Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
уголовное право ответы на вопросы.doc
Скачиваний:
58
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
2.35 Mб
Скачать

33. Понятие, признаки и значение соучастия.

Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления.

Соучастие в преступлениях отличается от случаев совершения преступлений вследствие случайного стечения действий нескольких лиц, направленных на один и тот же объект посягательства, но дейст-вующих отдельно друг от друга и не объединенных единым умыслом. К соучастию относятся лишь те совершенно своеобразные случаи сте-чения преступников, в коих является солидарная ответственность всех за каждого и каждого за всех; в силу этого условия учение о со-участии и получает значение самостоятельного института. Одновре-менно следует подчеркнуть, что понятие соучастия, представленное в Общей части Уголовного кодекса России, носит универсальный ха-рактер и поэтому должно применяться во всех случаях, когда речь идет о групповом преступлении, в том числе и предусмотренных в конкретных статьях Особенной части Кодекса.

Одним из основополагающих принципов уголовного права является индивидуальная ответственность лица за совершение преступления. Указание статьи 8 УК РФ, что лицо может быть подвергнуто мерам уголовно-правового характера только тогда, когда оно совершит деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренные Уголовным кодексом, не означает равную ответственность соучастников. Принцип равенства граждан перед законом (ст. 4 УК РФ) следует понимать в смысле равных оснований привлечения к уголовной ответственности. Индивидуализация ответственности применяется лишь в отношении лица, совершившего преступление, и преследует цель оптимального выбора меры уголовно-правового воз-действия. В частности, согласно части 1 ст. 34 УК РФ «ответствен-ность соучастников преступления определяется характером и степе-нью фактического участия каждого из них в совершении преступле-ния». Поэтому основания и пределы ответственности соучастников лежат не в действиях исполнителя, а в действиях, совершенных лич-но каждым соучастником. Примером может служить эксцесс испол-нителя, при котором остальные соучастники отвечают не за фактиче-ски содеянное исполнителем, а в пределах, ранее обусловленных ими. При смерти исполнителя, его невменяемости или недостижении им возраста уголовной ответственности либо освобождении от уго-ловной ответственности на основании статей 75, 76 УК РФ соучаст-ники тем не менее привлекаются к уголовной ответственности на об-щих основаниях за виновное совершение ими общественно опасного деяния. Следует также отметить, что добровольный отказ исполните-ля от совершения преступления отнюдь не означает исключение от-ветственности других соучастников (см. особенности добровольного отказа соучастников). О зависимости ответственности соучастников от ответственности исполнителя можно говорить лишь в том смысле, что исполнитель реализует преступные намерения соучастников, и ес-ли ему не удается осуществить это намерение, достичь преступного результата, то ответственность остальных соучастников, так же как и для исполнителя, наступает за приготовление или покушение на пре-ступление.

Соучастие в преступлении является особой формой преступной деятельности, в которой находит свое отражение объединение усилий нескольких лиц в целях достижения единого для соучастников пре-ступного результата. Данная форма деятельности при прочих равных условиях является более опасной по сравнению с индивидуальными действиями отдельных лиц. Причем уровень опасности совершенного в соучастии преступления всегда будет выше, нежели общественная опасность деяния, выполненного индивидуально действующим лицом уже в силу того непреложного факта, что любое объединение людей является более производительным и эффективным, чем усилия одно-го человека. Кроме того, следует учитывать и психологический фак-тор: соучастие — это не просто объединение действий, но и взаимная поддержка соучастников и объединенное давление на потерпевшего.

Поэтому в числе обстоятельств, отягчающих наказание (п. «в» ст. 63 УК РФ), законодатель указывает и на совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, орга-низованной группы или преступного сообщества (преступной органи-зации). Однако в соответствии с принципами уголовного права соци-альная оценка содеянного, а следовательно, и назначаемая мера нака-зания дается не абстрактной группе лиц в целом, но действиям конкретно определенных и персонифицированных лиц. При этом на меру назначаемого конкретному виновному лицу наказания оказыва-ет влияние не только факт совершения преступления в соучастии, но и значительное количество других факторов, таких, например, как степень участия лица в совершенном преступлении, личностные каче-ства виновного, отягчающие и смягчающие обстоятельства и т.д. По-этому в конкретном случае набор и оценка других факторов могут «перевешивать» то обстоятельство, что преступление совершено в со-участии, и мера назначенного наказания соучастнику законно и спра-ведливо будет при прочих равных условиях ниже, чем индивидуаль-но действующему лицу.

Цели и задачи института соучастия определяются в соответствии с целями и задачами уголовного законодательства. Вместе с тем он имеет и свое специальное назначение, которое выражается в следую-щем. Во-первых, его закрепление в законе позволяет обосновать от-ветственность лиц, которые сами непосредственно не совершали преступление, но определенным образом способствовали его выпол-нению. Тем самым он позволяет определить круг деяний, непосредст-венно не предусмотренных в нормах Особенной части Уголовного ко-декса, но представляющих общественную опасность и, следователь-но, требующих уголовно-правового реагирования. Во-вторых, он позволяет определить правила квалификации действий соучастни-ков. Наконец, в-третьих, выработанные им критерии позволяют ин-дивидуализировать ответственность и наказание в отношении лиц, принимавших то или иное участие в совершении преступления, в со-ответствии с принципами законности, виновности и справедливости уголовного преследования.

Соучастие характеризуется объективными (количественным — множество субъектов и качественным — совместность их деятельности) и субъективными (совместность умысла в совершении умышленного преступления) признаками.

Множественность субъектов означает, что в совершении преступления должно участвовать два и более лица, подлежащих уголов-ной ответственности. Поэтому для привлечения к ответственности за соучастие в совершении преступления необходимым является не про-сто наличие двух и более лиц, но также вменяемость и достижение возраста уголовной ответственности каждого из соучастников вне за-висимости от того, какую роль он выполнял в соучастии. Следова-тельно, если при фактическом совершении преступления какой-либо признак, как в данном случае множественность субъектов, будет от-сутствовать, то нельзя и говорить о соучастии.

Совместность деятельности соучастников означает выполнение действия сообща, когда каждый соучастник своими действиями вно-сит свой вклад в совершение преступления. При этом соучастники могут быть как соисполнителями, когда каждый из них одновременно или в разное время полностью или частично выполняет объективную сторону преступления, так и с распределением ролей, когда объек-тивную сторону выполняет лишь исполнитель, а остальные соучаст-ники выступают в качестве организатора, подстрекателя или пособ-ника. Установление совместности деятельности предполагает выявле-ние следующих обязательных элементов:

— взаимообусловленности деяний двух или более лиц. Конкретное участие отдельных лиц в преступлении по своему характеру мо-жет быть различным, характеризоваться различной степенью интен-сивности и, более того, даже может быть направлено на различные объекты.

Например, П. и Ф. в соисполнительстве совершают убийство С, который является государственным деятелем. При этом П. руководствуется чувством мести на почве личных отношений, а ф. преследует цель отомстить С. за выполнение государственной деятельности. Несмотря на то что П. посягал на жизнь человека как объект уголовно-правовой охраны, а Ф. — на отношения, образующие осно-вы конституционного строя и безопасности государства, оба они соучаствовали в одном преступлении — убийстве. При этом действия П. будут квалифицировать-ся по пункту «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ как совершенные группой лиц или группой лиц по предварительному сговору, а действия ф. по статье 277 УК РФ. В указанных случаях определяющим для соучастников является то обстоятельство, что действия каждого соучастника являются со-ставной частью общей деятельности по совершению преступления, они взаимно дополняют друг друга в направлении совершения еди-ного преступления. Невыполнение своих действий со стороны како-го-либо из соучастников в задуманном месте, установленном време-ни и обстановке делает невозможным совершение соответствующего преступления либо существенным образом затрудняет его соверше-ние;

— единого для соучастников преступного результата.

Суть этого обязательного элемента означает, что соучастники, совершая взаимодополняющие действия, направляют их на достижение обще-го для каждого соучастника преступного результата (причинение смерти, завладение имуществом и т. п.). Случаи, когда лица участ-вуют в совершении одного посягательства, но при этом стремятся к достижению различных последствий, не могут расцениваться как соучастие;

— причинной связи между деянием каждого соучастника и наступившим общим преступным результатом. Причинно-следственные связи при соучастии имеют определенную специфику по сравнению с причинной связью индивидуально действующего лица, которая, пре-жде всего, определяется особенностями объективной стороны совер-шаемого преступления. В материальных составах действия, описан-ные в конкретной статье Особенной части Уголовного кодекса, вы-полняются лишь исполнителем (соисполнителями), действия же других соучастников связаны с преступным результатом через дейст-вия исполнителя, которому они создают все необходимые условия для совершения преступления и тем самым обусловливают наступле-ние необходимого для всех соучастников результата. При этом в про-должаемых преступлениях причинная связь возможна по отношению к любому из запланированных актов, из которых слагается данное преступление. Точно так же соучастие возможно и в длящихся пре-ступлениях на всех стадиях его исполнения до момента окончания (явки с повинной, пресечения преступления помимо воли виновно-го). В формальных составах, когда законодатель не требует наступ-ления последствий для признания деяния оконченным, достаточно установления причинной связи между деянием соучастника и деяни-ем, совершенным исполнителем.

Соучастие возможно на любой стадии совершения преступления (в процессе подготовки преступления, в момент его начала либо в мо-мент совершения в качестве присоединяющейся деятельности), но обязательно до момента его окончания (фактического прекращения посягательства на соответствующий объект). Данное положение вы-текает из того, что только до окончания преступления можно гово-рить о наличии обуславливающей и причинной связи между дейст-виями соучастников и совершенным преступлением. Что касается за-ранее не обещанного укрывательства, то оно находится за пределами института соучастия и в определенных случаях образует самостоя-тельный состав преступления (ст. 316 УК РФ).

Субъективные признаки включают:

Единство умысла соучастников. Одним из основополагающих принципов уголовного права является закрепленный в статье 5 УК РФ принцип вины, согласно которому лицо подлежит уголовной ответст-венности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении кото-рых установлена его вина.

Ответственность организатора, пособника и подстрекателя обусловлена совершенными ими действиями, способствовавшими выполнению преступления исполнителем. Для установления их ответственности за соучастие необходимо наличие умысла на совместное совершение преступления с исполнителем. Представляется, что при односторонней субъективной связи (знания о наличии исполнителя преступления и о признаках, характеризующих предполагаемое дея-ние как преступление) у организатора, пособника и подстрекателя та-кой умысел имеется, и этого достаточно для констатации факта со-участия. При этом организатор, подстрекатель и пособник могут и не знать о существовании друг друга.

Соучастие, как правило, совершается с прямым умыслом, по-скольку объединение психических и физических усилий нескольких лиц для совершения преступления трудно себе представить без жела-ния совместного совершения преступления. Однако вместе с тем не исключена возможность совершения соучастия и с косвенным умыс-лом, например при соисполнительстве и пособничестве. Такой умы-сел возможен при совершении тех преступлений, в которых допуска-ется прямой и косвенный умысел (материальные составы, в которых цель не предусматривается в качестве обязательного элемента, напри-мер в простом убийстве). В формальных составах, а также в тех слу-чаях, когда цель прямо указана в диспозиции статьи или вытекает из содержания деяния (изнасилование, хищение, бандитизм), соучастие возможно только с прямым умыслом.

В отличие от индивидуально действующего лица, для соучастни-ка содержание умысла, как правило, шире, ибо включает в интеллек-туальный и волевой элементы также знание о совместности соверше-ния преступления. Интеллектуальный элемент умысла соучастника отражает осознание общественно опасного характера не только совер-шаемого им лично, но и общественно опасного характера действий, совершаемых другими соучастниками, а также предвидение возмож-ности или неизбежности наступления общественно опасных последст-вий в результате объединенных действий, выполняемых совместно с другими соучастниками. Волевой элемент умысла соучастника вклю-чает в себя либо желание наступления единого для всех преступного результата, либо сознательное допущение или безразличное отноше-ние к единому для соучастников последствию, наступившему в ре-зультате объединения их усилий.

Мотивы и цели, с которыми действуют соучастники, в отличие от общности намерения совершить преступление, могут быть и различ-ными, что значения для квалификации не имеет, но учитывается при индивидуализации наказания. Однако в тех случаях, когда они пре-дусматриваются в диспозиции конкретной статьи Особенной части Уголовного кодекса в качестве обязательных, ответственность за со-участие в преступлении может наступать только для тех лиц, кото-рые, зная о наличии таких целей и мотивов, совместными действиями способствовали их осуществлению. Например, ответственность за ко-рыстное убийство может наступить только для тех соучастников, ко-торые осознают наличие корыстной цели. Для соучастника, который не осознавал это обстоятельство, ответственность наступает за неко-рыстное убийство.

Соучастие только в умышленном преступлении.

Уголовный ко-декс РФ устанавливает, что совместное участие возможно только в умышленном преступлении. Неосторожная вина исключает осведомленность соучастников о действиях друг друга и, следовательно, исключает возможность внутренней согласованности между действиями отдельных лиц. Другого варианта, чем индивиду-альная самостоятельная ответственность неосторожно действующих лиц, законодатель справедливо и обоснованно не оставляет. Неосторожное сопричинение (причинение общественно опасных последствий в результате недобросовестного или легкомысленного отношения к своим служебным обязанностям нескольких лиц) обла-дает более высокой степенью общественной опасности, но представ-ляет собой иное явление, поскольку оно не согласуется с концепцией соучастия как совместного умышленного участия нескольких лиц в совершении умышленного преступления. Однако, учитывая более высокую степень общественной опасности такого рода действий по сравнению с индивидуально действующим неосторожно субъектом, законодатель предусмотрел в ряде статей Особенной части Кодекса в качестве квалифицирующих деяния обстоятельств причинение вреда в результате ненадлежащего исполнения лицом своих профессио-нальных обязанностей (ст. 109, 118, 122, 238 и т.д.). Таким образом, правоприменительные органы получили возможность более строгой оценки случаев неосторожного сопричинения.