер-шенном преступлении. Следовательно, ответственность лица зависит, прежде всего, от того, какую функцию оно выполняло в совершенном преступлении. Если лицо полностью или частично, единолично или с кем-либо непосредственно выполняет объективную сторону преступ-ления, то оно признается исполнителем (соисполнителем), и его дей-ствия квалифицируются только по статье Особенной части Уголовно-го кодекса (ч. 2 ст. 34 УК РФ). Когда же соучастник не принимает непосредственного участия в выполнении объективной стороны, но содействует исполнителю различным образом в качестве организато-ра, подстрекателя или пособника, его действия квалифицируются по статье, вменяемой исполнителю совместно совершенного преступле-ния, со ссылкой на статью 33 УК РФ. Такая ссылка необходима по той причине, что иные соучастники сами непосредственно конкретно-го состава преступления не выполняют, а описание объективной сто-роны конкретных преступлений рассчитаны на индивидуальные дей-ствия субъекта. Состав преступления организатора, подстрекателя и пособника, как отмечалось выше, слагается из признаков, указанных в статье 33 УК РФ и статье Особенной части, охватывающей деяние исполнителя. Если лицо одновременно выполняет функции исполни-теля и подстрекателя (пособника, организатора), квалификация осу-ществляется по правилам части 2 ст. 34 (ч. 3 ст. 34) УК РФ.

Применяя вышеуказанные правила, вместе с тем следует иметь в виду два обстоятельства. Первое: законодатель подчеркивает, что на-казуемость соучастника зависит как от выполняемых функций, так и от степени участия лица в совершенном преступлении, а также значе-ния этого участия для достижения цели преступления, т.е. необходи-мо учитывать фактический вклад лица в совместную деятельность (ч. 1 ст. 67 УК РФ). Поэтому, несмотря на то что по общему правилу пособник и подстрекатель наказываются более мягко, чем исполни-тель, в конкретном случае реальное наказание подстрекателя может быть и более суровым, нежели исполнителя. Второе: все соучастники отвечают за одно и то же преступление, которое, как правило, описывается в одной статье Особенной части Кодекса или в одной части статьи. Вместе с тем возможны случаи, когда преступления будут предусмотрены в разных статьях и, более того, в разных главах и разделах российского Уголовного кодекса. Такое положение может создаться, когда речь идет об общей и специальной норме, квалифи-цированной какими-либо обстоятельствами, которые могут быть вме-нены лишь одному соучастнику. Например, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ) возможно только в случае знания того обстоятельства, что потерпевший являет-ся сотрудником правоохранительного органа. Если кто-либо из со-участников, действуя совместно с другими лицами, не осознает ука-занного обстоятельства, то его действия в отличие от иных соучастни-ков должны квалифицироваться не по статье 317, а по статье 105 УК («Убийство»).

Соучастники отвечают за самостоятельные действия. Вместе с тем, поскольку с совершаемым преступлением они связаны через действия (бездействие) исполнителя, вопрос об окончании преступления реша-ется в зависимости от стадии осуществления действий исполнителя. Когда исполнителю преступления не удается довести до конца совме-стно задуманное по причинам, не зависящим от него (вынужденно), остальные соучастники в зависимости от стадии совершения преступ-ления исполнителем несут ответственность за приготовление к пре-ступлению или покушение на преступление (ч. 5 ст. 34 УК РФ).

Выделение в качестве форм соучастия организованной группы и преступного сообщества (преступной организации) как институтов Общей и Особенной частей Уголовного кодекса обусловило необхо-димость законодательного определения пределов ответственности ор-ганизаторов и участников этих объединений. В соответствии с ча-стью 5 ст. 35 УК РФ лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководив-шее ими, подлежит уголовной ответственности за их организацию и руководство ими, а также за все совершенные организованной груп-пой или преступным сообществом (преступной организацией) пре-ступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) несут уголовную ответственность за участие в них, а также за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали. Таким образом, виновным лицам должны вменяться конкретно совершенные ими действия, которые охватываются при-знаками организации группы или преступного сообщества (преступ-ной организации), а также те преступления, которые совершаются во исполнение планов группы или сообщества и отражают характер их деятельности. Однако в последнем случае необходимо, чтобы совер-шаемые преступления охватывались умыслом организаторов и руко-водителей организованной группы, сообщества или его структурных подразделений, а участники принимали непосредственное участие в их подготовке вне зависимости от их последующего участия в совер-шении конкретных преступлений. Если характер подготавливаемых и совершаемых преступлений существенно изменяется и получает иную уголовно-правовую характеристику, содеянное не может вме-няться виновным, поскольку оно не охватывалось умыслом соучаст-ников и, следовательно, отсутствует субъективное основание уголов-ной ответственности за соучастие.

В Особенной части Кодекса законодатель предусмотрел четыре случая, когда ответственность для организаторов и участников воору-женного формирования (ст. 208), банды (ст. 209), преступного сооб-щества (преступной организации) (ст. 210) и экстремистского сооб-щества (ст. 2821) наступает как за оконченное преступление незави-симо от того, совершили ли эти объединения в последующем какие-либо преступления или нет.

Организатор преступной группы в случаях, когда она предусмот-рена в качестве конститутивного или квалифицирующего признака конкретного преступления, отвечает как соисполнитель без ссылки на статью 33 УК РФ за все преступления, совершенные группой. Если лицо организует конкретное преступление, его действия квалифици-руются по статье 33 и по той статье Особенной части, которая преду-сматривает организованное им преступление.

Преступления, совершаемые в соучастии, точно так же как и сами соучастники, могут характеризоваться различными объективными и субъективными признаками. В связи с этим возникает вопрос о пре-делах вменения соучастникам различных элементов, характеризую-щих деяние, совершенное исполнителем. По общему правилу объек-тивные признаки, характеризующие деяние (способ, время соверше-ния преступления и т.д.) и имеющиеся на стороне одного, вменяются в ответственность другим соучастникам, если они охватывались их умыслом. Субъективные признаки, характеризующие свойства само-го деяния (особые мотивы и цели), также вменяются другим соучаст-никам при условии, что они осознавались ими. Однако если субъек-тивный признак целиком связан с личностью исполнителя, то он вме-няется только его носителю вне зависимости от того, знают ли о нем другие соучастники.

Данное правило последовательно применяется и в институте назначения наказания. Согласно части 2 ст. 67 УК РФ смягчающие или отягчающие обстоятельства, относящиеся к личности одного из соучастников, учитываются при назначении наказания только этому со-участнику. Перечень таких обстоятельств приведен в статьях 61 и 63 УК РФ.

Индивидуализация наказания соучастников осуществляется в со-ответствии с положениями статьи 67 УК РФ на основе общих начал назначения наказания. В частности, совершение преступления в со-ставе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, органи-зованной группы или преступного сообщества (преступной организа-ции), а также особо активная роль в совершении преступления учи-тываются в качестве обстоятельств, отягчающих наказание (п. «в» и «г» ч. 1 ст. 63 УК РФ). Вместе с тем следует учитывать и положения, предусмотренные в части 3 ст. 61 и части 2 ст. 63 УК РФ, согласно которым, если смягчающее или отягчающее обстоятельство преду-смотрено соответствующей статьей Особенной части Уголовного ко-декса в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.