Скачиваний:
42
Добавлен:
06.06.2023
Размер:
2.5 Mб
Скачать

7. Образовательная подготовка к государственной службе в XIX в.

Важное место в подготовке кадров чиновников государственных учреждений занимали университеты и лицеи, особенно открытый в 1810 г. привилегированный Царскосельский лицей. В нем в течение 6 лет готовились высшие чиновники, его воспитанники при поступлении на гражданскую службу получали чин от 14 до 9 класса «Табели о рангах».

6 августа 1809 г. император Александр I подписал Указ, подготовленный М.М. Сперанским, «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках, для производства в коллежские асессоры и статские советники». Цель - положить конец «удобности достигать чинов не заслугами и отличными познаниями, но одним пребыванием и счислением службы».

Указ кардинально изменил порядок чинопроизводства, поставив его в зависимость от образовательного уровня. Образование становилось условием карьеры. Если до выхода Указа гражданские чины VIII класса (коллежский асессор) и V класса (статский советник) могли приобретаться выслугой лет, то после его издания производство служащих в эти чины без представления свидетельства об окончании университета или без сдачи специальных экзаменов было запрещено.

Производство экзаменов было возложено на университеты, для чего в каждом из них был учрежден особый испытательный комитет из ректора и трех профессоров. Примечательно, что на первых порах после выхода Указа император лично следил за его выполнением и не допускал послаблений при чинопроизводстве. Указ устанавливал приоритетное чинопроизводство лиц, имевших высшее образование, и вызвал заметное недовольство со стороны чиновной бюрократии. Основным предметом возмущения было положение Указа об экзаменах служащих. Его реализация «отвлекала чиновников от должностных их занятий», возвращала людей уже в совершенно зрелом возрасте во времена детства и юности, сажала их снова на школьную скамью и нередко требовала от них совершенно невозможного, когда в местах их служения не было ни высшего, ни среднего учебного заведения.

Первое десятилетие царствования Николая было отмечено утверждением «Устава о службе гражданской», который установил примерное соответствие между шкалами чинов и должностей, в 1840-е годы Николай задумал более радикальную меру - упразднить систему чинов и приоритет выслуги. Был создан специальный комитет для быстрого решения вопроса. Однако бюрократия нашла серьезную и убедительную для престола охранительную аргументацию в пользу сохранения чинов.

Александр начал с образования «комиссии» - особого Совещательного собрания. Собрание осудило манию чинов, рост числа и влияние бюрократии, взяточничество и другие ее пороки, а также предложило реформу всей системы управления, включавшую, в частности, желательность отмены «Табели», но лишь после значительного увеличения жалованья чиновников. В результате жалованье за время царствования Александра возросло в среднем в 2 раза, но «Табель» осталась в неприкосновенности.

То же повторилось и при его сыне - Александре III. Он также учредил в начале своего царствования Особое совещание, которое признало необходимым отменить чины, поскольку они лишь стимулируют уродливое чинопочитание, не стесняющийся в средствах карьеризм, приводят в госслужбу людей беспринципных, обладающих вместо необходимых деловых и моральных качеств только неукротимым желанием любым путем «выбиться наверх». Главным выводом Совещания стало предложение о слиянии чинов с должностями. Царь поначалу поддержал его. Но когда заключение Совещания было разослано на отзыв главам министерств и ведомств, подавляющее большинство министров высказалось против отмены чинов: чин возвышает его обладателя над прочими подданными, а поскольку он дается за службу государству, то тем самым он укрепляет власть и поднимает ее престиж.

Согласно документам на государственную службу принимались законнорожденные лица неподатных состояний, прежде всего дворяне, а также лица, имеющие ученые степени (кандидата, магистра и доктора), получившие их в русских учебных заведениях. Поступающие впервые на государственную службу, за исключением лиц, окончивших высшие учебные заведения, принимались на службу канцеляристами.

Присвоение чина VIII класса (коллежского асессора), обеспечивающего служащему потомственное дворянство, утверждалось царем и наряду с обязательным сроком выслуги предполагало наличие высшего образования (при этом указывалось, что аттестаты иностранных учебных заведений «ни в какое уважение не принимаются»).

Важно также, что устанавливались существенные льготы в присвоении чинов и продвижении по службе в зависимости от уровня, имеющегося у служащего образования (образовательного разряда).

Однако государственная служба в России во второй половине XIX в. по-прежнему оставалась привилегией правящих классов и сословий.

В реальной жизни уделом молодежи из низших слоев российского общества по-прежнему было низшее образование, что предопределило низкий образовательный потенциал гражданской службы, практически отсутствовали возможности пополнения государственных управленцев, так как учебные заведения выпускали в год ничтожно малое число достойных кандидатов на эти должности.

В тот период был крайне низок процент чиновников государственного аппарата с высшим образованием. Ситуация не претерпела больших изменений и к началу XX в.

Соседние файлы в предмете История государства и права России