Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Элементарный курс1.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
1.35 Mб
Скачать

§ 2. Русская культура в эпоху раннеиндустриальной модернизации

Основные тенденции развития культуры во второй половине XIX - начале XX вв. определялись особенностями исторической эпохи, которую переживала страна после отмены крепостного права. В современной исторической литературе это время чаще всего называется периодом модернизации - перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному. Основное его содержание - не только развитие индустриализации, рост городов и формирование новых социальных групп населения, но и формирование в сознании людей новой системы жизненных ценностей, целей и моделей деятельности.

Государство продолжало играть активную роль в культурном развитии страны, определяя политику в сфере образования и науки, в развитии издательской деятельности и периодической печати и т.д. Вместе с тем в течение всей эпохи неуклонно возрастало значение общественных сил и инициатив в культурном процессе. Получили развитие земские и частные школы, воскресные и вечерние курсы для рабочих и служащих. В крупных городах действовали комитеты грамотности и общества содействия образованию. В 1910 г. на средства золотопромышленника А. Шанявского в Москве был открыт Народный университет.

В результате к концу царской эпохи увеличилось число грамотных. Если в к. XVIII в. среди сельских жителей их насчитывалось 4%, а среди горожан - 10 %, то к 1917 г. соответственно - 38 и 71 %. По сословиям к этому времени грамотны: 36 % крестьян, 64% лиц городских сословий, 90% дворян. Определенный прогресс образования налицо, однако достигнутый уровень грамотности соответствовал тому, который был в странах Европы в XVII в.

С расширением круга людей, привыкших получать знания и культурный досуг при помощи книги (в середине XIX в. 600 тыс. - 1 млн. чел, в начале XX в. -3-4 млн.), увеличился книжный рынок и изменилась книгоиздательская деятельность. Для таких книгоиздателей, как И. Сытин в Москве или Н.Парамонов в Ростове -на -Дону, характерно просветительство. Они выпускали лучшие произведения русской классики XIX века в мягкой обложке, большими тиражами и стоимостью в 2-3 коп, а также научно-популярные брошюры по разным отраслям знания, в том числе и социальной проблематики, демонстративно игнорируя массовую (лубочную) литературу с ее коммерческим успехом у горожан. Правда, недавно научившиеся читать горожане и крестьяне предпочитали не литературную классику, а произведения лубочных авторов - приключения, детективы, любовные повести, сборники гороскопов и т.п.

На возросшую читательскую аудиторию ориентировались и газеты, ставшие основным средством массовой информации. В конце XIX в. насчитывалось 105 ежедневных газет, столичных и провинциальных, издававшихся на казенные средства и частных. Спустя десятилетие число их возросло более, чем на порядок ( свыше 1 130 в 1912 г.).

Существенным для развития культуры пореформенной России были народническая идеология и движение народников, как революционеров- "семидесятников", так и либералов 1880-1890-х гг., ревнителей "малых дел". Популярная у разночинной интеллигенции идея долга, который необходимо вернуть страдающему народу, вдохновляла деятелей культуры, считавших, что наука, литература, искусство должны стать понятными народу и способствовать его просвещению, приобщению к книжной культуре, развить эстетические вкусы и потребности, научить отстаивать свои права. Отсюда желание видных научных деятелей популяризировать научные достижения публикациями брошюр и книг, лекциями для широкой аудитории. Отсюда устройство передвижных выставок не только в столицах, но и в провинции группой художников (во главе с И.Крамским), отказавшихся от завершения академического курса. Отсюда популяризация музыки композиторами творческого объединения "Могучая кучка" (А.Бородин, М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков и др.), устройство ими концертов и музыкальной школы для талантливых детей из малообеспеченных слоев населения.

Стремление быть понятными широкой аудитории зрителей, слушателей, читателей, воздействовать на их взгляды и вкусы обусловило обращение художников, музыкантов, писателей к острым социальным проблемам страны, к крестьянскому быту, к жизни городских низов и к широкому использованию реализма как художественного стиля.

Художники - передвижники стали создателями многочисленных жанровых картин с сюжетами народной жизни ("Крестный ход в Курской губернии" и "Бурлаки на Волге" И.Репина, "Земство обедает" В.Перова, "Утро стрелецкой казни" и "Боярыня Морозова" И.Сурикова и др.). Обращение к драматическим моментам российской истории характерно для опер М.Мусоргского ("Борис Годунов", "Хованщина") и А.Бородина ("Князь Игорь"). Произведения Н.Римского-Корсакова вводили в мир русской сказки и творчески переосмысленной фольклорной музыки ("Снегурочка", "Золотой петушок").

Тем не менее самое знаковое имя в русской музыке второй половины XIX в. - П.И. Чайковский, разделявший творческие принципы композиторов-"кучкистов", но не входивший в их объединение. С его творчеством связано окончательное оформление русской симфонической школы и ее мировое признание, а также реформа балета (вместе с хореографом М.Петипа). В результате ее балетный спектакль перестал быть последовательностью танцевальных номеров, обрел собственную драматургию с музыкальной и сценической характеристикой персонажей ("Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица").

Вторая половина XIX в. - эпоха расцвета реалистического романа, ставшего главным жанром литературы. Литература приобрела особое значение как в художественной культуре страны, так и в ее общественно-политической жизни, поднимая философские проблемы человеческого бытия и обсуждая (в условиях отсутствия гласности) злободневные политические и социальные проблемы. Отсюда ее внимание к актуальным событиям эпохи, отсюда ее обличительный и одновременно учительский характер. Это относится и к вершинным ее произведениям - романам Ф.Достоевского, и Л.Толстого, и к творчеству "звезд второй величины" (И. Тургенев, М.Салтыков -Щедрин и др.), и к литераторам менее одаренным, но у современников-разночинцев весьма популярным (Г.Успенский и др.).

Л.Толстой и Ф.Достоевский - самые знаковые имена среди русских романистов XIX в., имена мировой известности. Интерес к их творчеству сохранялся в течение всего XX в., так как обращено оно к вечным проблемам существования человека в обществе, где войны то и дело прерывают мирное течение жизни, являя свою антигуманную сущность ("Война и мир" Л.Толстого); где человек, утратив религиозность и основанную на ней систему нравственных ценностей, не всегда способен найти правильные жизненные ориентиры на основе рационалистического мировоззрения ("Преступление и наказание" Ф.Достоевского); где в группах и группочках молодых и не очень молодых "людей из подполья" вырастает "бесовщина" политического экстремизма ("Бесы" Ф.Достоевского). Обоих великих, при всей разноплановости творчества, объединял консерватизм политических воззрений, по поводу которого сокрушался А.Герцен в 1860-е годы, и глубокая религиозность, а, следовательно, оценка всех разновидностей современного им социализма как лжеучения и неприятие насилия как способа преобразования действительности.

Реализм в театральном искусстве второй половины XIX в. ассоциируется прежде всего с Малым театром Москвы - "домом А.Островского", талантливого драматурга - сатирика, автора почти полусотни пьес ("Доходное место", "Лес", "Бесприданница" и т.д.), активно участвовавшего и в постановке своих произведений на сцене Малого, главным зрителем которого стал интеллигент-разночинец.

Общеевропейское признание получили и многие достижения отечественной науки эпохи модернизации. Среди них: открытие Д. Менделеевым периодического закона химических элементов и создание их таблицы; разработка И.Павловым технологии получения искусственного желудочного сока; обоснование И.Мечниковым теории иммунитета; создание основ современной теории чисел П.Чебышевым и многие другие.

Показательно и то, что далеко не все светочи русской науки имели возможность работать на родине. И. Сеченов, известный своими открытиями в области физиологии труда, питания, алкогольного опьянения много лет работал в Гейдельберге, а наиболее известное свое исследование рефлексов головного мозга проводил в начале XX в. в Париже. В России же на тираж его книги "Рефлексы головного мозга" был наложен арест. Также в Париже проводил свои исследования по микробиологии И.Мечников. Оба физиолога покинули страну в результате действий администрации и негативного отношения к их исследованиям иерархов церкви.

Еще более драматическим представляется слом научной карьеры Д.Менделеева. Будучи членом многих европейских научных академий, в конце 1880-х гг. он не был избран в АН России. Отрицательный исход голосования стал знаком отторжения его научной элитой из-за того лишь, что, понимая важность промышленного развития России, своими работами и участием в съездах представителей промышленности и торговли выдающийся ученый старался ему содействовать. Публикации в прессе накануне академических выборов выплеснули на страницы газет ходившие среди коллег ученого сплетни о том, что он, якобы, "продался буржуазии". А это, с точки зрения народнически (следовательно, и антибуржуазно) настроенной интеллигенции, как демократической, так и либеральной, дело абсолютно недопустимое для образованного русского человека.

Впрочем, это не исключало ни службы представителей инженерно-технической интеллигенции в сфере частного бизнеса, ни интеграции наиболее удачливых и предприимчивых из них в состав предпринимателей. Однако в системе морально-нравственных ценностей, в мироощущении относительно широкого круга лиц интеллектуальных профессий изменений практически не происходило. В 1909 г. группа известных ученых-гуманитариев ( Н.Бердяев, С.Булгаков, П.Струве и др.) в сборнике "Вехи" заявила о том, что богатство - не грех, а благо, оно - источник экономического процветания как отдельных лиц, так и всего общества. Поэтому знания и опыт образованных людей следует использовать для капиталистического прогресса страны, для превращения ее в великую державу, а не для расшатывания основ ее общественного строя и поддержки радикальных политических движений. Эти заявления вызвали бурю возмущения в среде их коллег, шумную эмоциональную полемику в печати, причем абсолютное большинство ее участников категорически отвергли ценностные установки "веховцев".

Однако на стыке XIX-XX столетий в среде образованного общества возрос интерес к религии. В это время до 60% общего объема изданий на книжном рынке России занимала религиозная литература, что свидетельствует о преобладании религиозной системы ценностей и нравственных установок у массового читателя и отчасти объясняет глубинные основы расцвета и русской религиозно-философской мысли. Одновременно плеяда представителей гуманитарной интеллигенции, пережив увлечение и народничеством, и марксизмом, преодолев материализм и политические пристрастия, пришла в начале XX в. к религиозному мировоззрению. Среди них С. Булгаков, Н. Бердяев. С.Франк и др. С их деятельностью связано появление в стране светского богословия, к которому официальная церковь отнеслась весьма настороженно, и сам так называемый "золотой век" русской философии. В среде русской интеллигенции талантливое обоснование религиозного идеализма вызвало дискуссии и острую полемику, поскольку преобладающая часть ее тяготела к той или иной форме философского материализма.

Начало XX в. - это время признания в Европе достижений русского гуманитарного знания: либеральная школа русской исторической науки получила высокую оценку благодаря профессионализму в работе с историческими источниками; высоко котировались научные достижения русской социологии, основоположник которой М.Ковалевский неоднократно приглашался читать курсы в европейских университетах.

Признаки духовного обновления обозначились и в художественной культуре страны. Уже в 1890-х в творчестве нового поколения писателей - реалистов (А.Чехов, И. Бунин) появились новые черты: вместо объемных романов - рассказы и повести, в которых с поэтической тщательностью отделывается каждая фраза и отсутствует "направление" (социальная заостренность проблематики), характерное для литераторов предыдущей эпохи.

В 1898 г. в результате общественной инициативы возник Московский художественный театр, как театр общедоступный и демократический, а также призванный реализовать систему сценического реализма, разработанную К.Станиславским. Любимым драматургом МХТ стал А.Чехов, с его новой реалистической драматургией ("Три сестры", "Вишневый сад", "Чайка" и др.), лишенной ярко выраженных обличительности и назидательности, с его негромким напоминанием о том, что "человека … забыли".

Молодые живописцы, не удовлетворенные жанровой живописью, традиционной для передвижничества, тяготели к новым сюжетам и изобразительным приемам. В отличие от старшего поколения своим творчеством они стремились воздействовать не столько на разум зрителей, сколько на их чувства. Появились и результаты этого поиска: "Девочка с персиками" В.Серова, "Демон" М.Врубеля, "Дама в голубом" К.Сомова и многие другие.

В творчестве молодого поколения композиторов (А.Скрябин, С.Прокофьев и др.) традиции русского романтического симфонизма сочетались с новаторством: усложнилась музыкальная форма, смело комбинировались различные музыкальные темы, использовался расширенный оркестр, были и попытки создания цветомузыкальных образов.

В конце столетия в европейской культуре появился новый художественный стиль - модерн. Его происхождение связано с культурной средой индустриальных городов, жизнь в которых разительно отличалась от сельской, общинной или поместной. Многоэтажная сплошная застройка с полным отсутствием или минимумом зеленых насаждений на улицах, замощенные дороги и тротуары, вечернее освещение улиц, создававшее иллюзию продления светового дня, изменили характер взаимодействия человека с живой природой, с растительным и животным миром, а также восприятие пространства и времени, четко разделив время работы и часы досуга.

Культурная инфраструктура крупных русских городов ( 4% от общего их числа, 40% всех горожан в 1910 г.) могла удовлетворить довольно широкий спектр представлений об оптимально проведенном досуге. В них, как правило, существовали десятки православных церквей и культовые учреждения иных вероисповеданий, один или несколько театров, хотя бы один музей, клубы и рестораны, трактиры и чайные, библиотеки и читальни, экспонировались передвижные выставки и выступали с концертами заезжие музыканты и поэты. В начале XX века новым и практически общедоступным для горожан развлечением стал кинематограф.

Мироощущение и проблемы человека, осознавшего свою индивидуальную неповторимость и одновременно одиночество в многоликой толпе горожан, - ведущие мотивы в поэзии и прозе русских символистов начала XX в., талантливых представителей литературного модерна (А.Блок, А.Белый и др.). Город для них - не только среда обитания, но и важный, иногда - главный персонаж (например, в романе А.Белого "Петербург"). Символисты возродили значимость тщательно отшлифованной и изысканной формы как в стихосложении, так и в прозе, в значительной мере утраченной в 1860-1880-е гг., и положили начало так называемому "серебряному веку" русской поэзии. Н.Бердяев, внимательный читатель и чуткий современник, отметил еще одну характерную черту в творчестве символистов: чувство скорой гибели привычного мира, ощущение полета в бездну, которое то ужасало, то радовало.

Художниками, сложившимися в социокультурном пространстве больших городов, можно назвать и тех, кто в начале XX в. объединился вокруг журнала "Мир искусства". Он издавался С.Дягилевым, впоследствии известным антрепренером, пропагандистом русской живописи, музыки и балета в Европе. Приверженность "мирискусников" (А.Бенуа, Л.Бакст, Е. Лансере и др.) художественным принципам модерна выразилась в предельном внимании к форме произведения, в желании и умении с этой формой экспериментировать, в декоративности произведений. Они очень заметно повлияли на эстетические вкусы эпохи: превратили книжную иллюстрацию в разновидность серьезной живописи; открыли для зрителей художественные достоинства русского портрета конца XVIII в. и средневековой русской иконы. В качестве театральных художников - сценографов и дизайнеров костюма - "мирискусники" сумели представить балетные сезоны Дягилева в Париже (1908-1914) как яркое, запоминающееся зрелище, поразившее избалованную парижскую публику.

В 1910-е гг. возникает русский авангард, оказавший огромное влияние на развитие живописи (К.С. Малевич, В.В. Кандинский, М.З. Шагал, П.Н. Филонов и др.). Художники-авангардисты ставили самые смелые эксперименты, пересматривая традиционное понимание живописи. В частности, К. Малевич определял авангардизм как супрематизм, или "искусство чистых форм". Произведения супрематистов представляли собой композиции из разноцветных простых геометрических фигур - квадрата, круга, прямоугольника, треугольника и т.д., с помощью которых отражалось интуитивное видение художником действительности. Наиболее радикальным отражением такого подхода стал знаменитый "Черный квадрат" К. Малевича (1915).

В архитектуре поиски национального стиля, типичные для пореформенного тридцатилетия (Торговые ряды на Красной площади, Исторический музей в Москве и т.п.), уступили пальму первенства сооружениям в стиле модерн. В обеих столицах и в крупных провинциальных центрах стали строить здания нестандартные и запоминающиеся: с асимметрией фасада и причудливым декором, с цветными витражами и окнами-витринами нижних этажей, сквозь сплошные стекла которых притягательно проглядывал интерьер дорогого магазина, ресторана, отеля (здания ЦУМа и "Метрополя", особняк П.Рябушинского в Москве и др.).

На рубеже столетий весьма заметным стал вклад в развитие художественной культуры отечественных предпринимателей - меценатов (С. Мамонтов, С.Морозов, А.Бахрушин и др.). Самое знаковое имя в этой среде - П.Третьяков, создатель художественной галереи русской живописи, без материальной поддержки которого вряд ли возможно было плодотворное творчество и художников - передвижников, и живописцев конца XIX в. Собирание живописи рассматривалось им не как способ выгодного помещения капитала, а как своеобразное служение русской культуре и просвещению народа: в 1880-х гг. галерея была открыта для посещения публикой, а в 1892 г. - передана в дар Москве. Аналогичное завещание сделал и его брат, много лет собиравший картины европейских художников.

Вся русская культура находилась в ожидании перемен и сама творила эти перемены. Русская поэтесса начала XX в., представительница символизма Е. Кузьмина-Караваева вспоминала: "В известном смысле мы были, конечно, революция до революции - так глубоко, беспощадно и гибельно перекапывалась почва старой традиции, такие смелые мосты бросались в будущее".