Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Исаков В Б Госпереворот Парламентские дневники 1992 1993 Специально для системы -2.rtf
Скачиваний:
6
Добавлен:
07.09.2022
Размер:
1.54 Mб
Скачать

Под топором беззакония Власти позволено все...

На встречах с избирателями спрашивают обо всем. Один такой вопрос остался в памяти, засел в ней, как ржавый гвоздь: что пили в Белом доме? С трудом удержался от резкости, от встречного вопроса: ты что, с Луны свалился? Не читал газет? Не смотрел телевидения? Не понял, что события в Москве - не "крутой" детектив, что там убивали по-настоящему?

Впрочем, подобная позиция - все же исключение. Несмотря на каждодневную ложь в печати, по телевидению, радио, людей не удалось убедить, что на защиту Верховного Совета и Конституции встали одни алкоголики, уголовники и фашисты. Многие интуитивно чувствуют, что 4 октября провело кровавую черту, за которой остались Конституция, законность, правосудие. Сегодня власти позволено все.

Одной из первых жертв засасывающего страну беззакония стали органы народного представительства - Советы народных депутатов. В чем их только не обвиняют идеологи новой власти: прокоммунистические, консервативные, выступили "против законной власти" (то есть не поддержали антиконституционный указ N 1400). А в иных случаях и обвинений не требуется: Советы надо разогнать за то, что они... Советы. Осколок великой державы, ненужное напоминание о депутатских мандатах, которые нынешняя номенклатура еще не успела выбросить вслед за своими партийными билетами.

Главная причина не называется, но она понятна без слов: Советы должны быть уничтожены за то, что они хотя и слабые, но все же органы народного представительства, а значит - потенциальные противники реформ и реальная угроза нынешней преступной власти.

Не все Советы безропотно сложили головы под топором беззакония. Они работают в Свердловской области. Отказались самораспуститься Омский и Новосибирский областные, Красноярский краевой Советы. Московские политические страсти за Уральским хребтом воспринимаются с известной степенью отстраненности: время покажет, кто прав, кто виноват, а пока - будем работать.

Носовецкая власть

Советы возникли как органы стачечной борьбы в ходе революции 1905 года. Революция потерпела поражение, вместе с ней потерпели поражение и Советы. Депутаты первого в стране Иваново-Вознесенского Совета были расстреляны, о чем напоминает мемориал на берегу реки Талки... Но идея Советов не умерла и после февральской революции 1917 года они стали создаваться вновь - уже по всей России. Как далеко это от лицемерных воплей о "номенклатурной природе" и "изначальной порочности" Советов!

За девяносто лет своего существования Советы претерпели серьезную эволюцию - от забастовочных комитетов до конституционных органов представительной власти, традиционной, исторически сложившейся в нашей стране формы народовластия. И отнюдь не случайно, что на последних выборах одним из наиболее популярных лозунгов (в том числе и в предвыборной программе кандидата Б. Ельцина) был лозунг укрепления Советов, повышения их роли, расширения полномочий.

Непредсказуемые изменения последних лет проявили и слабости системы Советов: они оказались громоздки, неповоротливы, мало приспособлены к решению труднейших задач переходного периода. Закрепление в Конституции принципа разделения властей требовало поиска новых форм взаимоотношения представительной и исполнительной власти, более четкого разделения их компетенции.

Сказалось и многолетнее пребывание в тепличных условиях, под крылом коммунистической партии. В Советах окопалось немало людей инертных, безынициативных. В критической ситуации они оказались неспособны твердо встать на позиции Конституции, потребовать соблюдения закона, отстоять жизненно важные интересы своих избирателей.

Но одновременно практика подсказала и пути совершенствования Советов. Самая острая проблема - преодоление разрыва в статусе, правах и полномочиях Советов в республиках, краях и областях. Решить ее предполагалось на ближайшем Съезде народных депутатов (соответствующий законопроект был подготовлен и разослан в регионы для обсуждения). Работа малых Советов подсказала оптимальную численность Советов - 30-50 человек. На ближайших конституционных выборах их предполагалось избирать уже в новом уменьшенном составе.

Вопреки попыткам разорвать, расколоть представительную власть на местах, вбить клин между "государственными" органами и "местным самоуправлением", в регионах нашли эффективные формы взаимодействия Советов разных уровней, позволяющие сохранить их как единую систему народовластия. Например, проведение съездов Советов разных уровней. Несколько раз подобный форум собирался и в Москве. Шли разговоры о том, что новые формы взаимодействия Советов разных уровней следует конституировать, подвести под них законодательную базу.

После периода острых споров и разногласий в большинстве регионов отладилось взаимодействие представительной и исполнительной властей. Одним словом, шел нормальный процесс развития и совершенствования представительных органов государства, реально работающих в режиме разделения властей. Убежден, что после очередных конституционных выборов Советы предстали бы обновленными и эффективными органами народовластия.

Вот этого-то, судя по всему, и испугались те, кто стоит у государственного руля в центре и в регионах. А как потребуют ответа об итогах реформ? Спросят отчет о расходовании государственного бюджета? Да как возбудят уголовные дела против тех, кто по локоть запустил руку в государственный карман! Нет, такой "противовес" нынешней власти не нужен... И вот уже видим, как люди, именующие себя "демократами" попирают самые главные, основополагающие принципы демократии - законность, гласность, разделение властей. Поднимают руку на Конституционный суд, замахнулись на саму основу нашего государства - принцип федерализма. Цинично растоптав действующую Конституцию, сочинили в тиши кабинетов новую, более для себя удобную...

Нет, я не идеализирую представительную власть. Ей недоставало компетентности, слишком часто ее захлестывала митинговая стихия. Было, было! Но при этом существовал конституционный механизм разрешения конфликтов. И рукопашные бои депутатов (отнюдь их не одобряю) избавляли от необходимости идти в рукопашную самих избирателей. Теперь же... Трагедия не в том, что насильственно уничтожен Верховный Совет, что грубому, бесцеремонному давлению подвергаются Советы всех уровней. Трагедия в том, что беззаконие и произвол сегодня беспрепятственно подкатились к самому порогу вашей квартиры...

(24 октября 1993 г.)