Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ekstremizm_i_sredstva_massovoi_informacii.doc
Скачиваний:
120
Добавлен:
17.05.2015
Размер:
1.19 Mб
Скачать

Вербальный экстремизм как дискурс развлекательного отечественного телевидения

Ильченко С.Н.,

ф-т журналистики СПбГУ, Санкт-Петербург

Использование ненормативной лексики в нашей бытовой речи давно и привычно стало литературной нормой. Некоторые писатели-авангардисты даже специально сочиняют книги, где в реальности можно было бы ставить одним только точки после соответствующих букв русского алфавита. Жизнь деформирует язык. И вот уже слово «блин» становится вполне легальным, и употребляется в контексте весьма близком к ругательному, в названии целой серии закусочных, а заодно и в их рекламе на телевидении.

Телевидение, как часть нашей жизни, не может оставаться равнодушным к столь ярким и сочным языковым краскам. В нынешней языковой ситуации откровенной деструкции существующих лингвистических стандартов особенно заметно, что не ограниченная морально-этическими нормами и законом лексика ругательств проникла на экран. Сначала поток брани возник как органичная часть большинства зарубежных фильмов, которые в изобилии показывают по всем каналам – федеральным и региональным. В них особенно часто употребляются различные лексемы в сочетании с английском глаголом «fuck». Парадокс же заключается в многозначности данной лексической единицы. Затем мода на нецензурную лексику перекочевала в отечественное кино. Показателен в данном аспекте строй речи главных героев двух популярных нынче российских картин «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова и «Эйфория» Ивана Вырыпаева. В первой из них присутствует монолог милиционера продолжительностью четверть часа, в котором различные вариации русского мата повторяются ритмичными периодами – через два слова на третий.

Вербальный экстремизм, ярко выраженный в ненормативной лексике, в нынешнем телеконтенте, имеет свои «зоны предпочтения». Среди них, прежде всего, следует отметить российский вариант канала MTV. Очевидно, что его создатели и хозяева не преминули воспользоваться уже наработанными приемами западного телевидения. Так сначала перед молодежной аудиторией появились два нарисованных вымышленных персонажа – Бивес и Бадхед. И если поначалу их вульгаризмы, а затем и нецензурная речь воспринимались как экзотика, то со временем такой стиль речи стал вполне привычным не только на экране. Ненормативный стиль речи (или речь на грани нормы) стал прочно укореняться в молодежном быту, в межличностном общении.

Мода на ненормативную лексику привела к появлению в эфире канала MTVцелого мультсериала «TheSouthPark» (Южный парк), в котором герои также изъясняются исключительно с помощью молодежного слэнга, то есть на грани вульгарного и сниженного бытового стиля.

«Дискурс крепкого словца» в отечественном телеэфире, в конце концов, не мог не перекочевать в речь ведущих. Их поведенческая модель в эфире отражает желание вызвать у публики способность максимальной идентификации себя с теми, кого она видит в кадре. И вербальный экстремизм здесь оказывается вполне приемлемым методом воздействия на аудиторию. Он в данном контексте выступает, является производной от общей модели. Дмитрий Нагиев, Отар Кушанашвили, Роман Трахтенберг, Лолита Милявская – вот лишь первый ряд подобных «словесно раскованных» лиц. Снижение языкового стиля речи до бытового уровня, нескрываемых вульгаризмов, а порою и вовсе откровенные ругательства – отличительные черты такого экстремизма с филологической доминантой. Однако и здесь есть свои рекордсмены, к каковым можно отнести дуэт Геннадия Бачинского и Сергея Стиллавина. Дело даже не в том, что они употребляют ненормативную лексику. А в том, что и помимо нее из их уст звучат слова, обидные для многих национальностей, верующих, просто конкретных людей, приходивших на передачу, также шедшую в эфире одного из молодежных телеканалов. Такая манера и есть уже очевидный экстремизм, который может и должен быть наказан с точки действующих правовых норм.

Среди каналов, в программах которых мы можем обнаружить наибольшее количество ненормативной лексики – уже упоминавшийся нами MTV, ТВ-3 и ТНТ. Последний оказался в данном ряду именно в силу того, что доминирующим форматом в его эфире является реалити-шоу. Самый одиозный из всего существующего набора – проект «Дом-2», где герои давно привыкли выражать свои мысли перед телекамерами, не думая о том, что за ними наблюдают миллионы. «Строители любви» и не утруждают себя ответственностью за слово, сказанное в эфире. Как не утруждают себя ответственностью те программные директора канала ТВ-3 (существующего, как известно, на американский капитал), выпустившие в эфире популярный американский телесериал «Клан Сопрано»cзакадровым переводом некоего Гоблина. Особенность его манеры состоит в том, чтобы как можно чаще использовать те слова, при произнесении которых применяется техническая «заглушка» с характерным звуком. В некоторых эпизодах сериала весь звуковой ряд как раз и состоит порою исключительно из подобных звуков.

Серьезность возникшей проблемы словесного экстремизма была даже исследована на «гламурном» канале СТС, где один из выпусков интересной и яркой программы «История в деталях» был посвящен демонстрации выразительных возможностей ненормативной лексики в искусстве и творчестве. Эфирная практика того же канала ТНТ в этом убеждает в последнее время постоянно. Именно в эфире этого канала выходит программа «Комеди Клаб» («Comedyclub»). У нее – троекратный эфир в неделю (с 22.00 до 23.00 по пятницам, субботам и воскресеньям). Такая частотность достаточна, чтобы убедиться в том, что вербальный экстремизм получил нынче права прописки.

Создатели проекта «Комеди Клаб» подчеркивают, что наследуют демократические традиции политических кабаре и такого жанра как «stand-upcomedy» (англ., букв. – «комедия на ногах»), пришедшего из США. Суть его заключается в том, что артист выходит к публике и, «стоя на ногах», вступает с ней в диалог. Жанр предполагает реакцию на реплики из зала с обменом остротами с публикой. Подобный неподцензурный способ общения появился в конце 1960-х годов в Америке. Тогда главной темой была критика правительства за войну во Вьетнаме. Позже тематика расширилась до социальных, религиозных вопросов, не говоря уже о теме взаимоотношений полов. Вербальный экстремизм речи ведущего в такой сценической ситуации был оправдан.

Одним из классиков подобного разговорного жанра был знаменитый конферансье Лэнни Брюс, о котором режиссер Боб Фосс поставил фильм «Лэнни» с Дастином Хофманом в главной роли. Чуть позже появилась и картина Милоша Формана «Человек на Луне» об Энди Кауфмане, сыгранным Джимом Кэрри, артисте, который не знал себе равных в речевой диалогической импровизации.

Проект «Комеди Клаб» является исключительно отечественным «изобретением». Его основателями являются бывшие участники команды КВН Гарик Мартиросян, Гарик Харламов и Арташес Саркисян. Несколько лет назад они начали выступать в жанре «stand-upcomedy» в московских клубах. Весной 2005 года они были приглашены на канал ТНТ для создания собственной юмористической программы. Продюсерами был предложен и соответствующий стиль – в духе знаменитых анекдотов «от армянского радио», где соленые шутки «про это» спокойно перемешиваются с политическими остротами на злобу дня. И все происходит в буквальном смысле «на ногах».

Однако артистами «Комеди Клаба» в российском варианте «стоячей комедии» нарушен главный принцип: импровизационность и обязательность диалога с публикой. Можно только догадываться, КАК шутили вчерашние юмористы-любители перед клубной публикой. Однако на телеэкране большинство миниатюр выглядит абсолютно заученными и заранее отрепетированными.

Один из лидеров «Комеди Клаба», господин Харламов заявил: «Мы не вымучиваем миниатюры. У нас нет надуманных тем. Мы шутим о том, что происходит вокруг, что смешно нам самим» (Пестова Карина. В чем прикол // Все ясно, 2006, № 8, август, с. 67). Тематические предпочтения участников проекта выявляются в наборе вполне очевидных трендов: жизнь и быт «попсы», наркотики, секс, венерические заболевания, педерастия, физиологические отправления. В этом ряду политика же занимает отнюдь не главное место. Чуть подальше за нею находятся религиозная тематика и вопросы национальных отношений. Но это вовсе не означает, что в трактовке этих тем отсутствует вербальный экстремизм. Даже, наоборот. При обозначении в текстах миниатюрах лиц другой национальности применяются бытовые лексемы, презрительно унижающие чувство национального достоинства и оскорбляющие религиозные верования.

Обилие и разнообразие ненормативной лексики в программах «Комеди Клаб» – это попытка некой самоидентификации проекта. Очевидно намеренное употребление блатного и матерного словарного материала. Тактический расчет создателей программы прост: за счет подобного стиля вызывать повышенный аудиторный интерес и отделить проект в сознании зрителей от существующего массива программ в формата юмористическое обозрение («Аншлаг», «Кривое зеркало»). Однако подобная эстетика, как показывают данные медиаизмерений, не пользуется повышенным вниманием российской аудитории. «Комеди Клаб» не входит даже в перечень двадцати самых популярных развлекательных программ отечественного телеэкрана. В сентябре 2006 года тройка лидеров выглядела , по данным TNSGallupMedia, следующим образом:

«Большие гонки» (Первый канал) – доля аудитории – 23,6% (рейтинг – 7,3%);

«Большой спор с Д.Нагиевым» (Первый канал) – доля аудитории – 19,3% (рейтинг – 6,4%);

«Форт Бойярд» («Россия») – доля аудитории – 25,9% (рейтинг – 6,4%) (Итоги, 2006, 2 октября, с. 119).

В то время как самым популярным у зрительской аудитории проектом ТНТ остается «Дом-2», который в уже упоминавшейся «двадцатке» развлекательных программ занимает 9-е место с долей аудитории в 9,1% (рейтинг – 3,4%) (Там же).

Один из медиакритиков назвал эстетику программы «Комеди Клаб» «эстетикой ершика для унитаза» (Романов Николай. Юмор на обочине \\ Литературная газета, 2006, № 36, 6-12.10). При всей жесткой вульгарности и полемическом подтексте данного определения можно согласиться с самой его сутью, указывающей на физиологически-вульгарный дискурс подобного телевизионного юмора. Беда не только в том, что все эта языковая стихия вербального экстремизма явочным порядком воспринимается аудиторией. Беда в том, что именно подобный стиль речи позиционируется как образец свободы слова и признак интеллектуальной деятельности. На сайте канала ТНТ о проекте «Комеди Клаб» сказано: «Это юмор, доступный молодым, дерзким, продвинутым…Это уникальный по смелости проект, который за год существования превратился в российское культурное явление» (Там же). Остается только ответить на вопрос: как в подобном контексте воспринимать термин «культурное явление»? Но это уже тема следующих заметок.