Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Губин. философия.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
22.11.2018
Размер:
718.85 Кб
Скачать

§ 5. Типологии человека в философии

Уже давно замечено, что каждый человек относится по преимуществу к какому-нибудь типу личности и всех людей можно разделить, конеч­но, весьма условно, на различные типы. Например, одни люди, перед тем как ответить на какой-нибудь важный вопрос, сначала смотрят налево, а другие — направо. Поэтому всех людей можно делить по та­кому признаку — на тех, кто смотрит налево перед ответом, и на тех, кто смотрит направо. Это, конечно, шутка. Такая же, как деление людей на тех, кто носит зимой шапку, и тех, кто обходится без нее.

Люди отличаются друг от друга по своим наклонностям, устремлениям, способам решать жизненные задачи. Юнг для иллюстрации этого положения приводил следующий пример: люди, подойдя к канаве, через которую нет мостика, но можно перепрыгнуть, поступают по-раз­ному, в соответствии со своим, характерным для них способом прини­мать решения и преодолевать затруднения. Один перепрыгнул и гово­рит, что ему нравится прыгать; другой скажет, что у него не было ника­кой возможности; третий — что ему всегда хочется преодолевать труд­ности; четвертый не прыгнул, потому что не терпит бесполезных уси­лий; пятый — потому что не было острой необходимости перебираться на другой берег. У каждого человека заранее выработана психическая схема принятия решений, и количество таких схем и установок огром­но. «Их индивидуальное многообразие невозможно исчерпать так же, как неисчерпаемы индивидуальные вариации кристаллов, которые, вне всяких сомнений, принадлежат, однако, к той или иной системе. Но так же как кристаллы указывают на относительно простые основные зако­ны, так и установки указывают на некоторые основные свойства, при­сущие определенным группам».

Попытки создать типологию человека уходят корнями в древность. Сначала, как считал Юнг, была астрология Древнего Востока и ее учение о так называемых тритонах четырех элементов — воздуха, воды, земли и огня. Тригон воздуха состоял из трех воздушных знаков Зодиа­ка — Водолея, Близнецов и Весов; тригон огня — из Овена, Льва и Стрельца. Тот, кто родился в этих тригонах, обладал соответственно воздушной или огненной природой, что в свою очередь определяло темперамент и судьбу человека.

На этих древних астрологических воззрениях основана классифи­кация типов личности, предложенная греческим врачом Галеном во II в. н.э. По Галену, все люди делятся по своему темпераменту на четыре типа: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. То, что ранее объяснялось зодиакальными созвездиями, стало выражаться на физио­логическом языке. Типология Галена сохранилась до 1800 г. А астроло­гические типологии по-прежнему популярны и даже переживают се­годня новый расцвет.

В античности людей делили на гиликов (телесный тип), психиков (душевный) и пневматиков (духовный). Уже при рождении решалось, проведет ли человек свою жизнь в гилическом или пневматическом состоянии.

Русский физиолог Павлов говорил о двух типах: научном и художе­ственном. Первый — человек замкнутый, необщительный, погружен­ный в себя, трудно знакомящийся с людьми. Художественный тип — полная противоположность научному: живой, общительный, яркий, эмоциональный, он друг всем и все его друзья. Первый тип действи­тельно чаще всего встречается в среде ученых, а второй — в среде ху­дожников, артистов. Но в любом человеке, чем бы он ни занимался, можно найти черты одного или другого типа. Конечно, это довольно упрощенное деление.

Еще одну классификацию человека предложил американский пси­холог Шелдон. Он поделил людей на три типа: мозговой (церебротоник), мускульный (соматоник) и желудочный (висцератоник). Мозго­вой тип — человек, живущий исключительно головой, интеллектом. Для него характерны постоянная потребность в одиночестве, сдержан­ность, некоторая скованность и напряженность поведения и одновре­менно быстрое реагирование на изменение ситуации. С детства это хилый, физически не развитый ребенок, в школе отличник, все время решает какие-нибудь головоломные задачи, замкнутый, стеснитель­ный, но гордый своими достижениями. Мускульный тип — это человек, Для которого главное — его тело, он все время занимается спортом, тренируется, постоянно испытывает потребность в движении, активен, энергичен, хочет командовать другими, что-то делать. В школе он, кaк правило, учится слабо, списывает задачки у мозгового и за это покровительствует ему. Такого человека сейчас называют образным словом «качок». Наконец, для желудочного типа главное — еда. Он постоянно думает о еде, у него в портфеле пирожки или бутерброды и всегда замасленные тетради. Став взрослым, он готовит пишу сам, не доверяя жене, он гурман и знает тысячи рецептов приготовления всяких блюд У него все время хорошее настроение, хорошее пищеварение, ненапря­женное поведение, потребность в контактах, стремление к согласию Это кажется достаточно шутливой классификацией, хотя каждый че­ловек в себе и в своих знакомых может увидеть черты того или иного типа.

Отталкиваясь от теории Шелдона, немецкий психолог Аммельман построил свою типологию человека. Согласно его точке зрения, все люди делятся на три типа: моторный, эластичный и дифференциаль­ный, что соответствует шелдонским мускульному, желудочному и моз­говому тину.

Моторный тип символизирует склонность к практической дея­тельности, обусловленную соматической ориентацией. Она же прояв­ляется в духовной и душевной сферах. Моторному типу свойственны сила, энергия, выдержка, стабильность, инициатива. Его можно узнать по дисциплинированности, громкому голосу, определенности движе­ний и жестов. В делах он, как правило, полагается только на свою силу и умение противостоять внешним воздействиям и испытывает радость, когда преодолевает препятствия. Он стремится к реализации своих целей во что бы то ни стало, мало заботясь о планировании своей деятельности, и охотно отдает распоряжения и приказы, не слушая мнения других, редко меняет свою установку и сложившиеся мнения. ' Часто для достижения своих целей он действует агрессивно. Моторный человек, как правило, открыт, коммуникабелен, надежен и стабилен, у него уверенная и беззаботная манера держать себя. В то же время он часто груб, бездуховен, ему лень долго и серьезно думать, он вспыльчив, упрям, твердолоб.

Эластичный человек всегда мягок, уступчив, в нем нет внутренней напряженности. Он раскован, спокоен, гибок и податлив. Его основная потребность — жить в гармонии с окружающим миром. Он видит глав­ную радость жизни в том, чтобы хорошо поесть, он знаток еды и напит­ков, любит удобно устроиться, комфортно отдохнуть, повеселиться в хорошей компании. Его деятельность отличается вялостью и медлительностью. В опасной ситуации он выжидает и пытается уклониться от принятия решения, всегда готов идти на компромисс. К отрицатель­ным его чертам относятся склонность к полноте, сентиментальность и болтливость.

Дифференциальный тип всегда напряжен и замкнут, не любит бро­саться в глаза, ненавидит шум, оживление, крик. У него постоянная потребность в одиночестве и спокойствии. Он с большой радостью решает проблемы, особенно теоретические. Он много спит, поскольку мозг его устает от интеллектуальной деятельности, но спит беспокойно, просыпаясь от малейшего шума. Он чувствует себя хорошо там, где может заниматься решением 'сложных задач. К его недостаткам можно отнести холодный интеллектуализм, всезнайство, придирчивость и пе­дантичность.

Психоанализ попытался выявить типологические черты па основе анализа характеров, определяя характер как продукт компромиссов между бессознательным и влиянием внешней среды. Знание характера позволяет прогнозировать поведение индивида и показывает истин­ный характер, отличающийся от того фасада, который индивид созна­тельно, чаще всего совершенно искренне, демонстрирует окружающим. Одно из назначений характера — скрывать истинный характер, поэто­му психоаналитическая классификация служит не только картотекой, но и ключом.

Последователи Фрейда на основании его учения выделяли три типа, которые можно соотнести с фазами сексуального развития в дет­стве: оральный, анальный и генитальный характер. Согласно теории Фрейда, ребенок в своем развитии проходит эти три стадии: оральная выражается в сосании (материнской груди или пальца) и в получении от этого удовольствия, близкого к сексуальному, это как бы латентная сексуальность; анальная стадия — получение удовольствия от сдержи­вания в себе экскрементов или их выделения; для генитальной стадии характерно то, что ребенок окончательно связывает сексуальное удов­летворение с гениталиями. Так развивается любой нормальный ребе­нок, но бывают отклонения, когда происходит психическая фиксация на более ранних фазах (или редукция к ним), которая продолжается в последующей жизни индивида. Различие этих типов, как замечал Гло-вер, последователь Фрейда, определяется тем, как развивался характер в данной фазе: удовлетворялись ли инстинкты или имело место разо­чарование (фрустрация). Субъекты с удовлетворенным оральным характером, как правило, оптимистичны и щедры, а обладающие фрустрированным оральным характером — нетерпеливы, завистливы, жадны, легко впадают в депрессию. Удовлетворенный анальный тип? покладист, щедр, пунктуален до педантичности, во всем любит поря­док, фрустрированный анальный тип жаден, его «ритуал» наведения чистоты граничит с абсурдом, и т.д.

Гловер, комментируя и развивая идеи Фрейда относительно типо­логии характеров, выделял группы с классическими формами умствен­ных расстройств, считая, что подобные расстройства в той или иной степени присущи любому человеку. Все человечество, считал он, можно разделить на истерический, невротический, депрессивный, алкоголи­ческий, ипохондрический, параноидальный, шизоидный и психопати­ческий типы. Большинство людей относятся к тому или иному типу только потенциально, но в случае нервного срыва они могут в полной мере проявить свой невроз, психоз или психопатию.

Более серьезно и детально обоснованное деление людей на разные психологические типы дал Юнг. Одна из его книг так и называется «Психологические типы». По мнению Юнга, все люди делятся на дне группы: экстраверты и интроверты. Причем это различие возникает настолько рано, что, возможно, оно имеет наследственный характер. Экстраверт — это человек, ориентированный вовне, в мир, это откры­тый тип; интроверт ориентирован внутрь себя, это тип замкнутого, закрытого человека.

!Экстраверт в раннем детстве приспосабливается к окружающей среде, он не боится никаких вещей и предметов, любит играть с ними и через это быстро обучается. Для него характерны бесстрашие, склон­ность к риску, его привлекает все неведомое и неизвестное. В то же время он не очень склонен к задумчивости, не любит одиночества. Экстраверт характеризуется отзывчивостью и интересом ко всем внеш­ним событиям: кричит кто-нибудь во дворе или идет где-нибудь в мире война — он полностью этим поглощен. Он способен выносить суматоху и шум любого рода и находит в этом удовольствие. Ему нравится быть в центре внимания, и он даже согласен изображать из себя шута, лишь бы не остаться в тени. Он заводит много друзей и знакомых без особого разбора, любит быть рядом с каким-нибудь известным человеком, чтобы демонстрировать себя. У него нет секретов, он не может их хра­нить долго, поскольку всем делится с другими. Он живет в других и для других и боится любых размышлений о себе. Экстраверт, считал Юнг, как бы погружен в темноту. Он прячет свое субъективное начало от самого себя под покровом бессознательного. Нежелание подчинять свои собственные мотивы критическому осмыслению выражено у него очень явственно. Если у него и имеется «комплекс», он размывается в социальном окружении, в суматохе, в регулярном подтверждении, что все в порядке.

!Интроверт с самого детства задумчив, застенчив, боится всего не­известного, внешние влияния обычно воспринимает с сильным сопро­тивлением. Ребенок-интроверт желает все делать по-своему и не под­чиняется правилам, которые не может понять. Его реальный мир — внутренний. Он держится в отдалении от внешних событий, ему не по себе, когда он оказывается среди большого числа людей, в больших компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным. Такой человек обычно выглядит неловким, неуклюжим, зачастую нарочито сдержан­ным. Поскольку он мрачно недоступен, на него часто обижаются. В его картине мира мало розовых красок, он сверхкритичен и в любом супе обнаружит волос. Для него сущее удовольствие — размышлять о себе самом. Его собственный мир — безопасная гавань, заботливо опекае­мый и отгороженный сад, закрытый для публики и спрятанный от посторонних глаз. Тем не менее он часто добивается больших успехов в науке, если сумеет преодолеть свои комплексы. «Он окружает себя колючей проволокой затруднений настолько плотно и непроницаемо, что, в конце концов, сам же предпочитает делать что-то, чем отсижи­ваться внутри. Он противостоит миру тщательно разработанной обо­ронительной системой, составленной из скрупулезности, педантичнос­ти, умеренности и бережливости, предусмотрительности, «высоколобой» правильности и честности, болезненной совестливости, вежли­вости и открытого недоверия».

Внутри каждой группы выделяются типы, имеющие существенные различия. Так, разные интроверты по-разному реагируют на сходные обстоятельства: интеллектуал приспосабливается к миру с помощью своего интеллекта, а боксер с помощью кулаков. Поэтому Юнг в ка­честве критериев различения использовал психические функции: мышление, ощущение, чувство и интуицию и в каждой установке выделил мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный типы.

Таким образом, получается восемь основных вариантов:

- интровертированный мыслитель — концепция его интересует больше, чем факты, это высокомерный теоретик с догматичным мыш­лением, обделенный эмоциями и интуицией, с притуплёнными чувст­вами, однако чувствительный к критике;

- экстравертированный мыслитель — исповедует культ фактов, на основе которых любит строить теории, нетерпимый фанатик, склонный вербовать себе сторонников;

- эмоциональный интроверт (женственный тип) — все оценивает, основываясь на эмоциях, и реагирует на все сильной любовью или неприязнью, бестактный и несведущий в области межличностных от­ношений, то и дело попадающий впросак;

- эмоциональный экстраверт (также женственный тип) — отожде­ствляет себя с другими, склонен выплескивать свои эмоции в отноше­ниях с внешним миром, дает всему завышенную оценку, легковерен, неспособен к размышлению;

- чувственный интроверт — иррациональный и непредсказуемый тип, реагирующий на все исходя из субъективных переживаний, сенсу­алист, проецирующий свои бессознательные страхи на мир;

- чувственный экстраверт — испытывает постоянную жажду внешних раздражений, которые должны быстро меняться, чтобы ему не надоесть, нетерпеливый, эгоистичный, ищущий удовольствий;

- интуитивный интроверт — мало заботится о внешних обстоя­тельствах, переменчив и ненадежен во взаимоотношениях с другими, воспринимает мир сквозь призму своего бессознательного;

- интуитивный экстраверт — колеблющийся, переменчивый, им­пульсивный и самоуверенный, нередко ошибается при взаимоотноше­ниях, но неоценимый помощник в беде1.

- Не лишено оригинальности соображение Гурджиева о пяти типах человека:

- физический человек — погружен в сферу непосредственных ма­териальных интересов, никогда не поднимается над уровнем своего незатейливого существования;

- эмоциональный человек — подобен ребенку, все рассматривает с точки зрения опасности или безопасности, живет преимущественно эмоциями, а не разумом, человек с недостаточно развитым интеллек­том, который много может сделать, но в силу неразвитости интеллекта не знает, что ему делать и зачем;

- человек интеллектуальный — сухой, рассудочный, строящий вокруг себя упорядоченный мир, полагающий знания высшей доброде­телью, человек, который много знает, но мало что может;

- «человек пути» (Гурджиев не дал определенного названия этому типу) — человек сам себя делающий, человек как результат серьезных внутренних усилий, глубокого самопознания, таких людей не рождает природа, они суть результат собственного внутреннего преображения, подобный человек не может жить механически, рефлекторно, не при­ходя в сознание, не ощущая себя живущим;

- собственно человек — он достиг «кристаллизации», стал целост­ным, гармоничным, живет полным, объективным сознанием, сам орга­низует свою жизнь, много знает и очень многое может делать. Таких людей, по Гурджиеву, очень мало, но сотня подобных личностей могла бы изменить жизнь на Земле1.

В качестве иллюстрации своей типологии Гурджиев рассматривает отношение людей разных типов к христианству. Первые три типа весь­ма далеки от истинного христианства, как и от подлинных истин любой религии вообще, они довольствуются внешним подражанием, их вера ни на чем не основана, они даже не подозревают о глубочайшем смысле христианских таинств. У человека пути уже появляется стремление стать христианином, но он понимает, что одного желания мало — нужно глубокое внутреннее изменение. Только человек, относящийся к пятому типу, достигший внутреннего совершенства, может назвать себя христианином, потому что лишь он может жить по заповедям Христа.

На наш взгляд, большинство типологий относится прежде всего к телесным, а не к духовным качествам человека. Отсюда их относитель­ность и неопределенность. Правда, авторы представленных типологий и сами считали, что в чистом виде никаких типов не бывает и человека можно отнести к какому-либо типу лишь условно, но проявляемой им склонности характера. По нашему мнению, принадлежность людей к определенному типу более или менее ярко проявляется лишь в детстве. Человек развитой душевной и духовной жизни может нивелировать, свести на нет все односторонности своего характера и психики. Вряд ли можно уверенно сказать, к какому типу относились Кант, Декарт, Ницше или Фрейд. Даже если в поведении Канта или Декарта высту­пало на первый план интровертивное начало, оно никак не выражалось в их творчестве. Часто можно встретить людей ярко выраженного «мо торного» или «эластичного» типа, занимающихся напряженной интеллектуальной деятельностью, или людей, внешне относящихся к дифференциальному типу, но внутренне бездарных и бездеятельных. Нам кажется, что правильно провести следующую параллель: в стране, где много диалектов, местных выговоров, интеллигенция всех областей говорит одинаково — на правильном литературном языке, еще в юности преодолевая особенности местных диалектов и наречий. В этом же смысле человек является духовно значимым постольку, поскольку пре- одолел свою типологическую ограниченность. В его характере, поведении, трудах гораздо яснее и полнее проступают общечеловеческие черты.