Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
зачёт дл 2 курс.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
15.01.2024
Размер:
307.3 Кб
Скачать
  1. Юмор в детской литературе (н. Носов, ю. Сотник, в. Драгунский, в. Медведев, в. Голявкин и др. – краткий обзор).

Николай Носов

Сборник рассказов «Тук, тук, тук» - 1945 г. (для маленьких)

Сборники «Ступеньки» и «Весёлые рассказы» - 1947 г. (для детей постарше)

Повести для детей среднего возраста:

«Весёлая семейка» - 1949 г.

«Дневник Коли Синицына» - 1950 г.

«Витя Малеев в школе и дома» - 1950 г.

  • Н.Н. Носов (1908— 1976) — крупнейший из писателей-юмористов детской литературы

Первая публикация писателя относится к 1938 году: в журнале «Мурзилка» был напечатан его рассказ «Затейники». В дальнейшем в «Мурзилке» публиковалось большинство его рассказов; среди них — «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки». В 1945 году вышел сборник для малышей «Тук-тук-тук», в который вошли предвоенные рассказы и новые: «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и др. Позднее появились сборники для младшего и среднего возраста — «Ступеньки» и «Веселые рассказы» (1947). В цикле «Веселые рассказы» (1947) сквозные герои составляют традиционную комическую пару: Коля — здравомыслящий, хотя и наивный, мальчик-рассказчик — и Мишка — фантазер, гореизобретатель, чья неуемная предприимчивость становится причиной смешных неудач. Смешон не только Мишка — тем, что за все берется и ничего не умеет, но и Коля — тем, что при всей своей рассудительности подчиняется напору Мишки и вместе с ним попадает впросак. Носов следовал правилу, согласно которому о смешном нужно рассказывать как можно серьезнее, поэтому повествование ведется от лица Коли. Все внимание автор сосредоточил на детях. Взрослые в его рассказах играют скромную роль — статистов, резонеров. Во всяком случае взрослые никак не ограничивают самостоятельность детей, т.е. не мешают им ошибаться и учиться на собственных ошибках. Писатель мастерски владел приемами комического повествования, к тому же хорошо знал детскую психологию. Это и обеспечило рассказам о Мишке и его друге прочное место в новеллистике для дошкольников и младших школьников.

Весь диалог Котьки с матерью переполнен всевозможными средствами художественной выразительности, с помощью которых автор глубже передаёт эмоции героев в той непростой ситуации, в которой они оказались. И мать, и сын выражают своё отношение к поступку Котьки с помощь, например, риторических вопросов: «Павлик брал, а мне нельзя, что ли?», «Хорошо будет?», «А брать не боялся?».

Кроме того, мать также передаёт своё отношение к поступку сына с помощью экспрессивных риторических восклицаний: «И пусть убьёт! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор» и «Или неси огурцы, или совсем уходи из дома, ты мне не сын!». Этими словами мать даёт Котьке понять, что совершённый им проступок настолько тяжкий, что он способен перечеркнуть даже её материнскую любовь.

Котька всё же решается вернуть огурцы на огород, поначалу всё ещё опасаясь наказания со стороны сторожа. Поэтому он раздумывает над тем, чтобы выбросить огурцы в канаву, но всё-таки принимает ответственное решение – вернуть огурцы и принять наказание сторожа как должное. Во время его пути до огорода автор дважды использует лексический повтор, чтобы подчеркнуть настрой Котьки в этот момент: «Котька повернулся и медленно-медленно пошёл по улице» и «Остановился возле шалаша и плачет всё громче и громче».

  На  страницах произведений Носова звучит живой диалог, передающий ко всему  происходящему героя - мальчишки, по-своему, нередко отношение очень непосредственно  освещающего те или иные художественно  достоверные события. Это проникновение  в психологию героя, оценивающего всё  со своей, мальчишеской точки зрения, и создаёт в рассказах Носова не только комичную ситуацию, но и юмористически  окрашивает логику поведения героя, которая порой противоречит логике взрослых или логике здравого смысла.

Читая рассказы Носова детям, можно и весело провести время, от души посмеяться, и  сделать для себя важные выводы не забывать, что рядом с тобой  такие же девчонки и мальчишки, у  которых не все всегда гладко и  хорошо получается, что всему можно  научиться, надо только не вешать нос  и уметь дружить.

Мораль же у Носова всегда преподносится  с юмором, как бы незаметно, поэтому то она и действенна, и своевременна, и актуальна.

 У Носова потрясающий юмор. Вроде бы описывает самые обычные жизненные ситуации, но необыкновенно интересно и смешно!

     Проза Носова насыщена юмором, игровой стихией. В произведениях Носова, как правило, повествование ведется от первого лица, от лица мальчика 11-12 лет. Сюжеты Носова остры, динамичны, наполнены забавными ситуациями. Герои — неуемные выдумщики и фантазеры, в то же время это обычные дети — порою неловкие, порою трусливые, но всегда непосредственные. Для создания образа Носова не пользуется развернутым описанием, ему достаточно выразительного диалога или комического случая, чтобы точно высветить своих персонажей. 

  • «Архимед» Вовки Грушина» - Юрий Сотник.

В основе комизма Ю. Сотника – юмор возраста, юмор характера и юмор положения. Ю. Сотник редко прибегает к “юмору смешных фраз” и выражений (“я предпочитаю танцевать от характеров”, - утверждает он). В большинстве его рассказов действуют подростки, считающие себя взрослыми и не понимающие ограниченности своих возможностей. Конфликт стремлений с невозможностью их реализовать создает основание для появления комической ситуации, формирующейся по принципу: “Что будет, если…”. Что будет, если трусоватый мальчик попробует поразить своей смелостью девочку (“Человек без нервов”); что будет, если в процессе игры героине придется столкнуться с испытанием, находящимся на грани ее человеческих сил (“Белая крыса”), и т. п. Его любимый герой – подросток, увлеченно изучающий окружающий мир и себя самого, собственную натуру и характер. Все подростки Ю. Сотника стремятся к подвигу, и это стремление поддерживается не только ожиданием подходящей ситуацией, но и постоянной работой над собой, подготовкой к подвигу, самовоспитанием. И почти во всех произведениях писателя читатель становится свидетелем настоящего подвига–преодоления самого себя юным героем, даже если внешне это выглядит вполне обыденно.

Ю. Сотник строит свое произведение на откровенном несовпадении “детской” и “взрослой” версии развития событий

Ю. Сотник никогда не смешит, чтобы “просто рассмешить”, не склонен подшучивать над своими героями, уважая их самобытность и активную жизненную позицию. Он серьезно относится к праву героя на ошибку, право на приобретение необходимого жизненного опыта. Смех–это органическая составляющая его писательского дара. Может быть, именно поэтому книги Ю. Сотника не стареют и не утрачивают читательской любви со временем.

  • Первая книга В. Драгунского — «Он живой и светится» — вышла в 1961 году и состояла из шестнадцати рассказов о Дениске Кораблеве, принесших автору настоящий успех. Впоследствии приключения Дениски дополнялись новыми рассказами, издавались сборники «Расскажите мне про Сингапур» (1961), «Человек с голубым лицом» (1963), «Старый мореход» (1964). Всего было написано около девяноста рассказов; они много раз переиздавались, прочно войдя в современный круг детского чтения. Рассказы В. Драгунского для детей несут на себе печать эстрадных жанров: их легко читать вслух, поскольку они написаны живым разговорным языком, каким говорят дети шести — восьми лет; многие эпизоды в них выстроены как острые, смешные мизансцены; характеры героев четко очерчены.

Прототипами главных героев в «Денискиных рассказах» были маленький сын Драгунского и отчасти он сам. Писателя интересовал герой в возрасте первоклассника: именно в это время окружающий ребенка мир значительно расширяется и усложняется, а вместе с тем происходит самоопределение личности.

Драгунский точно выстраивает систему героев: мама строга и вместе с тем смешлива; отец умен, но часто ведет себя как ребенок (они с Дениской внутренне похожи); одноклассник Мишка Слонов — настоящий друг; а девочка Аленка — такая же маленькая, каким был два-три года назад сам Дениска. Среди таких людей Дениске легче осваивать жизнь, преодолевать противоречия. Писателю важен не только взгляд Дениски на мир, но и реакция других героев на события или поступки главного героя. Дениска рассказывает, например, о том, как у рассерженной мамы глаза делаются как крыжовник, как хохочет весь зал над куплетистаминеудачниками, как у папы при воспоминании о чем-то далеком делается серьезное и грустное лицо...

Повествование динамично, ни одна деталь не задерживает стремительного движения — все убыстряют темп. Текст насыщен глаголами действия и состояния. Спектр комического у Драгунского достаточно широк: от сатиры (в адрес некоторых взрослых) и чистого юмора до мягкой иронии, переходящей даже в лирическую грусть.

  • Первая же книжка рассказов Голявкина — «Тетрадки под дождем» (1959) — сразу же привлекла к автору внимание не только детей, но и взрослых. Затем появились сборники рассказов «Наши с Вовкой разговоры» (1960), «Мы играем в Антарктиду» (1961), «Как я встречал Новый год» (1963). В повестях «Мой добрый папа» (1964), «Полосы на окнах» (1971), «Рисунки на асфальте» (1965) писатель запечатлел свои воспоминания о военном детстве. Ему принадлежат также повести «Город в море» (1964), «Ты приходи к нам, приходи» (1967) и очерки, объединенные в сборник «Города и дети» (1967).

Простые истории, изложенные в коротких рассказах, поначалу провоцируют читателя на смех, а далее способны вызвать и слезы. Жизнь в изображении Голявкина оборачивается то комической, то драматической стороной, она будто мерцает, так что невозможно дать любому явлению одно-единственное толкование.

Он видит смешное и вместе с тем глубоко драматичное противоречие там, где другие ничего существенного не замечают.

Автор придерживается ровного тона в повествовании и диалогах, чтобы по принципу контраста ярче высветить эксцентрический поступок, неожиданную мысль героя. Особенно много рассказов В. Голявкина посвящено проблемам детей младшего школьного возраста: именно в этом возрасте наиболее силен разрыв между степенью формирования личности и способностью ребенка доказать свою значимость окружающим. Младшие школьники, подобно подросткам, переживают свою драму, а внешне это воспринимается как комедия — такой вывод можно сделать из рассказов Голявкина.

Виктор Голявкин выделил 442 ряд существенных для себя психологических и художественных приемов. Первый — «открытость детского характера»: «Прием, когда герой сказал одно, а подумал другое и что-то в себе затаил, стал восприниматься устарелым штампом не лучшего качества», — заявляет писатель. Форму повествования от первого лица он считает наиболее удобной, ибо она позволяет «ближе подойти к человеку», «исследовать характер изнутри до подсознательных глубин и интуитивных возможностей». Далее он говорит о юморе: «...Юмористическое письмо, даже при обладании чувством юмора, вовсе не легче, а, наоборот, требует от писателя большего вложения внутренней энергии и более сложных, утонченных чувств... Это как бы дополнительное зрение, оно дает возможность увидеть в предмете, в человеке, в событии дополнительные краски, нюансы, которые могут разнообразить отношение и к человеку, и к событию, могут усложнить образ или все показать в неожиданном свете». Наилучшая жанровая форма — короткий рассказ. «В самом коротком рассказе может быть чрезвычайно много теплоты и обаяния.

Соседние файлы в предмете Детская литература