Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
общпсих ответы.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
07.02.2024
Размер:
15.31 Mб
Скачать
  1. Современные теоретические подходы в отечественной психологии. (Беларусь)

Методо­логическое значение учения о высших психических функциях для построе­ния теории личности. Л.С. Выготского.

Высшие психические функции - это сложные психические процессы, которые формируются прижизненно, имеют социальное происхождение, опосредованы по своему психологическому строению и обладают произвольным характером осуществления.

Выготский создал классификацию высших психических функций, включает: логическая память; целенаправленное мышление; творческое воображение; произвольные действия; речь, письмо, счет; движения и перцептивные процессы.

Строение высших психических функций.

Слово (знак) является основным средством опосредования между актами деятельности, совершаемыми человеком. Высшие психические функции представляют собой иерархично выстроенную систему со строгим подчинением составных частей. Система ВПФ не статична, она меняется и развивается на протяжении всей жизни человека.

Можно выделить следующие свойства ВПФ:

  • произвольность (характерно самостоятельное управление человеком своими психическими функциями, постановка целей и задач, с последующим их решением.) Высшие психические функции являются произвольными по способу осуществления.

  • осознанность высших психических функций (это свойство тесно связано с произвольностью и является его дополнением);

  • опосредованность высших психических функций, основными компонентами которой выступают способность к символической деятельности и действиям с символами и знаками. [Все возможные опознавательные признаки явлений (слово, образ, число и т.п.) определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации. В этом ключе процесс мышления представляет собой яркий пример процесса оперирования символами, а творческое воображение – оперирования образами. В процессе функционирования высших психических функций формируются основные познавательные и эмоционально-волевые части осознания: значения и смыслы образов и символов];

  • социальность высших психических функций, которая определяется их происхождением. [Свое развитие это свойство получает в ходе взаимодействия людей друг с другом. Источником их возникновения выступает процесс интериориризации или переноса принятых социальных форм поведения во внутренний план];

  • системность высших психических функций.

Особенности возникновения и развития высших психических функций. Высшие функции формируются только в условиях социальных, опосредованных, произвольно управляемых и объединенных в систему.

Выготский Л. С. выделил определенные законы формирования высших психических функций:

  1. Закон перехода от натуральных форм поведения к культурным. [Этот закон также имеет название «закон опосредования». Его примером также может служить процесс развития речи ребенка].

  2. Закон перехода от социальных форм поведения к индивидуальным, [посредством которого социальные формы поведения переходят во внутренний план поведения человека и становятся средствами индивидуальных форм поведения].

  3. Закон перехода психических функций извне во внутренний план личности человека.

Выготским был сформулирован закон осознания и овладения [суть которого заключается в том, что процессы осознания и овладения высшими психическими функциями свойственны именно для высшей ступени в развитии какой-либо функции. ]

Согласно его теориям, интеллектуальные процессы складываются на основе формирования исходного действия практического характера и постепенно переходят от нахождения в материальной форме к форме внешней речи, а в последствии и внутреннему проговариванию, приводящему к развитию внутреннего осознанного действия. Применение данной технологии имеет важное практическое значение. Оно заключается в том, что в процессе познавательной, учебной деятельности, развитие нового действия, представления, формирование понятий осуществляется путем непроизвольного запоминания, запоминания в действии, исключающего предварительное теоретическое заучивание информации. Это значительно упрощает процесс усвоения научных знаний, исключая прохождение этапа проб и ошибок и, открывая возможности ускорения и доступности усвоения знаний с более раннего возрастного периода. ] Культурно-историческая теория в 33 вопросе

Концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина. Теория трактует человека как большую систему, которая складывается из иерархической совокупности не входящих друг в друга, относительно автономно сосуществующих разноуровневых подсистем, многозначно (полиморфно) связанных между собой. Иерархический способ организации и уровни, единство интеграции и дифференциации, телеологический и каузальный типы детерминации, гибкость много-многозначных (полиморфных) и жесткость однозначных связей – таковы главные особенности взгляда на человека в этой теории.

Андреева Ирина Николаевна

В рамках синтетической теории эмоционального интеллекта ЭИ трактуется как системное проявление интеллектуальных способностей к анализу, обработке и использованию эмоциональной информации. Иерархическая структура эмоционального интеллекта, с одной стороны, включает «интеллект индивида» (ЭИ как способность), «интеллект субъекта деятельности» (эмоциональную компетентность) и «интеллект личности» (эмоциональную креативность). С другой стороны, в структуре эмоционального интеллекта целесообразно выделить внутриличностный и межличностный компоненты. Внутриличностный эмоциональный интеллект представляет собой способности к пониманию собственных эмоций и управлению ими, в то время как межличностный ЭИ – способности к пониманию и управлению эмоциями других людей. Таким образом, интегральный эмоциональный интеллект может рассматриваться как совокупность умственных способностей к пониманию эмоций и управлению ими, а также знаний, умений и навыков, операций и стратегий интеллектуальной деятельности, связанных с обработкой и преобразованием эмоциональной информации.

Первый директор НИИ психологии и педагогики П.Я. Панкевич, под руководством которого в 1927 году были проведены выборочные исследования образа жизни, состояния нравственного сознания и быта студентов БГУ, известен попыткой реализации диалектико-материалистического подхода в практику социально-психологических исследований. П.Я. Панкевич обосновывал, что изучению должно подлежать поведение людей, в процессе которого выявляется истинная природа индивида.

Собственно социально-психологические исследования начинаются с работ д.п.н. Я.Л. Коломинского по проблеме взаимоотношений между учениками в классе. Им опубликован ряд фундаментальных работ (Психология личных взаимоотношений в детском кол-лективе; Психология взаимоотношений в малых группах, 1976; Психология детского кол-лектива. Система личных взаимоотношений, 1984; и др.), определивших приоритеты социально-психологических исследований. Следует отметить и несомненную заслугу Я.Л. Коломинского во внедрении социометрического подхода в советскую социальную психологию, находившуюся под постоянным идеологическим контролем. Реализация социометрической методологии и привела к обретению белорусской социальной психологией собственного уни-кального лица.

Под руководством Я.Л. Коломинского реализованы многочисленные идеи, оформившиеся в социальную педагогическую психологию (совместно с А.А. Реаном). Также изучались психология совместной деятельности и педагогического общения (А.А. Амельков, С.С. Харин), социально-психологические проблемы группы дошкольников (А.Н. Белоус, А.М. Счастная, Д.В. Финькевич).

Межличностное понимание в общении изучалось доктором психологических наук С.В. Кондратьевой, создавшей свое направление в соц.психологии. Широкую известность получили ее работы по социальной перцепции и перцептивно-рефлекторной регуляции поведения субъекта познания. Как и для школы Я.Л. Коломинского для направления С.В. Кондратьевой также характерна ориентация на психолого-педагогическую проблематику.

Исследованиями агрессивного поведения занимался д.п.н. И.А. Фурманов, внесший большой вклад в разработку проблематики детской, подростковой и юношеской агрессивности и ее коррекции. В исследованиях рассмотрены вопросы, связанные с особенностями социализации, механизмами формирования нарушений поведения, направлениями психо-социальной помощи и др.

Проблематика социально-психологических особенностей дошкольников в отличающемся от классического ракурсе начала изучаться д.п.н. Т.В. Сенько, исследовавшей структуру межличностного взаимодейств. в старшем дошкольном возрасте и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.

Работы Е.С.Слепович, посвященные исследованиям речи детей с задержкой психического развития, опираются на исследования зарубежных психолингвистов.

Спец.психология опирается на ключевые идеи научной школы Выготского-Лурии-Леонтьева. В соответствии с этим, можно обозначить следующие позиции специальной психологии, развиваемой в РБ:

  • признание определяющей роли социальной ситуации развития и ведущего вида деятельности в психическом развитии ребенка, что находит отражение в работах Е.С.Слепович, Е.А.Винниковой, А.И.Гаурилюс, Т.И.Гаврилко, А.А.Давидович, Д.Г.Дьякова, А.М.Полякова и др.

  • представление о единстве и взаимосвязи диагностики и коррекции отклоняющегося от нормы развития ребенка (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, Б.И.Пинский, Е.С.Слепович и др.), что в более широком контексте отражено в ориентации научной теории на психологическую практику (психология как «философия практики»).

  • Научное исследование рассматривается не только как решающее задачи академической психологии, но и как основание для построения психологической практики. В работах Е.С.Слепович, Е.А.Винниковой, А.И.Гаурилюс, Т.И.Гаврилко, А.А.Давидович, Д.Г.Дьякова, А.М.Полякова и др. в качестве одной из обязательных структурных составляющих присутствует описание коррекционных программ по развитию изучаемой сферы психического. Более того, применяемые в исследованиях методики, как правило, могут при определенных модификациях использоваться и как психокоррекционные;

  • ориентация в диагностике психического развития ребенка не только на анализ его актуального состояния, но и на построение прогноза развития;

  • в исследованиях учитывается положение о единстве и взаимосвязи аффекта и интеллекта (Л.С.Выготский), деятельности и психического отражения (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин), внешней и внутренней деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец и др.);

  • учет в исследовательской практике, а также в психодиагностике и коррекции, системного строения психики ребенка, что находит отражение: а) в уходе от симптоматической диагностики и коррекции к пониманию значения психологического факта для всего развития ребенка; б) в понятии о психологической структуре дефекта15. В эмпирических исследованиях Е.С.Слепович, Т.И.Гаврилко, А.А.Давидович, Д.Г.Дьякова, А.М.Полякова проводится линия установления связи изучаемых феноменов с психологической структурой дефекта. Учет данной позиции позволяет рассматривать перечисленные работы, выполненные в рамках специальной психологии, как вносящие вклад в понимание сущности изучаемых феноменов, а, следовательно, имеющие особое значение и для общей психологии.