Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебный год 2023 / Жуков. Философия права.docx
Скачиваний:
37
Добавлен:
21.02.2023
Размер:
2.29 Mб
Скачать

преподавательский корпус довольно быстро отказался от «буржу- азно-помещичьей юридической науки», приняв идеологические клише новой «пролетарской власти». Университетская профессура, встроившись в советский строй, дружными усилиями начала пере- лопачивать буржуазное знание на марксистский лад, попутно себя убеждая в правоте марксизма. Общественное правосознание совре- менной России также определяется не профессиональным или на- учным знанием, а бытовым представлением масс. Работа следствия, суда, пенитенциарной системы, функционирование представитель- ной и исполнительной власти в решающей степени зависят не от профессионального или научного правосознания, а от обыденного. Коррупция и злоупотребление служебным положением диктуются отнюдь не законом, а бытовыми представлениями людей о долж- ном и недолжном поведении. Следует подчеркнуть, что данное со- отношение между разными уровнями правосознания универсально и применимо к любой стране. Проблема здесь состоит в том, чтобы поднять уровень массового правосознания до научного и професси- онального, насколько это возможно.

Структура правосознания. Структура правосознания тес- нейшим образом связана со структурой самого сознания. Обычно элементами сознания считают мышление, память, ценности, волю, эмоции. Если попытаться сгруппировать их, сознание может быть сведено к трем основным элементам - рациональному, ценностно- му, эмоциональному. Первый демонстрирует способность сознания создавать мыслительную модель окружающего мира, второй фор- мирует избирательность сознания в отношении предметов матери- альной и идеальной реальности, третий выражает эмоциональное отношение индивида к действительности. Между тремя компонен- тами существует тесная связь, они взаимно влияют друг на друга. Правосознание - одна из форм общественного сознания, т.е. это - то же сознание, но уже отражающее политико-правовую реальность. Правосознание также содержит три компонента - рациональный, ценностный и эмоциональный. Рациональный компонент традици- онно называют в нашей литературе правовой идеологией, эмоцио- нальный — правовой психологией, ценности в качестве компонента правосознания стали упоминаться только в последнее время.

Поскольку о ценностях было много сказано выше, далее пойдет речь только о правовой идеологии и правовой психологии.

  1. Правовая идеология

Понятие идеологии и правовой идеологии. Идеология - поня- тие сложное, многозначное, являющееся предметом острых дискус- сий. Считается, что данное понятие ввел в научный оборот в начале

490

XIX в. А.Л.К. Дестют деТраси («Элементы идеологии», 1801-1815), французский экономист, философ, политический деятель эпохи на- полеоновских войн и Реставрации. Он утверждал, что создал науку идеологии, раскрывающую всеобщие и неизменные законы возник- новения идей. Термин приобретает популярность в связи с полити- ческой борьбой, наиболее широкое его использование приходится на XX в. в качестве одного из главных атрибутов тоталитарных ре- жимов. Именно практика тоталитарных режимов поставила в фокус исследований феномен идеологии. Огромную роль в становлении теории идеологии сыграл марксизм в его различных модификаци- ях. «К. Маркс и Ф. Энгельс в “Немецкой идеологии” (1845-1846) и позднейших работах под идеологией понимали: 1) идеалистиче- скую концепцию, согласно которой мир представляет собой вопло- щение идей, мыслей, принципов; 2) тип мыслительного процесса, когда его субъекты-идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами определенных классов и объектив- ных побудительных сил своей деятельности, постоянно воспроизво- дят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей; 3) вытекающий отсюда метод подхода к действительности, состоя- щий в конструировании мнимой реальности, которая выдается за самоё действительность»* **. «В.И. Ленин расширил понятие идео- логии, введя категорию “научная идеология” и указав, что в пред- шествующих марксизму системах идеологии имелись научные элементы, но лишь марксизм в подлинном смысле является на- учной идеологией. Ленин отметил такую важнейшую особенность марксизма, как соединение в теории высшей и строгой научности с революционностью» * *. Практика тоталитарных режимов заметно скомпрометировала понятие идеологии, снизив в глазах многих исследователей его эвристическую ценность. В нашей современ- ной литературе понятие идеологии продолжает использоваться, но уже в более широком смысле. Термин приобрел многозначность и рыхлость.

Следует подчеркнуть, что понятие идеологии представляет на- учную ценность исключительно в марксистской традиции, всякая другая интерпретация делает данное понятие случайным, ненуж- ным, дублирующим уже существующие. Идеология есть совокуп- ность идей, идеалов и ценностных установок, выражающих интере- сы, цели и программу деятельности социальных групп, государства или общества. Понятие идеологии ценно тем, что оно указывает на такой феномен, как сознание масс, так или иначе формулирующих свои интересы. Идеология выражает состояние сознания социаль-

* Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 206.

** Там же.

491

ных групп (классов) и общества в целом, восприятие людьми эко- номических и политических условий своей жизни. В идеологии находят свое отражение интересы, цели и ценностные установки со- циальных групп. Поскольку идеология связана с интересами масс, она практически всегда связана с политикой. Как верно утверждал Ленин, любая идеология партийна, т.е. выражает интересы того или иного класса. Невозможна идеология беспартийная, надклассовая, нейтрально относящаяся к социальным проблемам, ее просто не может быть, в противном случае это - не идеология, а что-то дру- гое. Маркс называет идеологию иллюзорным, ложным сознанием, поскольку идеология стремится не к истине, а к достижению целей и удовлетворению интереса. В идеологии часто отражаются бессоз- нательные стремления масс к какой-либо цели. Идеология форми- руется в рамках национальной духовной культуры своего времени, а потому соответствует ее уровню и приобретает ее специфику.

Идеология многолика, она может выступать в форме политиче- ских, правовых, религиозных, этических, эстетических, философ- ских взглядов. В этом смысле правовая идеология - разновидность идеологии и может быть определена так: правовая идеология есть совокупность идей, идеалов и ценностных установок, выражающих интересы, цели и программу деятельности социальных групп, госу- дарства или общества в политике-юридической сфере. В правовой идеологии социальные группы (в том числе госаппарат), опираясь на разум, пытаются сформулировать свои интересы и представле- ния в области политики, государства и права. Правовая идеология есть разновидность рационального компонента правосознания, в котором представлены взгляды и идеи людей в связи с их вовле- ченностью в политико-юридическую деятельность. Правовая идео- логия отражает в адекватной или неадекватной форме условия по- литико-правового бытия.

Правовая идеология имеет, как минимум, три функции: инфор- мационную, организующую, конституирующую. Информационная функция состоит в том, что при помощи правовой идеологии со- циальная группа (класс, государство) доводит до своих членов свое представление о природе власти и государства, о существующем государстве и правовой системе. Благодаря организующей функ- ции правовая идеология становится одним из средств организации социальных групп, общества и государства для выражения своих стремлений и достижения своих целей. Конституирующая функция проявляет себя в оказании влияния на формирование правосозна- ния, она направлена на легитимацию или делегитимацию существу- ющего политико-правового порядка.

Правовая идеология как социальная мифология. Считается, что миф есть способ осмысления мира, распространенного у перво-

492

бытных народов, а мифология - присущая им форма общественно- го сознания. Мифология - действительно проявление архаической культуры, с чем нельзя не согласиться. Вместе с тем очевидна и дру- гая вещь, широко признанная в философии культуры: современные народы, пройдя школу цивилизации и достигнув небывалых ранее высот в науке и технике, продолжают использовать мифологиче- ский способ освоения мира.

«Мифология ориентирована на преодоление фундаменталь- ных антиномий человеческого существования, на гармонизацию личности, общества и природы. Предпосылками мифологической “логики” служили неспособность человека выделить себя из окру- жающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, не отделившегося от эмоциональной, аффективной среды. Следстви- ем было метафорическое сопоставление природных и культурных (социальных) объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в т.ч. одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно неотчетливое разделение субъекта и объек- та, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, простран- ственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличие к противоречию и т.п.»*. В основе мифа лежит син- тез веры и знания, он включает в себя религию, философию, науку и искусство. Мифологическое сознание предполагает конкретность, образность, символичность, обрядовость и ритуальность. Миф вос- принимается не как вымысел, а как реальность, в условиях которой живет человек. Миф всегда опирается на ряд аксиом, принимаемых без доказательств.

Идеология - это, конечно, не миф, рационализма здесь больше, но практически все названные качества мифа в ней так или иначе представлены. Поскольку научное объяснение политико-правовой реальности имеет свои границы, миф становится метанаучной ос- новой ее объяснения. В этом смысле социальный миф неизбежен и необходим. Люди, создавая правовую идеологию, опираются на избираемые ими цели и ценности, что всегда выводит человеческий разум за рамки строгой рациональности в мир мифа. Как отмече- но выше, идеология нацелена на удовлетворение интереса, а не на поиск истины. Однако целеполагающая деятельность, чтобы быть убедительной для масс, должна сопровождаться более или менее внятной аргументацией. Человеческий разум, будучи неспособным отыскать при помощи науки абсолютные основы социального бы- тия, создает их искусственно в виде мифа. Социальный миф предла- гает массам конкретный, осязательный образ политико-правового бытия, который должен производить впечатление надежной опоры

* Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. С. 369.

493

их существования. Поскольку потребность в таком мифе велика, человек игнорирует противоречия и детали предложенной мифом политико-правовой модели, он принимает ее на веру. Массы, избрав ту или иную политико-правовую модель, в дальнейшем ждут от нее едва ли не социального чуда. Разрушение избранного мифа может повлечь за собой социальную катастрофу, после чего формирует- ся новый миф. История государств - это своего рода история со- циальных мифов, включая современность. Правовая идеология, от кого бы она ни исходила (от класса, партии или государства), всегда предполагает набор мифологем, дополняющих рациональную кар- тину мира. Так, либеральная демократия, созданная буржуа для за- щиты своего экономического могущества, стала социальным мифом еще до ее воплощения в жизни. Западноевропейские просветители XVII-XVIII вв. на основе теорий естественного права и договор- ного государства закладывали ценностные основы будущей право- вой государственности. Великая французская революция, ставшая одной из самых кровавых в истории человечества, хотя и заставила критически пересмотреть постулаты просветителей, не разрушила предложенной просветителями модели. Как на заре либеральной демократии, так и сейчас идеи прогресса, блага народа, прав чело- века, народного суверенитета, разделения властей, всеобщего из- бирательного права берутся по большей части на веру, не требуя особых доказательств. Правовая идеология либерализма - создан- ный буржуа миф, который, с одной стороны, отражает сложивший- ся уклад жизни, с другой - требует веры в него. Либеральный миф есть инстинктивное, подсознательное стремление западных наро- дов создать свой собственный положительный образ и поверить в него. Либеральный миф, хотя и воспринимается как реальность, на самом деле он - уход от реальности, попытка заменить ее вымыс- лом, в который хочется верить массам. Все то же самое можно ска- зать о любом другом политико-правовом мифе: социалистическом, фашистском, анархистском и т.п. Восприятие политико-правовой идеологии как мифа говорит об архаизме правосознания современ- ного человека: современный человек, массы, рационализируя свои интересы в идеологии, ведут себя как народы глубокой древности.

Официальная и неофициальная правовая идеология. Офи- циальная правовая идеология исходит от государственной власти, ее носителями являются чиновники, политики, юристы-практи- ки и юристы-ученые. Она представлена в заявлениях, деклараци- ях, действиях власти, программах господствующих политических партий, конституциях и других источниках права, правопримени- тельных актах, правовой доктрине страны (труды ученых и юри- стов-практиков, комментарии), искусстве. Неофициальная право- вая идеология существует помимо воли государственной власти, ее

494

носителями могут быть широкие народные массы, классы, партии, юристы-чиновники, юристы-практики, чиновники. Ее источники - программы оппозиционных (в том числе нелегальных) политиче- ских партий и неполитических объединений, политическая публи- цистика и научные труды, искусство. Очевидно, что и по субъектам, и по источникам обе разновидности правовой идеологии пересе- каются, четкой разграничительной линии здесь нет. А между тем соотношение официальной и неофициальной правовой идеологии непосредственным образом влияет на социально-политическую стабильность страны, на прочность государства и эффективность правового регулирования.

Л.И. Петражицкий, разделив право на официальное и неофи- циальное, позитивное и интуитивное, сделал правильный вывод о том, что расстояние между данными видами права не должно быть слишком большим. Напротив, государство должно постоянно об- ращаться к праву интуитивному, неофициальному и отчасти пози- тивному, чтобы включать в официальное право нормы, созданные самой жизнью. Тот же подход следует распространить на соотноше- ние официальной и неофициальной правовой идеологии. Усиление государств - объективная тенденция, наблюдаемая на протяжении сотен лет. Современное государство, которое формируется в эпоху буржуазных революций и достигает своего апогея в наше время, обладает колоссальными силовыми возможностями. Опираясь на государственный аппарат, армию и полицию, оно способно навя- зывать обществу самые разные ценности, нормы и институты, соз- давая устраивающие его модели массового поведения людей. Офи- циальная правовая идеология - средство воздействия, за которым стоит власть. Тоталитарные и авторитарные режимы XX в. убеди- тельно показали, что официальная правовая идеология может быть с успехом навязана широким слоям населения и быть эффективной длительное время. Вместе с тем надо понимать, что официальная правовая идеология не возникает на пустом месте, она формирует- ся в конкретной культурно-исторической среде и имеет свои корни в национальной традиции. Совершенно очевидно, что официальная правовая идеология тоталитарных режимов в XX столетии пита- лась истоками, рожденными неофициальной правовой идеологии. В советской литературе была широко распространена позиция, со- гласно которой национал-социализм был силой и обманом навязан миролюбивому немецкому народу; если бы не Гитлер и его при- спешники, то никакого Третьего рейха не возникло бы. А между тем общеизвестный исторический факт состоит в том, что уже в начале XX в. едва ли не каждая пивная была наполнена атмосферой густого антисемитизма и разговорами о приобретении новых территорий. На общегерманском плебисците 19 августа 1934 г. свыше 80% нем-

495