Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Сексология (доп.) / Незнанов_Н_Г_,_Яхин_К_К_ред_Современные_проблемы_социальной_и_клинической.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
31.95 Mб
Скачать

Клинико-психологическии анализ женщин-водителей-участниц дорожно-транспортных происшествий в период острой реакции на стресс

Шпорт СВ., Бедина И.А.

ФГБУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского» Минздраесоцразеития России, Москва

Цель исследования: выделение клинических и пси­хологических особенностей реагирования на психическую травму у женщин-водителей-участниц дорожно-транспортных происшествий в период острой реакции на стресс.

Материалы и методы исследования: обследовано 80 женщин-водителей-участниц дорожно-транспортных проис­шествий в период острой реакции на стресс. Первую группу составили женщины с гиперактивной формой реагирования на стрессовую ситуацию. Вторую группу составили женщины с гипокинетической формой реагирования на стрессовую ситу­ацию. В третью группу вошли женщины с внешне адекватной формой реагирования на стрессовую ситуацию. В работе ис­пользовались клинико-психопатологический, психологический и статистический методы исследования.

Результаты: Особенности поведения и уровень дезор­ганизации психической деятельности обследуемых женщин в остром периоде стрессовой ситуации (дорожно-транспортное происшествие) позволили выделить у них следующие формы реагирования на психическую травму: гипрекинетическую, гипокинетическую, внешне адекватную. Несмотря на разные типы реагирования, у всех обследуемых обнаруживалась ост­рая реакция на стресс.

У женщин с гиперкинетической формой коэффициент вегетативного тонуса Шипоша составил 1,10 баллов, что ука­зывает на наличие у обследуемых эрготропных тенденций. Личность в стрессовой ситуации опирается не на собственные силы, а, в первую очередь, ищет поддержку и помощь среди окружающих. Обследование женщин с гиперкинетической формой реагирования с помощью Шкалы дифференциальных эмоций показало преобладание негативных эмоций над пози­тивными. Анализ 10 базовых эмоций (по К. Изарду) выявил ведущие эмоции в стрессовой ситуации: печаль (8, 67;N =4,0), вина (8,0; N=4,0), гнев (7,0; N=4,0). Менее выражены такие эмо­ции как удивление (7,33; N=6,0), страх (6,83; N = 5,0), презре-

н

<

СП

rf

<

>

н

и

Н

^

и

<

ч

О

л

1-4

в

(N1

«

О

<

(N

§

Рч

И

m

й=1

т

н

Рч Н

W

о

«

Рч

н->

Н

<

в

X

в

и

в

167

н н

ни

о

и

н и « о

и

В Е 8 В и В о н

иВ* SHS

У ° в

^ ■< в

э°Вг

им в/ «и о

S'B" й 8 3

Нв§

5 2 Рн оВгВ

s"a

К. И л

&§!

к ■< U

<%%

иВЯ

gel

6 ч ^ у £ <

й-, m £

mq<;

Ы6&

H в < Sum

m В к

н

<

С"1

rf

<

>

H

и

H

^

и

<г

4

о

л

1-4

в

(N1

н

о

<

(N

§

Рч

И

m

й=1

т

н

Рн

н

W

о

«

Рн

П")

Н

<

В

*

н

и

в

н н

ни

о

н и « о

и

В Е 8 В и ffi о н

«S* SHS

go's

^ ■< в

им и; «и о

S'B~

< 8 з

ИЯО

5 2 Рн оВгВ

s"a

К. щ нЧ к ^ U

<%%

osg

g S1

К М и

6 ч ^

IP й=| " р

<;sm

wp<

Ыб&

"HP

0Н<

m В я

ние (6,17; N = 5,0), отвращение (6,50; N=4,0), стыд (5,17; N=4,0). А также редукция эмоций интереса (6,33; N = 11) и радости (3,00; N=8). Использование методики косвенного измерения системы самооценок обнаружил низкий показатель самооцен­ки (r=0,13; N =0,73), что свидетельствует о низкой самооценке, утрате доверия к себе, низком восприятии своей значимости в сравнении с другими (р<0,05). С другой стороны, личность готова к самообвинениям и видением в себе преимущественно недостатков.

У женщин гипокинетической формой реагирования коэффициент вегетативного тонуса Шипоша составил 1,20 бал­лов, что указывает на наличие эрготропных тенденций. Обсле­дование женщин с гипокинетической формой реагирования с помощью Шкалы дифференциальных эмоций показало уравно­вешенность позитивных и негативных эмоций, что свидетель­ствует о высокой приспособляемости к трудностям. Анализ 10 базовых эмоций (по К. Изарду) выявил ведущие эмоции в стрессовой ситуации:печаль (6, 5;N =4,0), вина (5,0; N=4,0), гнев (5,17; N=4,0), отвращение (4,17; N=4,0). Не выражен - стыд (4,0; N = 4,0). Практически отсутствует страх (4,5; N = 5,0), презре­ние (4,50; N = 5,0), удивление (5,33; N=6,0). А также редукция эмоций интереса (5,16; N = 11) и радости (4,00; N = 8).Исполь-зование методики косвенного измерения системы самооценок обнаружил коэффициент самоприятия приближен к норматив­ному показателю (г=0,55; N=0,73). Следовательно, выявляется некоторая повышенная готовность к самообвинению и видение в себе преимущественно недостатков, заниженная самооценка (р<0,05).

У женщин с внешне адекватной формой реагирования коэффициент вегетативного тонуса Шипоша составил 1,47 баллов, что указывает на наличие эрготропных тенденций. Обследование женщин с внешне адекватной формой реагиро­вания с помощью Шкалы дифференциальных эмоций показало уравновешенность позитивных и негативных эмоций. Анализ 10 базовых эмоций (по К. Изарду) выявил ведущие эмоции в стрессовой ситуации:печаль (9,25;N =4,0), гнев (6,53; N=4,0), вина (5,94; N=4,0), стыд (5,65; N = 4,0), отвращение (5,65; N=4,0), удивление (7,52; N=6,0), страх (5,29; N = 5,0). Показа­тель эмоции презрения снижен незначительно (4,64; N=5,0). А также редукция эмоций интереса (4,88; N = 11) и радости (4,41; N = 8).Использование методики косвенного измерения системы самооценок обнаружил коэффициент самоприятия равен 0, 51 (N= 0,73), что свидетельствует о том, что предста­вители данной группы одобряют себя в целом, доверяют себе и воспринимают себя с положительной стороны. В меньшей степени они видят в себе недостатки.

Таким образом, данные психопатологического и пси­хологического обследований подтверждают разноплановость реагирования на чрезвычайную ситуацию у женщин-водите­лей-участниц дорожно-транспортных происшествий в период острой реакции на стресс.

ДИНАМИКА СУИЦИДАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Яхин К.К., Калмыков Ю.А.

Казанский государственный медицинский университет

ГАУЗ «Республиканская клиническая психиатрическая больница им. акад. В.М. Бехтерева Министерства здравоохранения Республики Татарстан», г. Казань, Республика Татарстан

Цель исследования: выявить динамику распростра­ненности самоубийств среди населения Республики Татарстан, в том числе среди детей и подростков, а также структуру обра­щений за кризисной медико-психологической помощью в суи­цидологическую службу.

Начиная с основоположника современной суицидоло-гии Эмиля Дюркгейма все исследователи единодушны в том, что существенное влияние на суицидальное поведение оказы­вают общественно-политические, экономические и культураль-ные факторы (Дюркгейм Э., 1994; Вагин Ю.Р., 2001; Ефремов B.C., 2004; Старшенбаум Г.В., 2005; Вассерман Д., 2005; Зотов М.В., 2006; Войцех В.Ф., 2008; Положий Б.С., 2012). Поэтому не вызывают удивления большие различия в распространен­ности суицидов не только в различных странах, но даже в разных регионах одного государства. Довольно сложно точно оценить степень влияния тех или иных факторов на частоту са­моубийств, однако мы считаем важным осуществлять анализ динамики суицидальных тенденций для принятия адекватных мер по оказанию помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением. В связи с этим в Татарстане прово­дится работа по организации мониторинга завершенных суици­дов и суицидальных попыток.

Несмотря на мировой экономический кризис, суицид­ный показатель в Республике Татарстан на протяжении пос­ледних семи лет имел устойчивую тенденцию к снижению и в итоге снизился за этот период с 36,8 случаев на 100 тысяч населения в 2005 году до 22,2 случаев в 2011 году. По нашему мнению этот факт не должен вызывать чрезмерного оптимиз­ма, так как показатель остается высоким. Некоторые страны Европы с более низким уровнем суицидов имеют, в отличие от России, государственные программы по их превенции (Вой-цех В.Ф., 2008).

Тенденция к снижению суицидного показателя в Та­тарстане соответствует аналогичной динамике по России в целом. Также соответствует общероссийской динамике бо­лее тревожная ситуация в республике по суицидам среди не­совершеннолетних. Так, если в 2007 году в Татарстане было зарегистрировано 5 случаев завершенных суицидов среди не­совершеннолетних (в абсолютных цифрах), то в 2008 году тако­вых было уже 27, в 2009 году - 15, в 2010 году - 16, а в 2011 году - 19 случаев (по данным Федеральной службы государственной статистики). В связи с этим, в настоящее время в республике проводится активная работа по усилению межведомственного взаимодействия с целью профилактики детских и подростко­вых суицидов.

Анализ структуры обращений за кризисной медико-психологической помощью в суицидологическую службу Рес­публиканской клинической психиатрической больницы МЗ РТ показал, что чаще всего у суицидентов выявлялись суп­ружеские и любовные конфликты, проблемы с психическим здоровьем, конфликты между родителями и детьми, алкоголь­ная зависимость, одиночество, конфликты с окружающими, проблемы на работе или учебе. В 2011 году в связи с трагедией на теплоходе «Булгария» значительно увеличилось число об­ращений в суицидологическую службу в связи с реакцией на утрату близкого человека (338 человек; на 25% больше, чем в 2010 году).

Актуальность проблемы суицидов, а также необходи­мость готовности психиатрической службы к оказанию помощи потерпевшим в случае возникновения чрезвычайной ситуации привели в декабре 2011 года к существенному усилению кад­рового состава и технической оснащенности суицидологичес­кой службы Республиканской клинической психиатрической больницы.

<

со

<

<

о