Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Губин. философия.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
22.11.2018
Размер:
718.85 Кб
Скачать

§ 5. Аналитическая эпистемология

Эта разновидность эпистемологии разрабатывается представителями философии науки. Они считают, что единственно надежным средством достижения истинного знания о мире является научное исследование, в котором данные наблюдений и экспериментов истолковываются и объясняются с помощью научных теорий. В точном смысле слова можно говорить только о познании таких объектов, которые описыва­ются научными теориями. Представители философии науки считают, что с помощью методов и средств научного познания они преодолевают наивный реализм людей, здравый смысл как совокупность представле­ний о природе и обществе, складывающихся под воздействием повсе­дневного жизненного опыта и общения.

Научное познание от Канта до наших дней покоится на кантиан­ском представлении о предмете как идеальной модели мира, который создан специфическими познавательными усилиями человека.

Научное познание со времен античности создало большое количе­ство форм и методов познания, среди которых выделяют эмпирические и теоретические. К эмпирическим формам относятся, например, наблю­дение и эксперимент.

Так, научное наблюдение — это не просто рассматривание окружающих вещей непосредственно или с помощью инструментов (те­лескопа или микроскопа), но сложный и опосредованный процесс, включающий в себя замысел, систему методов, осмысление результатов, дешифровку, раскодирование, интерпретацию полученных данных. Наблюдение всегда осуществляется в рамках какой-либо научной тео­рии с целью ее подтверждения или опровержения. Таким же всеобщим методом научного познания является эксперимент, когда в искус­ственных условиях воспроизводятся условия естественные. Неоспори­мым достоинством эксперимента является то, что его можно неодно­кратно повторять, каждый раз вводя новые и новые параметры. Первые эксперименты в истории науки провел Галилей, который бросал шары с Пизанской башни, пытаясь определить ускорение свободного падения. Эксперименты проводятся и в гуманитарных науках, например в соци­ологии, когда группе людей предлагаются новые условия работы или новые формы оплаты, управления, самоуправления и т.д.

К теоретическим формам познания относятся индукция и дедук­ция, анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и т.д.

Метод индукции, впервые сформулированный еще Фр. Бэко­ном, — это метод обобщения данных эксперимента и наблюдения, когда по наблюдаемым явлениям делают вывод обо всем классе или всей области изучаемых предметов. Основанием для таких заключений слу­жит повторяемость явлений окружающего мира, тем не менее в науке всегда говорят о неполной индукции, поскольку опыт всегда незакон­чен и неполон. Так, астрономы считают, что все звезды делятся на три класса светимостей, но всех звезд видеть нельзя, ученые видят лишь часть Вселенной, но полагают, что на этом основании можно делать общие выводы.

Дедукция — это обратное движение мысли от общего к частному, когда, отталкиваясь от общих положений, можно понять новые частные явления. Дедуктивными по преимуществу являются такие науки, как математика, теоретическая механика, некоторые разделы теоретичес­кой физики и химии. Индукция и дедукция часто тесно связаны между собой и друг друга предполагают.

Анализ и синтез — процессы мысленного расчленения пред­мета, свойств предмета на составные части и соединение, сочетание различных частей или предметов в единое целое. Любой процесс образования понятий основан на единстве анализа и синтеза. Ре­зультаты эмпирических исследований, выделенные и индивидуали­зированные в процессе анализа, синтезируются при их теоретичес­ком обобщении.

В целом нужно сказать, что благодаря методам и формам позна­ния, разрабатываемым наукой с античных времен до наших дней, со­здалась стройная, разветвленная, всеохватывающая, постоянно изменяющаяся картина мира и появилась вера в то, что наука может отве­тить на все самые важные и самые актуальные проблемы человеческой жизни. Однако постоянные кризисы, сотрясающие науку, тот факт, что она не может справиться или предотвратить социальные потрясения, уменьшить горе и страдания в мире, породили скептицизм относитель­но возможностей науки, показали, что наука — одна из сфер человечес­кой практики, а научное объяснение мира — лишь одно из возможных объяснений.