Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
уголовное право ответы на вопросы.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
2.35 Mб
Скачать

17. Факультативные признаки объективной стороны преступления и их троякое значение.

Факультативные признаки объективной стороны состава преступления — признаки, имеющие избирательное правовое значение. Являясь факультативными с точки зрения общего понятия состава преступления, эти признаки в каждом конкретном составе преступления имеют обязательное значение (других признаков в составах конкретных преступлений и быть не может).

В отличие от признаков деяния, последствий и причинной связи, они не определяют конструкцию состава преступления и избираются законодателем при создании уголовно-правовой нормы, как правило, для того, чтобы отразить в ней особенные обстоятельства, влияющие на степень общественной опасности конкретного преступления (или специфику его характера), а именно — место, время, способ, обстановку совершения преступления.

Место совершения преступления — это определенное уголовным законом пространство, на котором было совершено преступное деяние.

Следует различать уголовно-правовой и процессуальный аспекты характеристики места совершения преступления.

С точки зрения уголовно-процессуального закона, целей правосудия установление места (и времени) совершения преступления — необходимый этап полного, объективного и всестороннего исследования обстоятельства дела. В силу этого по уголовно-процессуальному закону установление обстоятельств места и времени совершения преступления является общим требованием к процессуальному доказыванию. В процессуальном аспекте место трактуется как пространство, имеющее географические и административные координаты. Для установления истины по делу необходимо с максимально возможной точностью воссоздать реальные обстоятельства совершения преступления. Поэтому место, время совершения преступления — обстоятельства, имеющие неизменное процессуальное значение. Но то, что значимо для процесса доказывания, для установления истины, не всегда имеет собственное уголовно-правовое значение.

Место и время совершения преступления в уголовном праве — самостоятельные юридические признаки преступления. Это существенно отличает их уголовно-правовое значение от процессуального. Уголовно-правовое значение имеет не само место (как пространство), а указанные в законе обстоятельства места (и времени) совершения преступления.

Самостоятельное юридическое значение обстоятельства места совершения преступления имеют только в тех случаях, когда они включаются законодателем в содержание уголовно-правовой нормы. Иногда этот признак используются по законодательному умолчанию.

В статье 227 УК РФ нет прямого указания на «открытое море» как место совершения пиратства. Однако этот признак подразумевается законодателем как такой, по которому пиратство отличается от нападения с целью завладения чужим имуществом, соединенного с насилием, опасным для жизни и здоровья, или угрозой применения такого насилия (разбоя — ст. 162 УК РФ).

Уголовный кодекс России определяет место совершения преступления посредством правовых критериев (статусов): открытое море (нейтральные воды), территориальные воды, особая экономическая зона, континентальный шельф, территория заповедника или заказника, таможенная граница, территория РФ и др.

Место совершения преступления определяется в Уголовном кодексе и как пространство, имеющее особое социальное значение — общественное место; жилище; хранилище; место захоронения человека; зона экологического бедствия; места нереста или миграционные пути к местам нереста; море или водный путь (с точки зрения не территории, а природной среды, естественных ресурсов) и др.

Место совершения преступления может иметь и криминологическое значение. Исследователи отмечают, что грабежи и разбои чаще совершаются в подъездах, дворах жилых домов, на улицах (82 %). Типичными местами краж, совершаемых несовершеннолетними, являются учебные заведения (42,1 %), магазины и иные торговые организации (15,5 %).

По справедливому мнению А. А. Ашина, криминологическое значение обстоятельств совершения преступления не должно выходить за рамки профилактики преступлений и вторгаться в сферу криминализации (установления преступности деяния, дифференциации уголовной ответственности) и правосудия (индивидуализации ответственности). Например, общественная опасность кражи, категория преступления и мера ответственности лица за его совершения не могут зависеть от того, что преступление совершено в типичном для краж месте. Правовой критерий значения места совершения преступления, вытекающий из буквы уголовного закона, является объективным1.

Время совершения преступления также может рассматриваться во всех указанных выше аспектах. В соответствии с частью 2 ст. 9 УПК РФ время совершения преступления — это временной промежуток, в течение которого совершается преступление. Для реальных обстоятельств совершения преступления, их установления и доказывания, конечно, имеют значение астрономические критерии времени совершения преступления: без них невозможно определить границы преступления как факта реальной действительности. Также для криминологов время совершения преступления может сообщить информацию для прогнозирования, например, роста насильственных преступлений сексуального характера в весеннее, летнее время года, темное время суток и т.п.

Иное значение имеют признаки состава преступления. Состав преступления — юридическая абстракция. Система его элементов и признаков подчинена цели установления юридических оснований ответственности. Это определяет и специфику определения времени совершения преступления как юридического признака. Характерной особенностью времени совершения преступления в уголовном праве является то, что этот признак требует законодательного определе ния. Например, в английском уголовном праве совершение хищения в ночное время квалифицируется как «берглери» (ночная кража со взломом). По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. совершение кражи в ночное время являлось квалифицирующим признаком в составе воровства.

Нетрудно заметить, что время совершения преступления в указанных законодательных трактовках, так же как и в уголовно-процессуальном праве, имеет астрономическое значение. Оно не противоречит уголовно-правовому только потому, что астрономический критерий избрал законодатель — это в его власти.

Однако в Уголовном кодексе РФ нет ни одной статьи, где бы время совершения преступления имело такое (астрономическое) значение. Вообще законодатель почти не использует этот признак в Особенной части Кодекса. Единственное упоминание о нем содержится в статье 106 УК РФ : «Убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу после родов...»

Согласно Уголовному кодексу уголовная ответственность за преступления, совершенные в военное время или в боевой обстановке, определяется законодательством военного времени. По смыслу уголовного закона «военное время» характеризует скорее обстановку совершения преступления, а не астрономический отрезок времени как физическую величину.

Признак времени используется законодателем для характеристики действия уголовного закона (ст. 9 УК РФ), а время совершения преступления определяется как «время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий».

Дл я уголовного закона безразлично, в какой день года, время суток, час совершено преступление (и сколько времени оно длилось или продолжалось). Для основания уголовной ответственности по Уголовному кодексу России время значимо лишь как формальное (указанное в законе) обстоятельство, продолжительность юридически значимой ситуации: время, определяемое продолжительностью физиологического процесса родов (ст. 106 УК РФ) ; период действия закона (ст. 9 УК РФ) ; срок, установленный для возвращения на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ). Как видно, признак времени совершения преступления используется законодателем в тех случаях, когда преступность и (или) наказуемость деяния ставится им в зависимость от периода действия других юридически значимых обстоятельств (периода действия закона — ст. 9 УК РФ, срока уплаты налоговых платежей — ст. 198, 199 УК РФ, срока возвращения из-за границы средств в иностранной валюте — ст. 193 УК РФ, периода процесса родов — ст. 106 УК РФ). Таким образом, время совершения преступления — это указанный в законе период действия обстоятельств, имеющих значение для определения преступности и наказуемости деяния. В этой трактовке время означает то же, что и обстановка совершения преступления.

Характеристика признаков «места» и «времени» совершения преступления показывает, что в уголовном праве имеют значение не сами понятия места и времени совершения преступления, а обстоятельства места и времени совершения преступления, имеющие уголовно-правовое значение.

Способ совершения преступления — такие указанные в законе обстоятельства, которые характеризуют методы, орудия и средства, используемые лицом при совершении преступления.

В тексте уголовного закона способ совершения преступления имеет различные формы описания. Оценочное описание способа совершения преступления, как правило, используется в тех случаях, когда он увеличивает степень общественной опасности преступления, так как характеризует интенсивность преступной деятельности, тяжесть последствий. В этом качестве признак способа совершения преступления используется законодателем, например, в пунктах «д» и «е»тч. 2 ст. 105, пунктах «б» и «в» ч. 2 ст. 111 и других статьях УК РФ.

В таких случаях способ совершения преступления, как правило, имеет значение признака, усиливающего наказуемость преступления (квалифицирующего признака).

Описание метода совершения преступления характеризует формальную содержательную сторону способа совершения преступления. В этом качестве признак способа в составе преступления может иметь различное значение:

— являться признаком основного состава;

— играть роль квалифицирующего признака, усиливающего наказуемость преступления.

Так, в статье ПО УК РФ законодатель описывает метод доведения до самоубийства, раскрывая содержательную сторону способа совершения этого преступления: «Путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства». Эти указанные в законе обстоятельства определяют преступность деяния и отграничивают его от другого неодобряемого поведения (агрессии, равнодушия и т.п.).

Метод совершения хищения разграничивает кражу (тайное хищение — ст. 158 УК РФ), грабеж (открытое хищение — ст. 161 УК РФ), разбой (хищение, соединенное с насилием, опасным для Жизни и здоровья, или угрозой применения такого насилия — ст. 162 УК РФ) и мошенничество (хищение путем обмана или злоупотребления доверием — ст. 159 УК РФ).

В составе преступления, предусмотренного статьей 188 УК РФ, признаки контрабанды ставятся законодателем в формальную зависимость от метода совершения этого преступления: «перемещение...через таможенную границу РФ товаров или иных предметов.., совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием».

В других случаях метод совершения преступления играет роль квалифицирующего признака. В этом качестве часто выступает признак использования служебного положения при совершении преступления — часть 2 ст. 137, пункт «6» ч. 2 ст. 282, часть 3 ст. 256 и др. статьи УК РФ.

Орудия преступления — предметы материального мира, применяемые лицом для расширения своих физических возможностей.

В этом смысле их можно назвать приспособлениями, такими, как орудие взлома в руках вора, нож в руках разбойника. В большинстве составов преступлений, предусмотренных в Особенной части Уголовного кодекса, орудия преступления относятся к способу его совершения, поскольку законодатель указывает на их применение (например,

в ч. 2 ст. 162, ст. 213 УК РФ). В одном случае применение оружия (или предметов, используемых в качестве оружия) является признаком квалифицированного состава, а в другом случае — признаком основного состава.

Наличие оружия (вооруженность), в отличие от применения оружия, не относится к способу совершения преступления, а имеет самостоятельное юридическое значение, т.е. выступает в роли отдельного признака объективной стороны состава преступления — статья 208 УК РФ («Организация незаконного вооруженного формирования или участия в нем»); статья 209 УК РФ («Бандитизм») (создание устойчивой вооруженной группы).

Средством совершения преступления является использование свойств предметов, процессов или явлений материального мира, которое служит необходимым звеном в процессе причинения вреда охраняемым законом общественным отношениям. Например, согласно части 1 ст. 205 УК РФ терроризм может заключаться в производстве взрыва с целью оказания воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями. Средством для производства взрыва служит взрывное устройство, свойства взрывных веществ. Средства преступления сами являются носителями опасных свойств. Орудия преступления этим качеством не обладают.

Средства совершения преступления имеют сходство с признаком его способа (метода). В то же время сходство не означает тождества этих признаков. Способ так же, как орудие совершения преступления, характеризует содержательную сторону деятельности, а средство — характер причинения. В развитии причинной связи средство совершения преступления выступает посредником между лицом — деятелем (причинителем) и результатом. Таким образом, способ и средства совершения преступления отражают различные стороны преступления — содержание деятельности и ее последовательность.