Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
139_7e66b10019bc7a8.docx
Скачиваний:
126
Добавлен:
10.12.2018
Размер:
1.73 Mб
Скачать

XVIII в. Главная роль стала принадлежать техническому прогрессу, который набирал все большую силу. В результате начал формироваться и усиливать­ся «технократический» подход к экономическому росту.

Но к концу XX в. ситуация вновь претерпевает качественные изменения: стало ясно, что и сам по себе научно-технический прогресс, и экономиче­ский рост стран, вступивших в постиндустриальную стадию развития, все в большей степени определяются таким комплексом взаимосвязанных факто­ров, как человеческий капитал, его качественные характеристики и мотива-ционно-этические ценности. Это вовсе не принижает огромную значимость НТП, но показывает, что чисто «технократическое» понимание экономиче­ского роста, не учитывающее огромную роль культуры хозяйствования в развитых странах Запада и Востока, преодолено или преодолевается. И чем больше степень этого преодоления, тем динамичнее экономический рост.

По мнению авторов комплексного доклада «Состояние мировой конкурен­ции. 1992 г.», подготовленного неправительственной экспертной корпорацией «Всемирный экономический форум» (Лозанна, Швейцария), в современных условиях в мировом сообществе преимущество имеют те государства, кото­рые озабочены развитием экономики, базирующейся на знаниях и квалифика­ции с ярко выраженным «человеческим измерением». В докладе отмечается, что в настоящее время лишь около 15 % всех факторов, влияющих на между­народные позиции той или иной страны, зависят от таких традиционных «же­стких» показателей, как объем ВНП, уровень инфляции, состояние торгового баланса и т.д. Оставшиеся 85 % приходятся на так называемые «мягкие» фак­торы конкуренции, к числу которых относятся мотивация труда, степень обра­зованности и квалификации кадров, выработка системы ценностей на произ­водстве. Затраты на рабочую силу перестают быть просто издержками производства. Воспроизводство качественных характеристик работника, об­новление трудовых мотиваций выделяются в число первоочередных факторов, обеспечивающих эффективный экономический рост. Возрастает также значе­ние управления человеческим «капиталом».

Управление — исключительная функция человека, значение которой в со­временном экономическом росте неизмеримо усиливается. Умелое управле­ние позволяет эффективно реализовать сильные стороны людей, нейтрализо­вать слабые, соединить научно-технические достижения с человеческими способностями. Понимание того, что НТР и управление в своем единстве — радикальный фактор современного экономического прогресса, позволило Японии сделать мощнейший рывок и за относительно короткий исторический период войти в число мировых лидеров по уровню экономического развития.

Ни одной стране в мире не удалось выйти из экономического кризиса, преодолеть экономическую отсталость, повысить доходы и потребление на­селения, превратить национальную валюту в устойчивую в своей стране и желанную во всем мире без эффективного экономического роста.

В последние годы объектом глубокого научного анализа как в западной, так и в отечественной экономической науке служат причины высоких тем-

333

пов экономического роста и прорыв в результате этого в экономическом раз­витии Японии, новых индустриальных стран, Китая. Изучение практическо­го опыта этих стран особенно важно для России.

Научный анализ сегодня дает уникальную возможность для сравнения экономического развития двух систем — капиталистической и социалистиче­ской, и в частности стран одной национальности— Западной и Восточной Германии, Южной и Северной Кореи. Это сравнение позволяет прийти к вы­воду, что темпы экономического роста не следует связывать с капиталистиче­ским или социалистическим политическим выбором. Все определяется выра­ботанной экономической стратегией и способностью ее последовательной реализации. Реформирование — исключительная функция государства. Суще­ственно важно, как показывает мировая практика, наличие в стране экономи­чески образованного, осознающего национальные интересы автора и лидера реформ. Основы экономического успеха состоят в правильно выбранной стра­тегии. Одной стратегии для всех стран нет и не может быть. Все искусство ре­форматоров состоит в выборе стратегии, учитывающей уникальное внутрен­нее и внешнее положение страны в период реформирования.

В переходный период значение государственного регулирования соци­ально-экономического развития страны повышается. Лишь по мере создания основ рыночной экономики государство постепенно уменьшает прямое воз­действие на экономику, уступая инициативу рыночным законам и частным товаропроизводителям.

Неудачей окончились попытки реформирования при изначально пассив­ной роли государства и с ориентацией только на свободное проявление ры­ночных отношений.

Так, правительство бывшего СССР начало реформы, не только не разра­ботав всесторонне продуманной и обоснованной государственной стратегии реформирования, но и допустив при этом разрушение всех государственных структур и механизмов поддержания более или менее стабильного развития национальной экономики. Япония, Южная Корея, Западная Германия под­нимали разрушенную экономику; Россия, имея стабильную экономику и располагая огромным экономическим и научно-техническим потенциалом, оказалась из-за отсутствия государственной стратегии экономических пре­образований в ряду почти периферийных стран.

Весьма интересен опыт экономического роста Китая. В данном случае «сработал» фактор, характерный для всех новых индустриальных стран,— последовательная реализация хорошо продуманной государственной страте­гии реформирования экономики. В Китае модернизация национальной эконо­мики осуществляется путем создания «социалистической рыночной экономи­ки». Под ней понимается такая система, в которой базисная роль рынка сочетается с выполнением государством функций макрорегулирования и мак­роконтроля. Социалистический характер этой экономики определяется ее на­правленностью на решение социальных проблем, сохранением доминирующе­го места общественной собственности. Экономическая реформа в Китае проходит с преобладанием созидательных, а не разрушительных факторов.

334

Следует отметить устойчивые темпы экономического роста на протяжении вс$х лет реформ (начиная с 1979 г.), повышение жизненного уровня населе­ния, сохранение социально-политической стабильности в стране.

Главным итогом социально-экономического развития Китая в период ре­формирования является досрочное осуществление стратегической задачи роста валового национального продукта. К 2000 г. его намечалось увеличить по сравнению с 1980 г. в четыре раза и достичь уровня «скромного достатка» жизни населения. Поставленная задача была решена на пять лет раньше — к 1995 г. Вследствие этого китайское правительство считает возможным ны­нешнюю величину ВНП к 2010 г. увеличить еще в два раза и внести допол­нительные качественные элементы в понятие скромного достатка.

Как и в других новых индустриальных странах, тактика реализации эко­номической стратегии в Китае изменялась по мере достижения тех или иных намеченных целей. По образному китайскому выражению, она определяется так: «переходить реку, нащупывая камни». Иначе говоря, имеется в виду по­этапное, предварительно выверяемое продвижение к рынку, с постепенным переходом от малого к большому, от частного к общему.

Анализ экономического роста как новых индустриальных стран, так и высокоразвитых позволяет заключить, что в любом случае реальный про­гресс достигается лишь тогда, когда темпы экономического роста направле­ны на увеличение доходов и потребления всего населения страны. В этом случае формируются и развиваются факторы социального характера, кото­рые с огромной обратной силой оказывают положительное влияние на эко­номический рост и развитие страны.

Теории и модели экономического роста

Отечественная теория экономического роста развивалась на основе дос­тижений марксистской школы, достигшей до Второй мировой войны наи­больших научных результатов.

Данная теория развивалась на базе двух основных положений: 1) связь темпов экономического роста с нормой накопления, сформулированной и развиваемой английской классической политической экономией; 2) прогрес­сивность влияния на экономический рост общественной собственности на средства производства — идея, заимствованная у социалистов-утопистов.

В послевоенный период марксистская экономическая мысль в социали­стических странах развивалась только в указанных здесь направлениях, пе­рестав создавать новые идеи в области теории экономического роста. Запад­ная же экономическая мысль, пытаясь отразить многообразие и противоре­чивость послевоенного развития, предлагает много интересных теорий, кон­цепций и гипотез экономического роста.

Основные изменения в исследовании экономического роста в послевоен­ный период в сравнении с довоенным сводятся к двум моментам.

Во-первых, от кратко- и среднесрочных моделей экономического роста западные экономисты переходят к исследованию долгосрочных моделей,

335

цель которых состоит в исследовании условий длительного экономим ее К9 го роста и предоставлении нового инструмента для ответа на то, каким мо^сет быть будущее общество в зависимости от его стратегии развития.

Во-вторых, если довоенные теории были, по существу, качественными теориями, направленными на выявление факторов экономического роста и его влияния на безработицу, изменение нормы прибыли и т.д., то после Вто­рой мировой войны экономисты пытаются представить процесс экономиче­ского роста более точно, выразить в цифрах социальные последствия той или иной экономической политики.

Приблизительно в 1950 г. появились модели экономического роста, в ко­торых предпринимаются попытки отразить математически как экономиче­ский рост в текущем периоде отразится на предстоящем, чтобы затем иссле­довать область возможного; как из области возможного выделить область эффективного экономического роста; как из области эффективного выделить область желаемого, отбросив те варианты экономического роста, которые позволяют достигнуть высоких темпов, но с потерей свободного времени человека.

Данное неоклассическое направление в исследовании экономического рос­та несмотря на многообразие предлагаемых моделей использует общий для всех инструмент количественного анализа — производственную функцию.

В основе всех производственных функций, используемых при построе­нии моделей экономического роста в послевоенный период, лежит простей­шая двухфакторная производственная функция, рассматривающая зависи­мость объема производства только от двух факторов — капитала и труда — и абстрагирующаяся от влияния всех других факторов.

Впервые двухфакторная модель была предложена и использована в об­рабатывающей промышленности американскими учеными — математиком Ч. Коббом и экономистом П. Дугласом (1928)1. Разработанная ими модель получила в экономической теории название модели Кобба — Дугласа. В дальнейшем производственная функция Кобба— Дугласа стала широко использоваться другими учеными при разработке моделей экономического роста, учитывающих расширяющееся число факторов производства. В ча­стности, ее применял американский экономист Р. Солоу, опубликовавший во второй половине 50-х годов статью «Технический прогресс и агрегатив-ная производственная функция», в которой была предпринята одна из пер­вых попыток исследовать функциональную зависимость объема производ­ства от технического прогресса. В различных моделях технический прогресс может быть учтен двояким образом: или как экзогенный (внеш­ний) фактор, который не управляем в рамках модели, а задается извне в виде зависимости производственной функции от времени; или как эндо­генный (внутренний), проявляющийся через изменение других факторов производства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]