Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СОЦИОЛОГИЯ ПОСОБИЕ 2008.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
630.27 Кб
Скачать

3.3 Социальная мобильность

Теории стратификации тесно связаны с концепциями социальной мобильности. Социологическая разработка этого явления также осуществлена П. Сорокиным, который считал ее естественным и нормальным состоянием общества. Социальная мобильность – это социальные перемещения не только индивидов и групп, но и социальных объектов (ценностей), то есть всего того, что создано или модифицировано в процессе человеческой деятельности, из одной социальной позиции в другую. Вслед за Сорокиным в современной социологии различают два типа мобильности. Горизонтальную мобильность, которая предполагает переход индивида, группы или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. И вертикальную мобильность, которая подразумевает перемещение индивида, группы или социального объекта из одного пласта в другой, но с изменением социальной позиции и статуса. В зависимости от направления самого перемещения можно говорить о двух видах вертикальной мобильности: восходящей и нисходящей, то есть о социальном подъеме и социальном спуске.

Вертикальную мобильность, по мнению Сорокина, следует рассматривать в трех аспектах, соответствующих трем формам социальной стратификации. Как внутрипрофессиональную или межпрофессиональную циркуляцию, политические перемещения и продвижения по «экономической лестнице». Основным препятствием для социальной мобильности в стратифицированных обществах является наличие специфических «сит», которые как бы просеивают индивидов, предоставляя возможность одним перемещаться вверх, тормозя продвижение других. Это «сито» и есть механизм социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным стратам. Они, как правило, совпадают с основными каналами вертикальной мобильности: школой, армией, церковью, семьей, браком, профессиональными, экономическими и политическими организациями. На основе богатого эмпирического материала Сорокин делает вывод, что в любом обществе социальная циркуляция индивидов и их распределение осуществляется не по воле случая, а носит характер необходимости и строго контролируется разнообразными институтами.

3.4 Социальная структура российского общества

Социальная структура общества это относительно устойчивая иерархичная связь классов и социальных слоев в обществе в определенный период социально-исторического времени.

Социально стратифицированное общество с его многочисленными слоями условно можно представить в виде вертикальной структуры с тремя уровнями-классами: высший, средний и низший. Высший класс обычно составляет небольшой процент населения (не более 10%). Его также условно можно подразделить на высший высший класс (наиболее богатые, знатного происхождения) и высший класс (богатые, но не выходцы из аристократии). Его роль в жизни общества неоднозначна. С одной стороны, он владеет мощными средствами влияния на политическую власть. С другой – его интересы, главными из которых являются сохранение и приумножение накопленной собственности, постоянно сталкиваются с интересами остальной части общества. Не обладая при этом достаточной численностью, высший класс не является гарантом устойчивости и стабильности общества.

По всеобщему признанию социологов, подтверждаемому жизнью, центральное место в социальной структуре современного общества занимает средний класс. Практически во всех развитых странах доля среднего класса составляет 55-60%. В странах, где по разным причинам не оформился средний класс, налицо социально-экономическая и политическая нестабильность, значительно затруднен процесс модернизации общества.

Можно выделить основные признаки принадлежности к среднему классу:

  • наличие собственности в виде накопленного имущества или существующего как источник дохода;

  • высокий уровень образования (высшее или среднее специальное), что характеризуется как интеллектуальная собственность;

  • доход, размер которого колеблется вокруг среднего по стране;

  • профессиональная деятельность, имеющая достаточно высокий престиж в обществе.

В низшей части социальной лестницы находится низший класс – те категории населения, которые не владеют собственностью, заняты низкоквалифицированным трудом с доходом, определяющим их положение на грани бедности или ниже. Сюда же относятся группы, не имеющие постоянного заработка, безработные, деклассированные элементы. Само положение этих слоев определяет их позиции как неустойчивые. Обычно именно эти слои становятся социальной базой партий радикального и экстремистского толка.

В классовой структуре российского общества в настоящее время можно выделить два социально-экономических класса − класс собственников и класс наемных работников. Каждый из этих классов внутренне дифференцирован по сфере занятости, отраслевой принадлежности, размерам предприятий, месту проживания и доходам.

В то же время согласно принятой академиком Т.И. Заславской гипотезе,7 российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также десоциализированного «социального дна». Верхний слой – реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процесс реформ.

Средний слой является зародышем «среднего слоя» в западном понимании этого термина. Российское большинство его представителей не обладают ни обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, ни высоким социальным престижем. К тому же пока этот слой слишком малочислен, чтобы служить гарантом социальной стабильности. Однако средний класс в России может сформироваться на основе социальных групп, сегодня образующих соответствующий протослой. Это мелкие предприниматели, полупредприниматели, менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие.

Базовый социальный слой очень велик. Его удельный вес – более двух третей российского общества. Это – основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий, большая часть крестьянства. При всем своем различии в менталитете, социальном статусе, интересах и поведении роль этих групп заключается в приспособлении к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.

Для представителей нижнего слоя характерен низкий деятельностный потенциал, и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. Это не слишком здоровые и сильные люди пожилого возраста, безработные, беженцы, вынужденные мигранты из районов межнациональных конфликтов. Сюда можно отнести маргиналов – людей, утративших свой привычный социокультурный мир, но не сумевших воспринять нормы и ценности новой группы и оказавшихся на грани двух культур. Массовая маргинальность (при нисходящей мобильности) характерна для крутых переломов истории и порождает серьезные социальные проблемы.

Отличительными чертами нижнего слоя являются очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, тяжелый неквалифицированный труд и отсутствие постоянной работы. Главной характеристикой социального дна служит изолированность от институтов большого общества, компенсируемая включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Отсюда замкнутость социальных связей рамками самого слоя, десоциализация, утрата навыков легитимной общественной жизни. В основном это преступные элементы – воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, крупные и мелкие жулики, наемные убийцы, а также деклассированные элементы – алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д.

Непродуманные и антисоциальные рыночные реформы вызвали массовое обнищание большинства россиян, и критическую социальную поляризацию в обществе. Неадекватно развивающийся процесс стратификации несет в себе угрозу стабильности общества. Изменение ситуации, как правомерно считает Э. Дюркгейм возможно только тогда, «когда общество устроено таким образом, что общественное неравенство выражает естественное неравенство», а также при наличии «абсолютного равенства во внешних условиях борьбы». 8

Как и французский социолог, мы все понимаем, что этот идеал трудно достижим, так как его реализации мешает мощный фактор устойчивого воспроизводства социального неравенства − монополизм богатого и властного меньшинства во всех сферах общественной жизни. Вместе с тем, социально- экономическая активность социальных субъектов и политическая воля субъектов социального управления могут стать значимыми факторами уменьшения поляризации населения в России.