Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Губин. философия.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
22.11.2018
Размер:
718.85 Кб
Скачать

§4. Проблема я

В каждом конкретном обществе, в каждой стране люди живут в более или менее одинаковых условиях — в условиях одной культуры, одних нравов и обычаев, одного языка, но люди все равно все разные, не похожие друг на друга. Даже в одной семье дети вырастают разными, хотя воспитываются в одинаковых условиях. Что делает всех людей разными, неповторимыми и уникальными?

Первое: особенности психического склада человека: темперамент, скорость психических реакций, сообразительность — все это наследст­венные факторы.

Второе: опыт детства и воспоминания о детстве. У каждого чело­века свой опыт детства, свои переживания, каждому по-своему откры­вался мир, каждый по-своему переживал свои детские страхи, неудачи или радости. Опыт детства накладывает отпечаток на всю жизнь чело­века. Возможно, все наши таланты и способности заложены в родитель­ской (прежде всего материнской) любви. Человек, детство которого прошло в атмосфере любви, всю свою жизнь словно броней защищен от невзгод и напастей. У него, как правило, все в жизни получается, он талантлив или обладает многими незаурядными способностями. На­оборот, тот, кто вырос без любви, в холодной и суровой атмосфере равнодушия, всю взрослую жизнь чувствует себя одиноким, даже если окружен семьей или родственниками, в его жизни все складывается трудно и тяжело. Воспоминания детства сопровождают человека до самой смерти и, -что интересно, с годами не только не тускнеют, но становятся ярче. Очень старые люди с трудом вспоминают, что с ними было двадцать или тридцать лет назад и даже вчера, но хорошо, до мельчайших подробностей помнят свое детство с самых ранних лет.

Третье: особенности индивидуальной биографии — каждый живет свою жизнь, и все, что с ним случается, и то, как он к этому относится, — совершенно не похоже на жизнь других людей.

Четвертое: противоречивость жизненных ролей. Каждый чело­век в жизни играет одновременно несколько ролей. Например, когда студент разговаривает с преподавателями, а особенно с деканом, ректо­ром, — это один человек, внимательный, почтительный, глаза его так и светятся знанием и усердием. Но в компании друзей он становится совершенно другим — это его вторая роль — друга. Дома, разговаривая с родителями, он уже в третьей роли — сына. Это не значит, что он всякий раз притворяется. Просто у человека много лиц, вернее, много сторон его личности, много ролей. Часто эти роли даже противоречат Друг другу и тем не менее образуют единый, совершенно своеобразный комплекс личности.

Все эти четыре момента делают каждого человека как личность неповторимым и уникальным. Эта уникальность выражается в поня­тии Я. У человека Я появляется с трех-четырех лет, когда он начинает понимать, что есть я, а есть другие люди. До этого многие дети даже говорят о себе в третьем лице. К 10—12 годам складывается образ Я. У каждого человека есть образ самого себя, сумма представлений о самом себе, каким я себя вижу, и этот образ человек проносит через всю жизнь, немного его исправляя и дополняя. Как правило, это довольно симпатичный образ — каждый нормальный человек считает себя более или менее интересным, умным, способным, честным, доб­рым и т.д.

Страшная трагедия человеческой жизни — распадение образа, когда сам человек убеждается, соглашается, что он не добрый, не умный, что он, например, дурак или подлец. Как правило, жизнь после этого кажет­ся конченой и человек в этом случае может даже убить себя.

Существуют механизмы защиты Я, которые действуют на бессозна­тельном уровне, сохраняя личность от разрушения:

- механизм вытеснения. Например, человек испытывает боль­шое горе или столкнулся с чем-то настолько страшным, что его психика может не выдержать и разрушиться; тогда срабатывает защитный ме­ханизм, и человек либо теряет сознание, либо вдруг забывает о постиг­шем его несчастье;

- механизм инверсии, переворачивающий импульс на противопо­ложный. Так, у мальчиков в 12—13 лет просыпается половое чувство, но ребенок не может это осознать, психика может быть травмирована. Тогда включается механизм инверсии: мальчики начинают считать де­вочек своими первыми врагами и воюют с ними — дерутся, толкают, выбивают портфель из рук и т.п. На самом деле им девочки очень нравятся, но психика таким образом сохраняет равновесие;

- механизм переориентации — психика бессознательно переклю­чает эмоции с одного объекта на другой, более доступный. Наприм е р, у человека большие неприятности, и дома он вымещает свое раз­дражение на младшем брате или на любимой собаке. По совету психо­логов, в некоторых странах, например в Японии, на заводах в каждом цехе оборудуют комнату, где стоят чучела мастера, начальника цеха, на которых можно выместить свое раздражение.

Есть еще ряд механизмов, защищающих целостность и гармонич­ность психики, чтобы человек не чувствовал себя в разладе с миром и окружающими.

Можно сказать, что у человека два Я — внешнее и внутреннее. Внешнее Я знакомится с людьми, учится в университете, набирается знаний, делает какие-то дела и совершает поступки. Внешнее Я — это совокупность знаний, правил действия, поведения, приемов мыш­ления.

Внутреннее Я — это интимное, скрытое ядро личности — все наши мечты и надежды, воспоминания о первой любви и первой весне, все наши страсти, желания, которые мы прячем глубоко в душе. Это то, о чем нельзя рассказать другому, передать в виде слов или знаков. Чело­век часто сам не знает, что в нем заложено. Декарт говорил: тот, кто сможет все рассказать о себе, тот опишет всю Вселенную. Но для про­стого смертного это невозможно — нужен особый талант. Любой роман, любая картина или симфония — это рассказ художника о себе. Именно внутреннее Я делает нас личностью, без него мы только мыслящие машины.

Как утверждает Гурджиев, каждый человек имеет сущность и лич­ность. Сущность — характер человека, совокупность его самых простых реакций на других людей, то, что складывается с самого детства и потом почти не меняется. Личность — составляет все, что мы получаем извне: знания, умения, правила жизни. Личность — то в нас, что не наше.

Как правило, у людей очень мало своего собственного. Все, что у них есть: идеи, убеждения, взгляды, — большей частью взято из разных источников. Как правило, сущность человека развивается до 12—15 лет, пока формируется характер, а потом она останавливается в своем раз­витии. Личность же может развиваться сколь угодно сильно. Человек заканчивает школу, университет, пишет книги, становится известным ученым, а в сущности своей он остановился в развитии уже давно, в сущности он остался наивным ребенком и в самых главных вопросах своей жизни ведет себя, как ребенок. Он ведет себя беспомощно и глупо, когда нужно принять важное решение относительно своей судь­бы или судьбы близких, он верит на слово всевозможным политичес­ким демагогам и проходимцам.

Случается, что развитие некоторых сторон сущности прекращается на возрасте пяти-шести лет, и более ничего собственного не появляется; остальное оказывается чужим: или взято из книг, или создано благода­ря подражанию готовым образцам. Личность имеет свои интересы и вкусы, ей нравится то, что не нравится сущности. Сущность знает, что она хочет, но не может выразить. Человек часто и не догадывается о своем внутреннем Я, ему кажется: то, что он представляет собой в обществе, его знания, его связи — это и есть главное и единственное в нем. Он не подозревает, что все это взято напрокат. Нередко люди соединяются между собой не как сущности, а как личности. И если их сущности совершенно не соответствуют друг другу, они, хотя и живут вместе, но друг друга ненавидят.

Неразвитая сущность ведет к странным парадоксам, особенно ха­рактерным для XX в.: можно быть великим ученым, крупным государ­ственным деятелем, знаменитым артистом, но одновременно негодяем и подлецом по своей сути. Но страшнее, когда сущность умирает. Как личность человек еще живет, выступает с речами, издает книги, даже руководит людьми, а сущность его давно мертва, у него даже глаза оловянные, как у мертве-1 ца. Таких людей, утверждал Гурджиев, очень много. Если бы вы знали писал он, какое число мертвецов управляет нашими жизнями, вы бы сошли с ума от страха.