Добавил:
studizba.com По вопросам билетов к экзаменам, написанию курсовых работ https://studizba.com/user/kozodoichic/ Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глосса со ст 807 факторинг, кредит.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
28.02.2024
Размер:
12.3 Mб
Скачать

Статья 860.3

С.В. Сарбаш

 

 

жение обязанности по аналитическому учету по номинальному счету на банк. Исключения из этого общего правила могут быть обнаружены либо в законе, либо в договоре номинального счета. В таких случаях, соответственно, обязанным вести аналитический учет причитающихся денежных средств на счете каждому из бенефициаров является владелец номинального счета.

Примером законодательного возложения на владельца счета обязанности по ведению раздельного учета денежных средств на одном номинальном счете является случай, предусмотренный ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно этой норме учет находящихся на номинальном счете денежных средств каждого застройщика обязана вести публично-пра- вовая компания «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства».

Статья 860.3. Операции по номинальному счету

Законом или договором номинального счета может быть ограничен круг операций, которые могут совершаться по указанию владельца счета,

втом числе путем определения:

1)лиц, которым могут перечисляться или выдаваться денежные средства;

2)лиц, с согласия которых совершаются операции по счету;

3)документов, являющихся основанием совершения операций;

4)иных обстоятельств.

Комментарий

С 1 июня 2018 г. комментируемая статья действует в новой, несколько измененной редакции. По большей части изменения образуют лишь иной стилистический метод изложения нормативного материала, без существенного изменения самой нормы. Основания, которые могут ограничивать круг операций по номинальному счету, изложены не в горизонтальной, а в вертикальной последовательности, с установлением их нумерации. Кроме того, исключено указание на то, что основания ограничений совершения операций по счету должны позволять банку контролировать соблюдение установленных ограничений в соверше-

1181

Статья 860.4

С.В. Сарбаш

 

 

нии операций. Это исключение не имеет содержательных последствий. Коль скоро закон или договор устанавливают ограничения по распоряжению денежными средствами, банк обязан их соблюдать, не допуская совершения операций, противоречащих таким ограничениям.

Первым ограничителем операций по номинальному счету выступает перечень лиц, которым могут перечисляться или выдаваться денежные средства. Здесь, видимо, имеются в виду иные (помимо самого бенефициара) лица, которые, соответственно, указаны в законе или в договоре.

Вторым ограничителем операций по номинальному счету является перечень лиц, с согласия которых совершаются операции по счету (например, номинальный счет открыт одному опекуну, но выплаты с него в соответствии с законом подлежат согласованию с другим опекуном).

Третьим ограничителем операций по номинальному счету является перечень документов, являющихся основанием совершения операций. Это основание может быть обнаружено, например, в договоре комиссии, заключенном между владельцем счета и бенефициаром. Оно может сводиться, например, к тому, что комиссионер вправе получить соответствующую сумму со счета, составляющую его вознаграждение, при предъявлении документов о заключенной им в пользу комитента сделки.

Четвертый ограничитель, по существу, создает открытую систему оснований, которые могут служить такими ограничениями операций по номинальному счету. Это – иные обстоятельства.

Статья 860.4. Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, бенефициару по договору номинального счета

1.Бенефициар по договору номинального счета вправе требовать от банка предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, если такое право предоставлено бенефициару договором.

2.Бенефициар по договору номинального счета с участием бенефици­ ара вправе требовать от банка предоставления сведений, составляющих банковскую тайну.

Комментарий

Номинальный банковский счет отличается от ординарного банковского счета тем, что в правоотношение вовлечены не два лица, а три. Это объективным образом осложняет классическую относительную

1182

Статья 860.4

С.В. Сарбаш

 

 

связь в обязательственном правоотношении. Появление наряду с банком и его клиентом третьего лица – бенефициара – с неизбежностью требует определить права и обязанности этого третьего лица.

Правовая природа номинального счета, его функциональное назначение определяются целью договора, которая по большому счету сводится к урегулированию порядка получения выгоды от договора у бенефициара. Договор номинального счета заключается прежде всего к выгоде бенефициара, который является выгодоприобретателем в этом трехстороннем отношении. Целый ряд норм § 2 гл. 45 ГК РФ направлен на урегулирование соответствующих законных интересов

иправ бенефициара по договору номинального банковского счета. Комментируемая статья имеет в этом ряду специальное назначение

иустанавливает правовой режим банковской тайны, которая в той или иной степени охраняется позитивным правом по каждому договору банковского счета (ст. 857 ГК РФ).

Стеоретической точки зрения сама цель договора (предоставление выгоды бенефициару) предопределяет тот модус, который справедливым и функциональным образом установит изъятие из правового режима охраны банковской тайны, предоставив доступ к соответствующей информации бенефициару. Права бенефициара по договору номинального банковского счета могли бы оказаться нарушенными, если бы он не имел доступа к банковской тайне: он не имел бы представления о размере денежных средств на счете, об операциях по этому счету и т.д. Если бы банковская тайна не раскрывалась бенефициару, это открывало бы дорогу для нарушений, совершаемых банком, или владельцем счета, или ими сообща. Первоначальный законопроект учитывал изложенное и в императивной форме устанавливал, что бенефициар по договору номинального счета вправе требовать от банка предоставления сведений, составляющих банковскую тайну. Законодатель отверг этот унитарный подход, проведя ошибочную дифференциацию правового режима банковской тайны в зависимости от дихотомического деления договоров номинального счета на договор с участием бенефициара и договор без такого участия.

Согласно букве ГК РФ, если бенефициар участвует в договоре номинального банковского счета, банк обязан предоставить информацию, составляющую банковскую тайну, а бенефициар, соответственно, имеет право требовать ее предоставления. Если же бенефициар не участвует в договоре номинального банковского счета, предоставление банком информации, составляющей банковскую тайну, предусматривается, только если такое право предоставлено бенефициару по договору.

1183

Статья 860.4

С.В. Сарбаш

 

 

Ошибка законодателя имеет двоякое свойство: логическое и по- литико-правовое. Логическая ошибка заключается в том, что сторона в договоре банковского счета не нуждается в подтверждении своего права в отношении раскрытия банковской тайны по той простой причине, что она не является посторонней для этого обязательства. Если бенефициар участвует в договоре, то, как соответствующая сторона такого трехстороннего договора, он имеет право знать все то, что регулируется этим договором. Нельзя быть стороной обязательства, не зная его содержания. Это невозможно логически. Политико-пра- вовая ошибка законодателя обоснована выше. Коль скоро договор номинального счета заключен к выгоде бенефициара и размещенные на счете средства входят в его имущественную массу, он всегда должен иметь право на получение информации по счету, в том числе и в отношении банковской тайны. Обратное положение вещей приводит к дисфункции механизма номинального банковского счета. При этом бенефициар, который не знает об операциях по счету, об остатке денежных средств на нем, не имеет возможности что-либо потребовать от номинального владельца счета, ибо он не знает, что он может потребовать.

Получается, что если бенефициар не участвует в договоре, то он должен требовать предоставления отчета о состоянии счета не от банка, а от владельца счета. У последнего однозначно имеется такая обязанность в силу тех отношений, которые связывают владельца счета и бенефициара. Если она не упомянута в соответствующем договоре между ними, она однозначно вытекает из принципа добросовестности (п. 3 ст. 1, п. 3 ст. 307 ГК РФ). Но такое опосредованное информирование бенефициара не вполне удобное решение. Если владелец счета обманывает бенефициара, уклоняется от исполнения данной обязанности или вовсе исчез, бенефициар оказывается в полном неведении в отношении тех средств, которые находятся в его имущественной массе.

Таким образом, поскольку правовое регулирование позитивного права имеет очевидный дефект, его следует исправить за счет коррекции нормы, но до тех пор истолкование данной нормы и ее применение необходимо строить таким образом, чтобы предоставить защиту объективно правомерным интересам бенефициара. Возможно, здесь даже потребуется толкование contra legem или выведение обязанности банка предоставить бенефициару запрошенную информацию о счете из запрета злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ) и общего принципа добросовестности (п. 3 ст. 1 ГК РФ). Логично исходить из того, что каждый бенефициар по договору номинального банковского счета (даже тот, который формально не участвует в договоре) вправе требо-

1184

Соседние файлы в предмете Гражданское право