Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Сексология (доп.) / Незнанов_Н_Г_,_Яхин_К_К_ред_Современные_проблемы_социальной_и_клинической.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
31.95 Mб
Скачать

Кузьмина св.

ГБОУВПО «Казанский ГМУ», г. Казань

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ звучит: "Здо­ровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов". Содействие сохранению психического благополучия - одно из основных направлений социальной ра­боты в современных обществах.

По оценкам специалистов, каждый четвертый человек в мире на протяжении своей жизни имеет какое-либо нарушение психического здоровья. Из-за нарушений психического здоро­вья происходит огромное число случаев смерти и инвалиднос­ти. На них приходится 8,8% и 16,6% общего бремени болезней, вызываемых нарушениями здоровья, в странах с низким и средним уровнем дохода, соответственно. Атмосфера, в кото­рой обеспечены уважение и защита основных гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав, является основой укрепления психического здоровья. При от­сутствии безопасности и свободы, обеспечиваемых этими пра­вами, поддерживать высокий уровень психического здоровья очень сложно.

На протяжении многих веков общество пытается найти способы решения проблем помощи людям с психическими от­клонениями. Еще в XVI—XVII вв. призрение душевнобольных в монастырях не только обеспечивало им уход и лечение, но и побуждало их к самообслуживанию и труду.

Следует отметить, что становление в России социаль­ной работы как профессии в начале 90-х совпало по времени с развитием идеи социальной психиатрии и переходом к биопси­хосоциальной модели оказания помощи душевнобольным.

Официальным началом целенаправленных действий по внедрению социальной работы в область психиатрии считает­ся 1995 г., когда Правительство РФ приняло Постановление № 383 «О Федеральной целевой программе «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995-1997 годы)». Эта программа, наряду со всеми мерами, предполага­ла наличие в штате лечебного психиатрического учреждения специалистов социальной работы, которые должны занимать­ся решением вопросов социального благополучия пациентов. Разработка программы создала предпосылки к бригадному способу оказания помощи. С 1990-х годов произошло форми­рование социально-кризисного раздела с большим вниманием к охране психического здоровья и последствиям воздействия таких факторов общего порядка, как чрезвычайные ситуации, неблагоприятная экология, социальные потрясения, насилие и соответственно посттравматические и другие стрессовые и психосоматические расстройства.

Социальные и семейно-терапевтические методы пси­хосоциального вмешательства являются равноправными с ле­карственными и должны использоваться наряду с ними.

Диапазон задач поддерживающей социальной работы варьирует от восстановления элементарных навыков независи­мого проживания (навыков гигиены и самообслуживания) и бо­лее сложных навыков повседневной жизни (ведение домашнего хозяйства, пользование транспортом, распределение бюджета, структурирование деятельности в течение дня и т.п.) до преодо-

ления дефицита социальных навыков, важных для успешного социального функционирования (улучшение социального вза­имодействия, общения, поведения и т.п.).

Необходимо отметить, что в сложившихся социально-экономических условиях в РФ, в психиатрических учреждени­ях социальные работники практически отсутствуют, а число социальных сестер в десятки раз меньше, чем требуется (приказ №27 от 13.02.1995 г.). При необходимости решения социальных проблем больные и их родственники обращаются за помощью к врачу-психиатру Врачи-психиатры пытаются решить все проблемы своих пациентов - фармакотерапевтическое лечение, психотерапевтические методики, оказание социальной подде­ржки, помощь в решении семейных, жилищных, юридических и других вопросов, выходящих далеко за рамки компетенции врача. Несомненно, качество всех видов помощи выше, если она оказывается комплексно, бригадой специалистов - психи­атрами, социальными работниками, сестринским персоналом, социальными педагогами и др.

Если говорить об опыте зарубежных стран, то родо­начальником социально ориентированной психиатрической службы была Англия, позже США и Канада, страны Европейс­кого сообщества.

Кадровый состав психиатрической службы в США со­ставляют: психиатры - 9,5%, психологи - 10,7%, социальные работники - 18,3%, медицинские сестры - 27,6%.

В оказании стационарной помощи в РФ на50 мест приходится 1 социальный работник, а 1 медицинская сестра социальной помощи на 300 мест. В амбулаторной службе на 5 участковых врачей-психиатров - установлены нормативы в 2 медицинских социальных сестры, 1 специалист по социальной работе на 75000 населения. Общежития для лиц с психически­ми расстройствами, утратившими социальные связи - 1 соци­альный работник на 100 мест.(Приказ МЗиСР от 13.02.1995 №27 «О штатных нормативах учреждений, оказывающих психиат­рическую помощь»)

Для полноценного развития социальной помощи в пси­хиатрии необходимо, чтобы количество специалистов по соци­альной работе соотносилось с количеством медицинских сестер и превышало количество психиатров в два раза.

Существует две наиболее распространенных в мире модели психиатрии: Менеджмент случая (США и Канада), и ме­неджмент помощи (преимущественно Англия).

«Менеджмент случая» характеризуется индивидуа­лизированным подходом и непрерывностью помощи. В основе лежит метод бригадной внебольничной терапии. Социальный работник в этой модели становится главным куратором пси­хически больного. Основные принципы:

  • проблемно-центрированный подход;

  • круглосуточная помощь больному;

  • избегание стационарного лечения (кратковременная госпитализация в кризисный стационар под наблюдение СР, ве­дущего этого пациента). Основной недостаток, с точки зрения психиатра - обычно отсутствие медицинского наблюдения, что затрудняет обеспечение совместных терапевтических и реаби­литационных программ).

«Менеджмент помощи». Персонально никто социально-реабилитационной помощи пациенту не оказывает, не отвечает за эффективность лечения. Ее цель - координация медико-соци­альной помощи. «Менеджер по обслуживанию» - социальный работник, координируя процесс оказания помощи, направляет больного в то или иное учреждение и выделяет финансы для его обслуживания.

Недостатки: мнение СР и врача о потребности в той или иной форме помощи часто не совпадают; происходит не­равномерное распределение пациентов по службам, в ожидании «своей очереди», больные скапливаются в менее подходя­щем стационаре, в результате длительность госпитализации увеличивается.

<

<

и,

< о

! 2

о

в

в ■< в н н

о

X

в

67

н н

1-1 о

и

н и « о

и

В Е 8 В и к о н

мВ* SHB

У ° в

^ ■< в

э°Вг

им В/ «и о

S'B" £ s я

wSo

5 2 Рн оВгВ

s"a

К. И л

&§!

к ■< U

<%%

ОВД

кВи

6 Ч ^

£°о

i—'< СО ,j & Я W

IP

Й=| wi Р

"HP

Sum m В я

н

н ■<

ч

S е

о

о

о

в

н ■< в н н

о

н

ч

W

н н

1-1

о

н и « о

и

В Е 8 В

U К

о н s л 5

SHS

доя

^ ■< в

им И «и о

S'B~ й s я

wSo

5 2 Рн оВгВ

s"a

К. щ Л

еов §ио

к ^ U

<%%

osg

gel

6 Ч ^ IP3

й=| " Р

"HP

И н •< m В я

И в той, и в другой модели, социальная работа превали­рует, в ущерб подхода клинического, в отличие от сбалансиро­ванной деятельности, осуществляемой в странах европейского сообщества. Здесь, социальный работник, вовлекаясь в обслу­живание пациентов с психическими расстройствами, на каждом этапе реализации индивидуальной программы реабилитации, координирует свою деятельность с врачом психиатром. Это позволяет своевременно корригировать терапию, избегая ста­ционарного лечения. В тоже время, при необходимости гос­питализации, стационирование осуществляется в профильное психиатрическое отделение.

В РФ, в свою очередь, закрепилась модель помощи, ориентированной именно на психиатра, и с врача необходимо снять бремя ответственности за правовое обеспечение процесса оказания психиатрической помощи, вовлеченности в решение жилищных, бытовых, других социальных вопросов, сохранив за ним определяющую роль в интегрированном командном подходе к пациентам с психическими расстройствами.

ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Кулыгина М.А., Шифнер Н.А.

НЦПЗ, Московский НИИ Психиатрии, Москва

По данным современных исследований от 30 до 60% студентов вузов испытывают различные проблемы, связанные с психическим здоровьем, которые производны от возрастной и психосоциальной специфики данного контингента. Стрессовая насыщенность, определяющаяся учебными нагрузками, интен­сивностью межличностных отношений, актуализацией возрас­тного кризисы самоопределения, оказывает серьезное влияние как на академическую успеваемость, так и на психическое состояние, физическое здоровье и качество жизни студентов. Особое значение в этом контексте представляют личностные ресурсы, позволяющие преодолевать затруднения студенчес­кой жизни, возникающие в результате комплексного стресса.

С целью изучения личностных особенностей, опре­деляющих эффективность совладающего поведения, было проведено клинико-психологическое обследование студентов младших курсов одного из московских вузов. Использовались психодиагностические тесты (Спилбергера, Амирхана, ММИЛ, 16PF, Леонгарда) и структурированная клиническая беседа.

Результаты свидетельствуют о высокой распространен­ности предрасположенности к функциональной психической патологии у студентов вуза. Проявления психопатологическо­го диатеза, а именно склонность к аутохтонным состояниям, парциальная когнитивная дефицитарность и стрессовая уязви­мость обнаруживались в 63 % случаев. Негативные прогности­ческие факторы были связаны с такими личностными чертами и эмоциональными особенностями, как тревожность, неустой­чивость, сензитивность, ригидность, нестабильность самооцен­ки, которые коррелировали с преобладанием непродуктивных стратегий совладания в виде поиска опоры и избегания.