Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебный год 2023 / Жуков. Философия права.docx
Скачиваний:
37
Добавлен:
21.02.2023
Размер:
2.29 Mб
Скачать

Философия как теория: это сумма представлений о предельных основаниях бытия, его смысле, выступающих в форме рационализа- ции ценностных установок.

Кроме того, есть определения, выдержанные временем и вполне добротные:

Философия - форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека* **.

Философия - особая форма общественного сознания и позна- ния мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фун- даментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни * *.

Философское знание имеет следующую структуру:

онтология гносеология философия природы философская антропология социальная философия философия истории философия права философия политики

философия науки философия религии философия культуры философия языка этика эстетика

история философии

  1. Предмет философии нрава

Философия права перенимает все основные свойства филосо- фии и гак же, как и она предстает как метод и как теория:

Философия права - это способ познания, направленный на выяв- ление предельных оснований политико-правового бытия, его смысла и выступающий в форме рационализации ценностных установок.

Философия права - это сумма представлений о предельных основаниях политико-правового бытия, его смысле, выступающих в форме рационализации ценностных установок.

Определение предмета философии права относится к числу дис- куссионных вопросов, по которым существуют разные, в том числе прямо противоположные точки зрения. Наиболее распространен- ные позиции можно свести к четырем основным.

* См.: Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 8-е изд. С. 714-715.

** См.: Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001. Т. 4. С. 195.

22

  1. В классической и современной литературе распространено мнение, согласно которому предметом философии права высту- пает должное право, идеальное право, право, каким оно должно быть. Такой подход в наибольшей степени характерен для разного рода метафизических вариантов философии права. Действитель- но, философия в своем стремлении осмыслить право и государство конструирует некую идеальную реальность, модель, в большей или меньшей степени отражающую существенные свойства права. Философия, пытаясь найти в праве главное, основополагающее идейное ядро, невольно начинает исследовать не реальное, а умоз- рительное право. Так, например, Гегель, руководствуясь формулой «все действительное разумно; все разумное действительно», ставит перед собой цель найти основания права в логике саморазвивающе- гося и самопознающего мирового разума, т.е. в некоей свехприрод- ной реальности.

Вместе с тем нельзя согласиться с мнением, будто предметом философии права выступает только и исключительно идеальное право.

Во-первых, нельзя не видеть, что идеалисты, конструируя раз- личные модели права, по существу, отталкиваются от права реаль- ного, эмпирического. Изучение идеального, должного права зача- стую скрывает процесс познания позитивного права. Творческий импульс идеалистам дает право, существующее в жизни, со всей его несправедливостью, жестокостью, репрессивной мощью, неумоли- мостью, всепоглощающим характером.

Во-вторых, в истории философии есть многочисленные приме- ры, когда позитивное право прямо признается предметом философ- ского осмысления. Так, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Б.П. Вышеславцев дали анализ реально функционирующего, а не придуманного права, достигнув при этом высокого уровня обоб- щений уже метафизического характера. При внешней мистифици- рованное™, с позиции религиозной метафизики им, в частности, удалось убедительно показать, что право и государство в их эмпи- рическом проявлении есть факт несовершенства самого человека, своеобразная тень его земной, порочной природы, следствие его нравственной ущербности.

  1. Распространенной является точка зрения, согласно которой предметом философии права выступает методология права, теория познания права. Сведение философии к гносеологии стало след- ствием рационалистической традиции западноевропейской фило- софии, стремившейся в Новое время приобрести точность естество- знания, а позднее переросшей в подобие сциентизма. Наиболее ярко такой подход представлен в феноменологии Э. Гуссерля, который поставил задачу превратить философию в «строгую науку» о чи-

23

стых принципах сознания и знания. Феноменология есть прежде всего универсальное учение о методе, сводящего в конечном счете субъект познания к объекту познания, а объективный мир - к сово- купности атрибутов познающего сознания. Философия (в данном случае - феноменология) обращается здесь не к самому предмету, а к его логическому отражению, изучение вещей заменяется изуче- нием их понятийных конструкций. Философия права, построенная на методе феноменологической редукции (Ф. Шрейер, Ф. Кауфман, Г. Гуссерль, Н.Н. Алексеев), фактически обращена не на саму сущ- ность государства и права, а на юридический понятийный аппарат.

В современной отечественной литературе позицию сведения философии права к гносеологии права (но уже на базе марксист- ской философии) занимает Д.А. Керимов.

Понятно, что философия права может и должна выступать и в качестве метода; очевидно, что философско-правовое познание осуществляется путем использования соответствующих понятий; ясно также, что одна из задач философии права - формирование собственного понятийно-логического аппарата, но на этом осно- вании не следует сводить философию права исключительно к ее гносеологической функции. Помимо гносеологии философия пра- ва включает в себя этические, онтологические и даже эстетические аспекты права.

  1. Нередко встречается такая позиция: предметом философии права является правосознание, что характерно, в частности, для философии права И.А. Ильина. Для этого автора правосознание - ключевая категория, объединяющая в себе все стороны жизни права и государства (идеальные, материальные, психологические, этические, религиозные, национальные). Например, в своей работе «О монархии и республике» он исследует не юридические аспекты формы правления, а республиканское и монархическое правосозна- ние. Следует признать, что, изучая общественное правосознание, мы сможем многое узнать о ценностных и сущностных свойствах государства и права. Правосознание - это не просто идеальный образ политико-правовой действительности, не просто ее модель, правосознание - это способ, форма политико-правового бытия, это само государство и само право в их идеальной реальности.

Вместе с тем государство и право имеют не только идеальную со- ставляющую, они представляют собой институты, обладающие ор- ганизационной и материальной частью. Политико-правовая реаль- ность находится не только в сознании людей, но также противостоит им как внешняя, объективная отчужденная сила с собственными стимулами к самоорганизации, самовыживанию и самосохранению. Государство и право - устойчивые эмпирические феномены, кото- рые могут и должны быть оценены с философской точки зрения как

24

факты социальной реальности, живущие самостоятельной, не зави- симой от правосознания жизнью. Отсюда вывод: замыкаться только на правосознании при исследовании политико-правовых явлений - значит, неоправданно ограничивать предмет философии права.

  1. В зарубежной и отечественной юридической литературе за по- следние 100-150 лет сложилась традиция рассматривать в качестве предмета философии права в основном и прежде всего право, но не государство. В XX в. для такого подхода появляются объективные основания в связи с дальнейшей специализацией социальных наук, с появлением таких дисциплин, как политология, философия поли- тики, политическая философия и отделением их от теоретического правоведения. Кроме того, право вполне можно рассматривать как автономный, самостоятельный феномен, имеющий собственную природу.

Однако в реальной, а не придуманной жизни, в мире реальных человеческих отношений право и государство связаны между собой многочисленными невидимыми нитями. Умозрительно, в теории провести грань между правом и государством возможно и необ- ходимо, но при этом не следует упускать из виду всю условность такого разделения. Серьезнейшим теоретическим недостатком мно- гих либеральных авторов следует признать их стремление доказать независимость права от государства. Во имя идеологических догм в жертву приносится истина. Во всяком случае, избрание в качестве предмета философского анализа исключительно права восприни- мается как пробел, как проявление узости взглядов, как теоретиче- ская слабость.

Определение статуса той или иной отрасли знания, той или иной дисциплины проводится по двум критериям: предмету и ме- тоду. Если у двух или трех дисциплин один и тот же предмет и одна и та же методология, тогда вывод однозначен: перед нами одна дис- циплина, а не две и не три. Соответственно, если исходить из при- знания философии права как самостоятельной отрасли знания, то необходимо точно, четко, ясно указать на ее предмет.

В нашем обществоведении есть устойчивая традиция (без ко- торой, правда, вполне можно было бы обойтись), согласно которой в каждом научном исследовании (особенно в диссертационном) автор обязан назвать объект и предмет исследования, где объект - некая объективная реальность, а предмет - конкретная ее часть. Применительно к философии права это может выглядеть пример- но так:

Объект философии права - государство и право.

Предмет философии права:

  1. предельные основания государства и права (политико-право- вого бытия);

25