Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ekstremizm_i_sredstva_massovoi_informacii.doc
Скачиваний:
120
Добавлен:
17.05.2015
Размер:
1.19 Mб
Скачать

Ксенофобия в сми: к вопросу о трансформации медиа политики

Кузнецова-Моренко И.Б.,

Казанский гос. медицинский университет

Конфликт, связанный с публикацией карикатур на пророка Мухаммеда, недавно облетевший весь мир, показал, что исламофобия – один из «краеугольных» камней ксенофобии в современных медиа. Норд-Ост, события в Ираке и даже «дело о хиджабе» – выступали поводами для некорректного изображения мусульман в СМИ и в нашей стране.

Мониторинг сообщений печатных медиа (с 2001 по 2004 г.) и телевидения России, в том числе Татарстана (июнь 2003-июнь 2004), осуществленный нами, показал наличие влияния средств массовой информации на формирование негативного образа ислама и мусульман. Параметры этого влияния достаточно широки и включают в себя способы сбора и подачи информации, интерпретацию событий, стигматизацию персонажей. Интервью с мусульманскими священнослужителями и журналистами помогли выявить внутриинституциональные факторы исламофобии: отсутствие регулярного и своевременного информирования средств массовой информации о событиях, происходящих в мусульманском мире российских регионов; нехватка/отсутствие знаний у журналистов по этой тематике; недостаток кадров и преобладание традиционализма в мусульманской журналистике; низкая степень внутрикорпоративного контроля, незнание большинством мусульманских деятелей своих прав во взаимодействии с журналистами; низкая степень вовлечения мусульманских институтов в производство информации и слабая эффективность коммуникации журналистского и мусульманского сообществ; отсутствие специализированной первичной и поствузовской (курсы, семинары) подготовки журналистов, работающих с религиозной тематикой.

В прессе отсутствует информация о позитивной деятельности зарубежных мусульман. Доминирующие оценки процессов, происходящих в мусульманском мире зарубежных стран, в российской прессе характеризуются напряженностью, обусловленной репрезентацией деятельности радикальных группировок исламского толка.

Большая часть материалов СМИ, касающаяся ислама, построена без анализа, достаточного для формулирования обоснованных выводов и суждений. Поверхностность, репрезентация «жареных фактов», неаккуратное применение исламской терминологии отражают спекулятивность СМИ в отношении ислама.

Зачастую исламофобские установки транслируются не в самом тексте, а выражаются в форме заголовков, журналистских ремарок, т.е. того, что воздействует не на рациональное, а мифологическое сознание.

Освещение повседневной жизни мусульманской уммы, замеряемой в исследовании с помощью контент-анализа репрезентации праздника Курбан-байрам, выявило наличие политизации. Это выражалось в транслировании официальных поздравлений мусульманских деятелей и политических лидеров. С одной стороны, в определенной степени это «снимало» негативизм по отношению к представителям этой религии, но, с другой стороны, выступало свидетельством политической остроты и амбивалентности исламской тематики.

Местная (Татарстанская) пресса не ориентирована на демократический диалог. Подобная тактика умалчивания может иметь негативные последствия. Функция лидера мнений автоматически передается центральным СМИ, чья позиция зачастую не отличается толерантностью. Отсутствие демократического диалога по данной проблематике в местной печати работает на увеличение нетолерантного потенциала местного населения, нелояльного к мусульманам.

На данный момент мусульманская журналистика пока не является ни силой, «замыкающей» мусульманское сообщество, ни, к сожалению, проводником межрелигиозного и межнационального диалога.

Мусульманские журналисты регионов компактного проживания мусульман (в частности, Татарстана) не представляют собой интегрированного сообщества. Для того, чтобы мусульманская журналистика стала весомым источником информации, помимо институциональной консолидации необходимы постоянные встречи, сотрудничество, обмен информацией, создание корпоративной культуры.

Для СМИ характерна нехватка профессиональных журналистов, пишущих о религии. Отсутствует специальная подготовка журналистов, специализирующихся на религиозной тематике – как университетская, так и дополнительная (курсы, семинары). Журналисты сами зачастую находятся в плену обывательских стереотипов, мифов по отношению к мусульманам, и воспроизводят их уже в качестве лидеров мнений. Редакторы большинства СМИ не признают информационную ценность репрезентации материалов о жизни мусульман.

Профессиональная журналистская этика не является действенным регулятором в репрезентации материалов о мусульманах. Деятельность Большого Жюри Союза журналистов необходимо популяризировать, создавая его представительства во всех регионах.

Производство информации относительно мусульман характеризуется низкой степенью вовлечения в него мусульманских институтов. Мусульманские деятели редко выступают источниками информации и не обладают навыками работы со СМИ. Это может быть преодолено с помощью специальных учебных курсов в религиозных учебных заведениях. В Татарстане отсутствует информационный канал, аккумулирующий все новости о жизни мусульман республики, что препятствует их объективному и всестороннему отображению в региональной и центральной прессе. Необходима организация специализированной пресс-службы по трансляции религиозной информации республики, которая будет дополняться сайтом.

Эффективным для формирования толерантных установок по отношению к мусульманам является не столько трансляция экспертных мнений (мусульманских деятелей, политиков и пр.), сколько журналистская авторская интерпретация.

На основе работы круглого стола «Ислам и СМИ», собравшего журналистов и мусульманских деятелей Татарстана (Кузнецова-Моренко И.Б., Салахатдинова Л.Н. (ред.) Ислам и средства массовой информации. Казань, 2004) и результатов политико-социологического исследования, были разработаны рекомендации по трансформации медиа политики в отношении ислама. Целью данных предложений является укрепление позитивного имиджа мусульман и преодоление негативных стереотипов в отношении ислама в российской и татарстанской журналистике. Мероприятия, необходимые для достижения этой цели:

1. Подготовка будущих журналистов, специализирующихся на религиозной тематике, с участием специализированных мусульманских СМИ.

2. Организация обучающих курсов об исламе, тренингов для журналистов.

3. Повышение внутрикорпоративного контроля в сфере журналистики.

4. Создание пресс-центра, аккумулирующего информацию о событиях в жизни различных конфессий в Республике Татарстан.

5. Внедрение подготовки в сфере PR и взаимодействия со СМИ в мусульманских учебных заведениях.

6. Организация регулярных встреч представителей мусульманского и журналистского сообществ.

Многие из предложенных мероприятий не требуют серьезных финансовых затрат, а зависят во многом от гражданской инициативы групп интересов – журналистов и мусульман. Преодоление ксенофобии в СМИ – задача медиа-политики как на высшем уровне, так и на уровне повседневных практик журналистов и других участников формирования информационного пространства.

Автор выражает признательность Фонду Макартуров и IPFИнститута Открытое Общество за поддержку в проведении исследований, на материале которых построена публикация.

ГЛОБАЛИЗМ И ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Ланцев И.А.,

Новгородский гос. университет им. Ярослава Мудрого, Новгород

Современный социальный дарвинизм принимает все более радикальные формы в стремлении построить «новую глобальную цивилизацию». Общий смысл идей концепции «золотого миллиарда», озвученный на «Международном форуме по проблемам регулирования населения» (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), на конференции фонда М.С. Горбачева (Сан Франциско 1995 г.) и т. д., сводится к тому, что общественные закономерности редуцируются к закону борьбы за существование. Навязывается необходимость, искусственного сокращения численности населения, (по примеру естественного отбора в природе) под предлогом экологической катастрофы, спровоцированной стремительным демографическим ростом. Следствием подобного отбора, должно стать формирование «золотого» общества, численность населения которого, в соответствии с природными запасами планеты, будет составлять приблизительно один миллиард «избранных», обладающих правом на высокие жизненные стандарты, политические свободы и правом на деторождение. Прочее население планеты, составляющее на сегодняшний день около пяти миллиардов человек, будет превращено в дешевую рабочую силу, и постепенно должно быть сокращено до «приемлемых» размеров «гуманными» методами. А их территория должна быть превращена в сырьевые придатки и в огромные свалки для промышленных отходов. Россия как самая богатая страна по природным и интеллектуальным ресурсам стала заложницей этой стратегии, превращаясь в сырьевой придаток индустриально развитых стран.

Высшая цель глобальной цивилизации – создание вненационального гражданина мира, единого мирового человеческого сообщества, единого мирового государства. От глобального человека требуется особая мобильность и способность адаптироваться к жесткой смене условий жизни, культурной среды, профессий. Ценностями западного общества объявлены: динамизм; ориентация на новизну, рациональная организация экономики, государственных структур, индивидуализм, автономия личности, уважение к частной собственности, идеалы свободы и т. д. Разработаны различные способы специфических информационных воздействий на сознание людей и социальных групп. Манипуляции сознанием с помощью пси-техник направлены, в основном, на культивирование ценностей общества потребления, отсечение людей от духовной сферы, от традиционных ценностей национальной культуры и религии. Население нашей страны подвергается мощным техногенным, социокультурным и информационным воздействиям, компонентами которых являются деятельность масс-медиа, рекламных организаций, религиозных культов деструктивного характера, а также политических партий и движений.

Через информационные технологии вырабатывается и диктуется система «рецептов» потребления продуктов культуры. В результате человек, по выражению Н.Бердяева, начинает искать не смысла жизни, а только благ жизни. Возникает соблазн абсолютизации материальных ценностей. Культивируется этика гедонизма, в которой целью жизни и высшим благом признается наслаждение; добро примитивно определяется как то, что приносит наслаждение, а зло – как то, что приносит страдание. Происходит нарушение социальных ценностей и норм, смещение в оценках добра и зла. Это возбуждает, говоря словами Ницше, «все элементы рогатого скота в народе». Люди лишаются духовного иммунитета, который формируется направленными на внутренний мир человека культурой, нравственностью. В идеологии глобализма социокультурная сфера на заднем плане, на первом плане агрессивная «эмансипация плоти», подстегиваемая СМИ и массовой культурой, что ведет к деградации людей в мире одних материальных ценностей. В нынешней России насаждается идеология алчности и наживы любой ценой, общественной конфронтации и недоверия. СМИ фактически выполняют галлюцинаторную функцию, наркотизируя воображение людей мифами о сладкой жизни, игнорируя при этом реальные возможности кризисного общества. Разрушен целый ряд важнейших структур общественного сознания, прежде всего, навыки рационального мышления, способность к рефлексии и предвидению. В массовом сознании создан образ Запада, как жизнеустройства «неограниченных потребностей и удовлетворения их».Наиболее эффективный метод воздействия заключается в создании на основе истинных фактов ложной информационной структуры – политических мифов.

По сути дела, ведется информационно-психологическая война – борьба за выживание в условиях постоянно сокращающихся ресурсов планеты. Искусственно формируются целенаправленные информационные воздействия на человека и общество с целью модификации его сознания и поведения. Такие воздействия организуются традиционными открытыми (или полускрытыми) и нетрадиционными закрытыми путями. Негативная агрессивная информация ведет к подрыву иммунитета, сердечно-сосудистым заболеваниям, пристрастию к адаптогенам. Возникают болезни, связанные с нарушением духовного иммунитета, духовного инстинкта самосохранения.

Инструментом языковой агрессии является слово. Вербальная агрессия в современном мире оценивается общественным сознанием как менее опасная и разрушительная, чем агрессия физическая. Возможно, поэтому речевая агрессия сдерживается очень слабо. Но это явление первый шаг на пути к агрессии физической, создающий у человека агрессивный подход к действительности. Психологи обращают внимание на тот факт, что агрессивность повышается при описании насилия. Одна из важных причин упадка культуры в современном обществе – языковая распущенность. «Черное слово», нецензурная брань, жаргон становятся обиходными в массовой речи. Опасение вызывает не только количество информации о насилии, но и качественные ее характеристики, то есть характер, способ подачи материала.

Современные масс-медиа коренным образом изменили общественную культуру языка. Реклама и пропаганда в одинаковой степени пользуются наглядно упрощенным языком стереотипов. Понятия и образы подвергаются примитивизации через выхолащивание их прежде богатого содержания, становятся элементами квазикультуры, т. е. их общественный, нравственный, эстетический смысл подменяется совершенно чуждым им по сущности меркантильным значением. Длительное массированное информационно-психологическое воздействие разрушающего характера создает реальную угрозу в результате трансформации исторически сложившейся культуры, основных мировоззренческих и идеологических установок. Глобализация отсекает от национальной культуры.

многие страны вынуждены принимать специальные меры для защиты своих сограждан, своей культуры, традиций и духовных ценностей от чуждого информационного влияния. Под информационно-психологической безопасностью понимают состояние защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий в инфосфере. Русский язык и литература были и остаются основным средоточием духовного и исторического опыта поколений России, генофондом мысли нации и одновременно – основой культуры, дающей духовный иммунитет. Они содействуют формированию полноценной личности, способной к активному созиданию и творчеству. Пользователи информационной среды должны иметь необходимые знания о возможных последствиях воздействия информации на психику. Необходимо усвоить правила техники информационно-психологической безопасности. Медиаграмотность дает человеку способность активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык современной медиакультуры.

Изложенные выше положения легли в основу элективного курса лекций «Техника духовной безопасности». Разработан мультимедиа вариант курса.