Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 700539.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
47.25 Mб
Скачать

Андрей Владимирович Ефимов Полихромия города43

1984

[…]

Если в соответствии с новым генеральным планом Москвы рассмат­ривать жилой район как основную структурную единицу города, то его колористическое решение целесообразно ориентировать на автономию. При этом распределение полихромии будет исходить из того, что к его границам присоединяются другие районы. Во избежание накладок цвет­ности и хаоса, который может при этом возникнуть, периферия района будет тяготеть к монохромности, обеспечивающей стыки полихромных тем соседних районов. Максимальное развитие цвета, напротив, произой­дет в центральной части района. Цветовая автономия с учетом распреде­ления цветовых нагрузок может привести к убедительному высокохудо­жественному результату лишь при соблюдении принципа экономии цве­товых средств. Практика доказывает, что полнота колористического звучания может быть достигнута за счет скупой цветовой палитры.

В жилых районах Жирмунай и Лаздинай в Вильнюсе сдержанная полихромия дополняет выразительность их объемно-пространственной композиции и ее связь с природным окружением. В жилом районе Моск­вы Тропарево цветовая структура 36-ти и 22-этажных зданий строится лишь на сочетании большого количества белого и светло-серых цветов с красным и синим.

Район Тропарево сегодня, пожалуй, лучший образец использования цвета в массовом жилищном строительстве Москвы. И хотя важную роль в формировании композиции района сыграло объемно-планировоч­ное решение, оно убедительно прочитывается за счет цветового завер­шения. Сказали свое слово и прогрессивная технология нанесения цвета на асбоцементный лист, и использование единого унифицированного каталога строительных изделий. В этом районе 22-этажные дома-башни и 16-этажные протяженные здания зрительно объединяются синими и крас­ными вертикальными полосами, сплошными или составленными из бал­конных ограждений и междуоконных импостов. Эта крупная тема зву­чит весьма убедительно. К сожалению, выстроенные несколько лет назад девятиэтажные многосекционные дома из бетонных панелей, формирую­щие значительную часть жилого района, композиционно не объединены с новой застройкой. В данном случае цветные включения в виде моще­ний, малых форм, может быть, введение цвета на фасады сложившейся застройки, могли бы завершить формирование целостностной цвето-пространственной среды района.

В других жилых районах Москвы – Теплом Стане, Орехово-Борисове, Отрадном, Бибирево – мы видим большую свободу в использовании цвета по сравнению с предыдущей практикой, хотя слабо прочитываются попытки создать цельную композицию. И все же цвет здесь применен не только в "традиционной" покраске лоджий или торцов зданий, он выходит на фасады, не сдерживаясь стыками панелей и углами зданий. В Орехово-Борисове девятиэтажные протяженные корпуса противопо­ставлены 16-этажным башням, протяженность первых подчеркивается горизонтальными сине-зелеными полосами, а высота вторых – крас­ными вертикалями. Композиционный прием не вызывает сомнений, хотя сочетание темно-красного и сине-зеленого цветов кажется спор­ным. К тому же большое количество сине-зеленого цвета отчасти при­водит к новой монотонности. Значительная часть этого района произ­водит впечатление незавершенного эксперимента.

В жилом районе Ясенево в Москве впервые предпринята попытка цветового зонирования. В одном из микрорайонов, например, четыре жи­лые группы разработаны соответственно красным, синим, желтым и зеленым цветами в нескольких градациях.

В Ленинграде также ведутся интенсивные поиски в области архи­тектурной полихромии. Так, в кварталах Дачного светлые панели зда­ний чередуются с окрашенными в теплый красный цвет. Интересны ра­боты для серии домов, имеющих ограниченную пластику фасада. Коло­ристическое решение ориентируется здесь на использование блок-сек­ционного и блок-квартирного методов, что позволяет варьировать расположение цветных панелей на фасадах, создавая разнообразные ком­позиции, и сохранять цельность ансамбля. Примером такого использо­вания цвета является жилой квартал Сосновая поляна. Особого внима­ния заслуживает работа архитектора Е. Полторацкого в кварталах Юго-Западного района, где широкое использование цвета на основе супергра­фики влияет на прочтение объемов и пространств.

Стремление к цветовой организации пространства естественно при­водит к более или менее успешной реализации принципа пространствен­ного цветового зонирования. И это подтверждается не только отечествен­ной практикой.

[…]

Важное место принадлежит цвету в современном градостроитель­стве – в строительстве новых городов и в реконструкции старых. Если в строящихся районах могут быть реализованы предложенные концеп­ции, то в сложившихся городах дело обстоит по-другому. Выявление об­щественного центра города, его композиционная связь с отдельными районами, а также взаимодействие реставрируемых памятников с но­выми сооружениями – вот основные направления использования полихро­мии в процессе реконструкции города.

В городах с острым дефицитом земли в центре и сложными усло­виями реконструкции все чаще стремятся к многоуровневому реше­нию центра, вместо традиционного двухмерного зонирования. Принцип использования трех измерений в пространстве становится основопола­гающим в современном градостроительстве, что неизбежно влечет за собой использование полихромии на основе принципа пространственно­го цветового зонирования.

Вопрос о вживании памятников архитектуры и градостроительства в современный городской организм является одним из наиболее ак­туальных, И все же случай, когда отдельное уникальное здание вписы­вается, например, в композицию жилого района массового строитель­ства, наиболее типичен. С точки зрения цвета архитектурный памят­ник может стать одним из акцентов. Учитывая это, по-видимому, умест­но окружить его нейтральной цветовой зоной, которая служила бы пере­ходом от цвета памятника к цвету окружающей застройки. Если же за­стройка находится в непосредственной близости от памятника, ее цвет скорее всего необходимо трактовать как выгодный для него фон. Мож­но предположить такой вариант, когда цвет нижних этажей застройки будет усиливать звучание полихромии архитектурного памятника, а за­тем наверху приобретать другую цветность. Другими словами, при вве­дении памятника архитектуры в новую композицию, его колористи­ческая тема, сохраняя индивидуальность, ассимилируется окружающей средой на основе принципа пространственного цветового зонирования.

Жан-Франсуа Лиотар