Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
753249_D839A_shadrikov_v_d_problemy_sistemogene...docx
Скачиваний:
41
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
1.41 Mб
Скачать

Связь между квалификацией и числом ип, включенных в иод

Уро­вень про­фес­сио­на­ли­за­ции

Уче­ни­ки

Мас­те­ра

I курс

II курс

сла­бо ус­пе­ваю­щие

сред­не ус­пе­ваю­щие

хо­ро­шо ус­пе­ваю­щие

Чис­ло ИП в ИОД

16

21,8

16,8

10,5

3

Из приведенных данных видно, что на I курсе идет накопление признаков, что приводит на первом этапе к повышению успешности профессиональной деятельности.

70

Это видно из того, что средне успевающие ученики используют большее число информационных признаков по сравнению со слабо успевающими учениками. Однако увеличение числа информационных признаков, используемых для регуляции деятельности, затрудняет ориентировку ученику. Поэтому одновременно с поиском признаков, позволяющих успешно реализовать требования деятельности, появляется тенденция к их сокращению. Она появляется уже на первом курсе у хорошо успевающих учеников. В дальнейшем идет прогрессивное уменьшение числа используемых информационных признаков с 18,2 (в среднем) на первом курсе до 3 у мастеров производственного обучения. Вместе с тем идет повышение значимости и поливалентности каждого признака, повышается их ценность. Чем больше признаков использует учащийся на первом этапе (накопление признаков), тем более ценные признаки выделяются на втором этапе.

На начальных этапах обучения отражается статика предметных и субъективных условий деятельности, в дальнейшем происходит отражение ее динамических аспектов. ИОД приобретает черты динамической системы, в которой ИП не только взаимосвязаны, но и развернуты во времени. Между ИП устанавливаются временные причинно-следственные связи. Значение признака начинает определяться как одновременным сочетанием с другими признаками, так и предшествующей и последующей сигнальными ситуациями (времено́й последовательностью событий).

Таким образом, формирование ИОД начинается с отражения отдельных сигналов и их значений, затем происходит установление ценности отдельных сигналов в структуре сигнальной ситуации, далее происходит объединение отдельных информационных признаков в системы, в которых на завершающих этапах находит отражение динамика деятельности.

Принципиально важным моментом формирования ИОД является придание ей характера оперативности. Оперативность будем понимать в том общем значении, которое дается этому термину Д. И. Ушаковым. Оперативный — «приспособленный для правильного и быстрого практического выполнения тех или иных задач, планов, начинаний» [182]. Наиболее полно концепция оперативности отражена и разработана в работах Д. А. Ошанина [76; 135; 136]. Изучение свойств оперативных образов как

71

регуляторов действий позволило Д. А. Ошанину выделить их специфические взаимосвязанные особенности: прагматичность, адекватность задаче действия, специфичность, лаконичность и функциональную деформацию.

«Оперативный образ прагматичен. Он складывается в процессе решения конкретной задачи (или конкретной группы задач). Задача, для решения которой оперативный образ формируется, и определяет в каждом конкретном случае информационное содержание и структуру образа.

Оперативный образ адекватен задаче действия. Обслуживая решение некоторой задачи, он ей и соответствует наилучшим образом. Он эффективен и в этом смысле наиболее надежен. Он обеспечивает решение задачи или способствует ее решению как в благоприятных условиях, так и в условиях более жестких — при возникновении возможных трудностей, помех и т. д.

Из «пригнанности» оперативного образа к задачам действия следует его специфичность: он содержит ту информацию, которая необходима для определенных задач действия и, следовательно, пригоден для решения только этих задач.

Оперативный образ «лаконичен». Он «отвлечен» от целого ряда особенностей объекта, в том числе и весьма существенных, но таких, которые в данном случае данным исполнителем не могут быть использованы для решения стоящих перед ним задач. Несомая им информация не лишена, конечно, полезной избыточности, которую при исследовании оперативного образа всегда бывает сложно определить.

С «лаконичностью» оперативного образа тесно связана его функциональная деформация — нарушение беспристрастности и нейтральности отражения объекта в образе через акцентировку в нем характеристик объекта, особенно существенных в условиях конкретного действия, и, наоборот, — через свернутость или меньшую осознанность отражения в нем малоинформативных в данной ситуации объективных свойств.

Функциональная деформация целесообразна: она направлена на минимизирование возможности ошибочных действий и поэтому наиболее выражена в тех случаях, когда появление ошибки вероятнее всего.

Особенно важно подчеркнуть, что функциональная деформация не исключает правильного отражения метрических

72

и прочих действительных характеристик объекта. Отсюда — частая двойственность и внутренняя противоречивость оперативного образа: с одной стороны, отношения между отдельными свойствами объекта отражены в нем «зеркально», а с другой — они функционально искажены. Внутренняя противоречивость образа становится фактором активности: именно она, очевидно, стимулирует действие, направленное на снятие противоречия и приведение образа в соответствие с самим собой» [136, с. 137—138].

Начав с изучения роли образа в деятельности оператора, по мере продолжения исследования Д. А. Ошанин пришел к выводу, что свойства оперативности приобретает не только образ объекта, но и вся образная информация, используемая для регуляции действия. На основе проведенных работ Д. А. Ошаниным было высказано важное положение о том, что оперативность является общим свойством отражения человеком действительности. Расширение концепции оперативности отражения привело к дальнейшему развитию содержания этого понятия. Если применительно к деятельности оператора АСУ оперативный образ определяется как «психический информационный комплекс, в котором сосредоточена и организована адекватно задачам и условиям операторской деятельности вся информация об объекте управления, могущая стать значимой при решении различных операторских задач» [76, с. 136], то оперативность отражения определялась как «тонкая приспособляемость к условиям деятельности, обеспечивающая гибкое приспособление (курсив мой. — В. Ш.) с отражением одних свойств объектов на отражение других свойств и приводящая, таким образом, отражение в соответствии с потребностью решения конкретных задач» [76, с. 146]. Таким образом, мы видим, что в определении оперативности отражения подчеркивается прежде всего динамический аспект, гибкое переключение с отражения одних свойств на другие.

Возвращаясь теперь к понятию ИОД, мы должны отметить, что составляющая ее информация (информационный комплекс) шире понятия «оперативный образ». ИОД включает в себя не только образную информацию, но и информацию, передаваемую в понятиях (значениях), а также доставляемую проприоцептивными ощущениями. В ИОД входит информация как об объекте, так и о субъекте деятельности. В процессе формирования психологической

73

системы деятельности ИОД приобретает свойство оперативности, т. е. ее содержание становится адекватным задачам, решаемым субъектом деятельности. Обобщая сказанное, оперативную ИОД, следуя за Д. А. Ошаниным, можно определить как психический информационный комплекс, в котором сосредоточена и организована адекватно целям и условиям вся информация об объективных и субъективных условиях деятельности. В оперативной ИОД информация связана не только «образностью», но и смысловыми связями. Последний аспект является главным. Оперативная ИОД — это прежде всего функционально-смысловой информационный комплекс. Со свойством функциональности тесно связано свойство динамичности, т. е. развернутость этого информационного комплекса во времени в соответствии со структурой деятельности.

Важным моментом формирования информационной основы деятельности является ее тонкое приспособление к структуре деятельности и микроструктуре действия. Показателен в этом плане проведенный нами эксперимент по изучению оптимальной организации информационной основы деятельности в процессе освоения плоскостного опиливания [93]. В психологической литературе имеются противоречивые данные о путях рациональной организации информационной основы деятельности при формировании навыка плоскостного опиливания. В одних работах отмечается, что эффективность формирования данного навыка можно повысить за счет специальных приспособлений, обеспечивающих ученика «срочной информацией» о правильности выполняемых действий, в других — указывается, что навык, сформированный таким образом, расстраивается при работе в обычных условиях.

Стремясь разобраться в данном вопросе, мы провели две серии опытов. Первая группа испытуемых (экспериментальная) работала в течение 20 дней следующим образом: первые 10 дней (серия 1а) испытуемые обучались опиливанию плоскости, корректируя свои действия на основе показаний визуального индикатора, вторые 10 дней (серия 1б) обучение шло без визуальной информации о точности выдерживания плоскости опиливания и балансировки. Вторая группа (контрольная) сразу работала без срочной информации.

По литературным данным [134], эффективность опиливания определяется: а) соответствием субъективного

74

образа положения инструмента объективно заданному положению и плоскости опиливания; б) порогом сличения положения инструмента; в) умением управлять балансировкой инструмента.

В опытах регистрировались число макроколебаний плоскости опиливания за сеанс (N), число микроколебаний плоскости опиливания (N1), средняя величина колебания плоскости — величина перекоса (s), величина завала плоскости (α).

Показатель макроколебаний плоскости дает представление о способности испытуемого выдерживать заданное направление плоскости опиливания, показатель микроколебаний позволяет судить о стабильности выдерживания плоскости опиливания, s указывает на расхождение субъективного образа плоскости опиливания с заданным, α характеризует развитие навыка балансировки.

Результаты нашей работы показали [93], что навык балансировки инструмента в серии 1 формируется быстрее, чем в серии 2. Очевидно, мы здесь имеем дело с фактом, уже неоднократно отмеченным в литературе и заключающимся в том, что развитие умений балансировки осуществляется быстрее при внешне выраженной информации о завалах, совершаемых учеником в процессе обучения. Как показывают результаты, полученные в серии 1б, при переходе к работе без визуализированной обратной связи о величине и направленности завалов данный навык не расстраивается и продолжает совершенствоваться.

Совершенно иной характер носит динамика показателей по выдерживанию плоскости опиливания. Средняя величина колебаний плоскости опиливания от заданного направления уменьшается как в серии 1а, так и в серии 2. Причем, по абсолютной величине показатели в серии 1а лучше, чем в серии 2. Однако переход к серии 1б приводит к резкому их ухудшению, и последующий десятилетний период тренировки не приводит к их существенному улучшению. Чем же можно объяснить наблюдаемую динамику в изменении показателей величины колебаний плоскости опиливания? В серии 1а перестраивается вся система ориентировки испытуемого; частота и дробность коррекций плоскости опиливания при использовании внешнего индикатора является положительным фактором. Вместе с тем внесение исправлений в положение плоскости опиливания затрудняет формирование образа

75

положения инструмента и его соответствие заданному положению плоскости опиливания. В серии 1б испытуемые лишаются возможности корректировать свои действия на основе внешней информации, отсутствие же сформированного образа положения инструмента не позволяет эффективно справляться с поставленной трудной задачей. Провоцирующее влияние старого способа, основанного на частых корректировках, проявляется в резком увеличении колебаний плоскости опиливания, особенно ее микросоставляющей. Все это в конечном счете оказывает отрицательное влияние на формирование навыка выдерживания плоскости в заданном направлении.

Приведенные данные показывают, что при работе с визуализированной обратной связью совершенствование идёт по составляющей, связанной с умением балансировать инструментом. Развитие же субъективного образа заданного положения плоскости опиливания затрудняется. Этим можно объяснить имеющиеся в литературе противоречивые данные о возможности повышения эффективности формирования навыка опиливания на основе системы внешних ориентиров. Данная методика приводит к тому, что различные составляющие отмеченного навыка оказываются в различном положении и развиваются в различной мере. При переходе же к работе без системы внешних ориентиров показатели, связанные с умением выдерживать плоскость опиливания, ухудшаются.

В реальных условиях обучения (без визуализированной обратной связи) отмеченного явления «перекоса» в успешности формирования отдельных составляющих навыка опиливания не наблюдается. Навык формируется как целостная система. При этом отмечается определенная неравномерность и гетерохронность в освоении его отдельных компонентов. Ориентировочная часть, органически включенная в систему действия, формируется также как система. Вмешиваясь в данный процесс без учета структуры формируемого действия, мы получаем негативный результат.

Приведенные данные позволяют сделать важный для дидактики профессионального обучения вывод. Его суть заключается в том, что при организации информационной основы деятельности следует исходить из структуры осваиваемой деятельности (действия). ИОД должна отражать структуру деятельности.

76

В заключение коротко остановимся на аспекте отражения ИОД в сознании субъекта деятельности. Как мы уже отмечали ранее, значительная часть ИОД не может быть вербализована, к ней относится информация, доставляемая различаемыми, но не дифференцируемыми сигналами, сериационными (не категориальными) признаками, проприоцептивными ощущениями и т. д.

Наибольший же интерес для нас представляет факт иерархизации (в плане отражения в сознании) сигналов, доставляющих профессионально важную информацию в процессе освоения деятельности. Данный факт был установлен нами в совместной работе с В. Ф. Шевчуком [199], [206].

Его суть заключается в том, что в процессе формирования навыка опознания объекта по множеству сигналов последние в ходе освоения деятельности приобретают различное значение и начинают по-разному осознаваться. Наиболее значимые всегда отражаются на уровне сознания, менее значимые и более трудно воспринимаемые отражаются, но не находят представления на уровне сознания. Факт отражения слабых сигналов был подтвержден регистрацией перцептивных действий. Роль слабого сигнала возрастала по мере увеличения трудности опознания объекта. В ряде случаев слабый сигнал превращался в ведущий, что обусловливалось структурой элементов опознаваемого ряда.

Нами была сделана попытка уравнять сигналы по трудности восприятия путем изменения их интенсивности. Однако в этом случае процесс иерархизации сигналов был отчетливо представлен. Очевидно, в данном феномене проявляется один из механизмов оптимизации процесса приема и переработки информации человеком. Субъект старается свести до минимума количество информации, которую он обрабатывает в процессе принятия решения. Но воспринимает он информации гораздо больше. Это обеспечивает высокую надежность функционирования. Можно предположить, что решение, принятое им на уровне сознания, проходит дополнительную проверку за счет обработки информации, не находящей представления в сознании.

Таким образом, можно констатировать, что в процессе формирования ИОД происходит иерархизация информации, часть ее отражается и обрабатывается на уровне сознания, часть — подсознательно.

77

Рассматривая вопрос о формировании информационной основы деятельности, необходимо подчеркнуть, что в психологическую систему деятельности будут входить те психические свойства субъекта деятельности, которые позволяют точно, своевременно и адекватно воспринять физический носитель профессионально важной информации (психофизические качества), психические свойства, способствующие установлению прагматической значимости тех или иных сигналов (интеллектуальные качества) и обеспечивающие процесс когнитивного научения, а также сами знания, являющиеся результатом этого научения. Сами же информационные признаки в форме физических носителей (сигналов) в психологическую систему деятельности включаться не должны, так как они не относятся к классу психических явлений.

Таким образом, информационная основа деятельности выступает как бы в двух формах: материальной и идеальной. Материальная форма представлена совокупностью сигналов, несущих профессионально важную информацию. Идеальная форма представлена образами сигналов и их значением (знаниями). Она и выступает в качестве компонента психологической системы деятельности.

Формирование информационной основы деятельности тесно связано с формированием функциональных систем, обеспечивающих тонкое отражение свойств объектов, адекватных задачам деятельности, и гибкое переключение с отражения одних свойств на другие. Иными словами, формирование информационной основы деятельности идет в тесном единстве с развитием профессиональных способностей и физиологических функциональных систем, лежащих в их основе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]