Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Элементарный курс1.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
1.35 Mб
Скачать

Глава з. Политическое развитие России в конце XIX - начале XX вв. § 1. Политический курс Александра III. Корректировка либеральных реформ 1860-1870-х гг.

1 марта 1881 г. на престол вступил Александр III. Он был сыном императора Александра II. Мировоззрение нового императора во многом сформировалось под влиянием консервативных идей, которые, в частности, исповедовал один из его наставников - Обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев.

Прежде всего, новому императору предстояло закончить обсуждение проекта графа М.Т. Лорис-Меликова. 8 марта в Зимнем дворце состоялось совещание с участием высших чиновников и членов императорской семьи. На нем речь шла не столько о судьбе проекта Лорис-Меликова, сколько о дальнейшем направлении внутриполитического курса - продолжать реформы или законсервировать самодержавный строй. Большинство участников совещания поддержали проект Лорис-Меликова. Министры Александра II - глава военного ведомства Д.А. Милютин, министр финансов А.А. Абаза и др. - осознавали необходимость европеизации российского государственного и общественного строя, частью которой и были "Великие реформы" предшествовавшего царствования.

Однако против продолжения курса реформ выступил Победоносцев. Он нарисовал мрачную картину общественного разложения, вызванную непродуманными действиями правительства, давшего обществу чрезмерную свободу. Проект Лорис-Меликова мог, как считал Победоносцев, окончательно похоронить империю. После некоторых колебаний точку зрения Победоносцева принял и новый император, подписавший 29 апреля 1881 г. Манифест "О незыблемости самодержавия".

Лорис-Меликов и либеральные министры вынуждены были подать в отставку. В 1882 г. главой МВД - ключевого ведомства, отвечавшего за внутриполитический курс, - стал граф Д.А. Толстой, считавшийся символом не только консерватизма, но и крайней реакции. С этого времени во внутренней политике правительство возобладало стремление сохранить в незыблемости самодержавный строй. Власть отказалась от любых преобразований, способных "поколебать" самодержавие. Происходило укрепление административного аппарата в центре и на местах. Борясь с революционным движением, власть не допускала любой (в том числе и мирной) оппозиции правительственному курсу. Проводилась корректировка реформ 1860-1870-х гг. с целью их ограничения и ликвидации тех институтов, которые служили "рассадниками инакомыслия". В социальной сфере наряду с всемерной поддержкой "первенствующего сословия" - дворянства - осуществлялись ограниченные мероприятия по крестьянскому и рабочему вопросу, чтобы ликвидировать или ослабить социальные конфликты и являющееся их следствием массовое движение. Восторжествовала политика государственного национализма и антисемитизма. Вместе с тем правительство Александра III сосредоточило внимание на хозяйственном развитии страны, что позволило в 80-90-е гг. добиться впечатляющих экономических успехов.

14 августа 1881 г. было издано "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия", по которому любая местность империи могла быть объявлена на чрезвычайном положении, что позволяло ссылать возмутителей общественного спокойствия на 5 лет без суда или предавать их военному суду, а также закрывать учебные заведения, органы печати и приостанавливать деятельность земств и городских дум. Для борьбы с революционным движением были созданы специальные охранные отделения, которые не только пресекали деятельность оппозиции, но и внедряли в общественные организации своих агентов-провокаторов и осведомителей.

В период борьбы с террористами-народовольцами в 1879-1882 гг. было казнено 29 человек; в 1883-1890 гг. суды вынесли 58 смертных приговоров, но в большинстве случаев Александр III заменял смертную казнь каторжными работами или пожизненным заключением в Шлиссельбурге.

Политика правительства была направлена на усиление цензуры. 27 августа 1882 г. были утверждены "Временные правила" о печати, которые устанавливали строгий административный надзор за газетами и журналами. Одновременно власть стремилась ограничить распространение просвещения в среде народа. В 1884 г. был введен новый университетский устав, ликвидировалась автономия университетов. Плата за обучение повышалась в 5 раз, были уволены прогрессивные профессора. Министр народного просвещения И.Д. Делянов 5 июня 1887 г. опубликовал циркуляр о "кухаркиных детях" с запрещением принимать в гимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и т.д.".

12 июня 1889 г. было издано "Положение о земских начальниках", целью которого было создать "крепкую и близкую народу власть". Задачей земского начальника, назначаемого из потомственных дворян, был надзор над деятельностью крестьянских органов самоуправления, выполнение полицейских и судебных полномочий..

12 июля 1890 г. утверждено новое "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", которое ограничивало полномочия земств, ставило их под контроль администрации и фактически отменяло принцип бессословности. Так, земледельческая курия (избирательное собрание), по которой ранее могли баллотироваться землевладельцы всех сословий, теперь становилась курией только дворян-землевладельцев. Ценз для дворян уменьшился вдвое, а число гласных - увеличилось (до 55% в уездных и 90% - губернских земских собраниях). Повышался избирательный ценз для городской курии. Крестьяне лишились выборного представительства и выдвигали лишь кандидатов в гласные. Теперь губернатор мог отменить постановление земств и поставить на их обсуждение любой вопрос.

11 июня 1892 г. было издано новое "Городовое положение", по которому сокращалось число избирателей путем значительного повышения имущественного ценза. Преимущество отдавалось крупной торгово-промышленной и финансовой буржуазии. Во многих городах число избирателей сократилось в 5-10 раз. Усиливалась система опеки и административного вмешательства в дела городского самоуправления. Городские головы и члены городских управ отныне стали считаться чиновниками на государственной службе.

Правительством проводились меры, направленные на поддержку роли дворянского землевладения и помещичьего хозяйства. В 1885 г. был учрежден Дворянский земельный банк, который давал ссуды помещикам под залог их земель на льготных условиях.

Проводились отдельные мероприятия в отношении крестьян и рабочих. В 1881-1882 г. были изданы указы о понижении выкупных платежей и об обязательном переводе на выкуп находившихся во временнообязанном положении крестьян, учрежден Крестьянский поземельный банк, через который крестьяне могли приобрести дополнительные участки земли. Правительство стремилось сохранить крестьянскую общину как гарантию против "пролетаризации деревни". Законами 1886 и 1893 гг. были ограничены семейные переделы и общие переделы земли в общине, но это не могло остановить процессы капитализации и социальной дифференциации в среде крестьянства. Рост рабочего движения заставил власть пойти на некоторую регламентацию отношений между фабрикантами и рабочими. В 1882-1886 г. были изданы первые рабочие законы, в том числе о запрещении труда малолетних, ночной работы подростков и женщин, регламентировано взимание штрафов с рабочих и установлено, что штрафные деньги должны были идти на нужды рабочих. Для контроля над соблюдением законов была создана фабричная инспекция.

В царствование Александра III национализм стал одним ведущих направлений внутренней политики. Правительство стремилось унифицировать систему управления империей, русифицировать национальные регионы и насадить в них православие. Продолжалась начатая после польского восстания 1863-1864 гг. политика "обрусения" Польши и Литвы. Готовилась русификация Финляндии, велась "борьба с германизацией" в Прибалтике (где дворянами были остзейские немцы - потомки немецких и датско-шведских родов, в чьих руках находилась вся административная и судебная система), учреждения и школы переводились на русский язык, менялись даже названия населенных пунктов: так, г. Дерпт стал Юрьевым. В отношении российских евреев господствовал дух антисемитизма. После массовых погромов в 1882 г. введены правила, по которым сокращалась черта еврейской оседлости, евреям запрещалось проживать в деревне, приобретать и арендовать недвижимость. Устанавливались пятипроцентная норма приема евреев в высшие и средние учебные заведения.

При этом надо отметить, что по уровню жизни к рубежу XIX-XX вв. русские, составлявшие 43,4% всех жителей России, не были самым процветающим народом империи. Именно на них была возложена вся тяжесть налогового бремени, воинской и других повинностей. Средняя продолжительность жизни русских составляла менее 29 лет, в то время как у мятежных поляков - 41 год, а у латышей - 45 лет. Средняя грамотность русских равнялась 29,3%, а ряд других народом были почти поголовно грамотными (например, эстонцы - 94%, финны - 98%). Дефицит социального развития русских в определенной степени был платой за имперский характер государства, выступал прямым следствием льгот, которые имели "инородцы".

Политический курс правительства вполне устраивал консервативную часть общества. Идеолог нового курса К.П. Победоносцев свои взгляды отразил в письмах к императору и в изданном в 1896 г. "Московском сборнике". Он был категорическим противником политики европеизации, отвергал конституцию и парламентское правление как "великую ложь нашего времени", ведущую к безответственности властей, отстаивал необходимость сильного монархического государства, способного проводить целенаправленную политику на благо народа. Только неограниченная монархия, считал Победоносцев, могла примирять социальные и национальные конфликты "не одной силой, а уравнением прав и отношений под одной властью".

Либеральное движение в 80-е гг. переживало спад, во многом вызванный разочарованием в политическом курсе Александра III, а также репрессиями властей против либеральной печати и земских деятелей. Организационной основой либерализма оставались земства, поэтому это движение еще именуют "земским либерализмом". Либералы в основном были представлены представителями дворянства, большинство их имело университетское образование. Либеральное движение выступало за продолжение реформ, в том числе за создание всероссийского представительного собрания.

Ответом на ограничение полномочий органов самоуправления стали попытки объединения земских деятелей для защиты своих прав. Первый из земских съездов состоялся в 1893 г. на московской квартире одного из наиболее авторитетных земцев - И.И. Петрункевича - и объединил представителей от 9 губерний. Во втором съезде (1894 г.) уже участвовали делегаты из 15 губ.

Революционеры из "Народной воли" рассчитывали, что в случае удачного покушения на императора начнется восстание, которое приведет их к власти. Однако после цареубийства ожидаемого восстания не произошло, руководители организации были арестованы и казнены. Организация распалась на ряд мелких групп, которые к 1884 г. в основном прекратили свое существование. Попытки возрождения народовольческих организаций во второй половине 80-х гг. завершились неудачей. Возникли лишь отдельные группы, в рядах которых было много радикально настроенных студентов, недовольных реакционным курсом правительства. По-прежнему, одним из главных методов борьбы народники считали террор. Члены "Террористической фракцией партии Народной воли" попытались организовать новое цареубийство, но 1-го марта 1887 г. группа заговорщиков была арестована и ее члены приговорены к смертной казни. Среди казненных террористов был и А.И. Ульянов, старший брат будущего лидера большевиков В.И. Ленина.

Народничество раскололось на ряд течений. Революционное народничество 80-90-х гг. XIX в. позже составило базу эсеров. Часть народников стали ориентироваться на идеи марксизма. Те же, кто отверг революционный путь преобразований, но по-прежнему выступал за самобытный путь развития России на основе мелкого самостоятельного крестьянского хозяйства, стали именоваться "либеральными народниками". К ним принадлежали В.П. Воронцов, Н.Ф. Даниэльсон, печатавшиеся на страницах журнала "Русское Богатство". Они считали, что русский капитализм насаждается правительством "сверху" и поэтому нежизнеспособен, но, в отличие от революционных народников, ориентировались на проведение социальных и демократических реформ сверху и поддерживали либеральную оппозицию власти.

Народники свое основное внимание сосредоточили на крестьянстве, однако уже в 70-е гг. в России приобретает значение новая общественная сила - пролетариат. Большее внимание общества привлекла "Морозовская стачка" - забастовка текстильщиков мануфактуры Т.С. Морозова в Орехово-Зуеве в январе 1885 г. Эта стачка отличалась организованностью и тем, что впервые рабочие выставили требования, которые касались не только одной Никольской мануфактуры, но и всего российского пролетариата: законодательно урегулировать отношения найма и увольнения на предприятия и систему штрафов. Под влиянием стачки правительство приняло новые рабочие законы.

Синхронно с ростом рабочего движения в 80-е гг. XIX в. В России начало распространяется новое революционное учение - марксизм, которое считало главной революционной силой пролетариат и видело конечную цель общественного развития в коммунистическом обществе, придти к которому возможно путем пролетарской революции и диктатуры пролетариата. Большую роль для пропаганды идей марксизма имела деятельность Г.В. Плеханова, создавшего в эмиграции группу "Освобождение труда". Целью своей деятельности Плеханов видел "образование будущей рабочей социалистической партии в России". В самой России марксизм еще оставался учением, которое поддерживали только немногие представители интеллигенции.

Политический курс Александра III заслужил у историков в основном негативную оценку. И либеральные исследователи конца XIX - начала XX вв. (А.А. Корнилов, С.Ф. Платонов и др.), и советские авторы (П.А. Зайончковский, Н.Е. Ерошкин) оценивали его как "контрреформы", т.е. преобразования, направленные против либеральных реформ Александра II и призванные вернуть дореформенные порядки.

При Александре III происходила сложная корректировка правительственного курса. С одной стороны, правительство отказалось от дальнейших преобразований в направлении европеизации России и даже вернулось к дореформенным традициям управления. С другой, экономическая политика правительства способствовала капитализации России, а органы самоуправления и независимый суд, которые так и не удалось ликвидировать, служили основой развития гражданского общества.

Но в целом итоги правительственной политики были скорее негативными, чем позитивными. Во-первых, ослабленное революционное движение к началу XX в. возродилось с новой силой. Политика в отношении студенчества подтолкнула молодых людей к участию в революционных организациях. Либеральное движение также постепенно переходило в оппозицию правительству. Во-вторых, хотя правительству и удалось провести ряд контрреформ, но они не вернули Россию к системе управления первой половины XIX в. В-третьих, отдельные мероприятия в отношении рабочих и крестьян не смогли остановить массовое движение. В-четвертых, русификаторская политика способствовала подъему национальных движений в российских окраинах, которые в итоге привели к распаду империи.