Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Элементарный курс1.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
1.35 Mб
Скачать

Глава 5. Третьеиюньская "думская" монархия в 1907-1914 гг. § 1. Политический курс п.А. Столыпина и III Дума

По новому избирательному закону 3 июня 1907 г. произошло изменение системы выборов и, следовательно, состава Государственной Думы. Сокращалось количество депутатов (с 524 до 442-х). Большинство мест в избирательных собраниях отдавалось выборщикам из состоятельных и умеренных слоев населения - дворянам, крупным владельцам недвижимости и торгово-промышленных заведений. Поэтому 1 выборщик приходился на 230 землевладельцев, 1 тыс. зажиточных горожан, 15 тыс. остальных городских избирателей, 60 тыс. крестьян и 125 тыс. рабочих.

Еще одно важное нововведение диктовалось стремлением сделать новую Думу "русской по духу". Поэтому Средняя Азия вообще лишалась представительства; в 2,5 раза сокращалось представительство от Польши, в 3 раза - Кавказа. Русских в новой Думе было 77%, хотя в составе населения империи они составляли менее половины.

Возможность создания удобной и, главное, предсказуемой для властей Думы была очень важна для правительства П.А. Столыпина, которое намеревалось реализовать свою программу через законодательные инстанции и при их содействии, причем функционирование народного представительства рассматривалось и как фактор общественной стабильности.

Наибольшее число мест в новой Думе набрала умеренно-либеральная партия "Союз 17 октября". Октябристы (154 мандата) занимали место центральной фракции, и в конечном счете от них зависел исход голосования по тому или иному вопросу. Однако единолично октябристы не могли принять или отклонить законопроект: для этого им необходимо было блокироваться с другими фракциями. При блокировке с умеренно-правыми и националистами (97 мест) октябристы получали думское большинство приблизительно в 250 голосов. Блокирование с крайне правыми от "Союза русского народа" давало еще порядка 50 голосов, но было возможно лишь по немногим вопросам. В союзе с прогрессистами (28 депутатов) и кадетами (54 чел.) октябристы также набирали большинство приблизительно в 235 голосов. Левая оппозиция в думе была представлена слабо: 13 трудовиков и 19 социал-демократов.

По мнению лидера кадетов П.Н. Милюкова, третьеиюньское положение было разработано с целью не допустить создания в новой Думе оппозиции правительству. Лидеры "Союза 17 октября", наоборот, считали третьеиюньский переворот спасением страны, способом выхода из революционного кризиса при сохранении народного представительства.

В сложных послереволюционных условиях, когда многим дальнейшее будущее России представлялось туманным и неопределенным, многое зависело от курса, избранного правительством и его главой - П.А. Столыпиным. Столыпин был одной из самых ярких фигур на политической арене и, безусловно, - самым энергичным и авторитетным премьером за всю краткую историю существования Совета Министров.

Столыпин одним из главных инициаторов роспуска II Думы и творцов третьеиюньского режима. Программа кабинета Столыпина, которую он намеревался реализовать через новую Думу, предполагала проведение аграрной реформы на принципах освобождения крестьян из-под влияния общины, поддержки индивидуального крестьянского землевладения, улучшения агрикультуры и уменьшения аграрного перенаселения в центре страны. Правительство намеревалось урегулировать и рабочий вопрос, принять узаконения о социальном страховании рабочих. Кроме того, Столыпин стремился усилить позиций русской власти правительства в национальных районах в духе правительственного национализма. Условием реализации этих идей было "успокоение" страны - стремление подавить массовое рабочее и крестьянское движение, борьба с революционной и либеральной оппозицией и противодействие национальным движениям на окраинах империи.

Новый председатель Совета Министров отказался от традиционной политики сохранения общины и выступил в поддержку индивидуальных форм крестьянского землевладения, потому что главную причину крестьянской бедности видел в примитивном нерациональном строе крестьянского общинного землевладения с его чересполосицей, принудительным севооборотом и считал, что община препятствует выделению наиболее крепких хозяйств.

Аграрная реформа Столыпина предполагала не только "разрушение общины" - обеспечение права крестьян на выход из общины и переход к личной земельной собственности (указ 9 ноября 1906 г.). Составной ее частью стали "землеустройство", т.е. ликвидация чересполосицы, создание хуторов и отрубов, а также переселения крестьян из густонаселенного центра на окраины, где имелся свободный земельный фонд (главным образом - за Урал) и меры по увеличению площади крестьянского землевладения путем покупки крестьянами дополнительных земель через содействие Крестьянского поземельного банка.

III Дума правооктябристским большинством поддержала аграрные реформы Столыпина. Указ 9 ноября 1906 г. стал законом 14 июня 1910 г., а 29 мая 1911 г. был принят и закон о землеустройстве. Реформа способствовала становлению частного крестьянского землевладению. Из общины выделялись наиболее зажиточные хозяйства, ведшие предпринимательское производство, а также бедные крестьяне, ликвидировавшие хозяйство и продававшие землю. В тех регионах, где проводилась реформа, из общины выделилось всего 3 млн. крестьянских хозяйств с 22% земель. Но большинство крестьян реформу не приняло и продолжало жить в общине. Не достигла своих целей и переселенческая политика. В течение 1906-1913 гг. за Урал переселилось 3,5 млн. крестьян, из которых 500 тыс. вернулось обратно, причем темпы переселения не поспевали за естественным приростом населения.

Хотя крестьяне купили около 4 млн. дес. земли, однако реформа не достигла одной из главных целей - она не воспитала у крестьян чувства уважения к чужой собственности. Они по-прежнему требовали всех земель помещиков. Один из помощников Столыпина сказал о настроениях крестьян: "Они хотели помещичью землю немедленно и даром".

При всей своей незавершенности, Столыпинская аграрная реформа имела экономический эффект. Росли урожаи, увеличилось использование машин и улучшенных орудий труда, а также современной агротехники и удобрений. Выросла товарность сельского хозяйства, т.е. связь его с рынком: она составляла у частновладельческих хозяйств - 47%, а у зажиточных крестьян - 34%.

Однако эти положительные изменения затронули не более пятой части крестьянских хозяйств. У большинства крестьян сохранялась община (из 14 млн. дворов - более чем у 10,5 млн.), примитивная агротехника и трехполье, и, как следствие - низкая урожайность. Несмотря на проводимую правительством программу переселения за Урал, сохранялась аграрная перенаселенность центра России. Ежегодный рост продукции сельского хозяйства (2%) едва опережал темпы прироста населения (1,5%).

Программа по рабочему вопросу включала два законопроекта в отношении рабочих: о страховании рабочих от несчастных случаев и о врачебной помощи. Согласно им, на предприятиях создавались больничные кассы для рабочих. Лечение рабочих проходило на счет предпринимателей. Но из-за сопротивления представителей буржуазных кругов, процесс принятия законопроектов затянулся: они были одобрены в Думе только в 1912 г., причем немаловажное значение сыграли новые выборы в Думу. Вообще же следует отметить, что в отношении рабочего вопроса правительство оказалось более дальновидным, чем российские торгово-промышленные круги.

Национальный вопрос был одним из важнейших в программе П.А. Столыпина. Суть мероприятий в данной области можно свести к следующим положениям: продолжение политики централизации, унификации и русификации национальных окраин - в первую очередь Финляндии и Западного края (Польши, литовско-белорусских губерний и Украины); поддержка русского населения на окраинах, в противовес коренному большинству - "инородцам". Столыпин полагал, что целью правительства является "запечатлеть открыто и нелицемерно, что Западный край есть и будет край русский, навсегда, навеки!".

Было предложено ввести земские учреждения в 6 губерниях Западного края: белорусских Могилевской, Минской и Витебской; украинских Киевской, Подольской и Волынской. В этих губерниях создавались национальные курии - русские и польские, причем вследствие искусственного занижения процента нерусского населения края русские избирали большее число гласных.

В мае 1910 г. законопроект был поддержан правыми, националистами и октябристами. Премьер считал, что в Государственном Совете - более умеренном по составу органе, чем Дума - с принятием закона не возникнет никаких сложностей. Однако правые члены Совета выступили против идеи Столыпина, не желая распространять "либеральное" земское Положение на новые губернии. Весной 1911 г. Госсовет отверг законопроект о Западном земстве. Правительство вынуждено было провести этот закон указом императора, на три дня распустив законодательные палаты. Это резко ухудшило отношения премьера не только с Госсоветом, но и Думой, которая осудила действия правительства. Законодательный кризис по вопросу о Западном земстве стал одним из этапов на пути развала третьеиюньской системы.

Вторым из национальной программы Столыпина стал "Холмский вопрос". "Холмщиной" или Холмским краем именовалась часть территории Царства Польского, граничащая с городом Холм. Население этой местности по этническому признаку было смешанным (русские, украинцы, поляки, литовцы и потомки межэтнических браков), но в религиозном отношении большинство исповедывало униатско-православную веру (униаты при сохранении внешних обрядов принимали догматы католичества и подчинялись Римскому папе). Законопроект, внесенный в Думу в 1909 г., предполагал выделение Холмщины из состава Царства Польского и подчинение его Киевскому генерал-губернаторству. Таким образом, провозглашался очередной раздел Польши. Несмотря на протесты поляков, которых поддержали оппозиционные фракции, в 1912 г. правооктябристское большинство приняло данный закон.

Третьим шагом в национальной сфере стал финляндский вопрос. Русское правительство полагало, что все законы, затрагивающие общеимперские вопросы или вопросы, находящиеся в совместном ведении края и России, должны приниматься общеимперскими органами - Государственной думой и Госсоветом России, а не финляндским Сеймом. Фактически это означало ликвидацию автономии Финляндии. Проект правительства был поддержан правыми и октябристами и принят в 1910 г.

Таким образом, значительная программы Столыпина была выполнена, и содействие ему оказали правые фракции Государственной думы и октябристы. Однако реализация курса правительства не укрепила его влияния в обществе. Не прекращалось рабочее движение, продолжались волнения в деревне. Революционеры, оппозиционеры-либералы и представители национальных партий по-прежнему боролись с властью. Против Столыпина выступали и правые-черносотенцы. После истории с Западным земством в оппозицию властям стали переходить и октябристы, считавшие, что деятельность кабинета разрушает конституционный строй. Ухудшились и отношения премьера с Николаем II, императора не устраивала самостоятельность главы правительства. Однако отставка не состоялась, поскольку 1 сентября 1911 г. в Киеве. Столыпин был убит эсеровским боевиком и полицейским провокатором Д.Г. Богровым. Новым председателем Совета Министров стал министр финансов В.Н. Коковцов, который не имел влияния и авторитета Столыпина.