Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
зачёт дл 2 курс.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
15.01.2024
Размер:
307.3 Кб
Скачать
  1. Рассказы и повести ю. Сотника, с. Баруздина, р. Погодина (краткий обзор).

«Архимед» Вовки Грушина» - Юрий Сотник

Первый рассказ "Васька-клоп", к немалому удивлению автора, был напечатан в детском выпуске газеты "Безбожник". Окрыленный успехом, Сотник утвердился в намерении зарабатывать на жизнь писательским трудом.Но чудесный успех "Васьки-Клопа" больше не повторялся и Юрий стал писать заметки и небольшие очерки для детских периодических изданий. Например, заметка Юрия Сотника "Завод рабочей смекалки

Его первый рассказ вышел из печати в 1939 году. После войны Сотник пишет рассказы циклами. Особенно хороши, лиричны, с интригующим напряженным действием, которое окрашивает юмор, рассказы о Леше Тучкове и его неизменной подружке Аглае, которые написаны в 50–60-х годах прошлого века. Герои, которых описывает Сотник Юрий, — живые, непоседливые любознательные дети, которые если что и делают неправильно, так только из самых лучших побуждений. Они никак не могут представить, чем может закончиться их самое благороднейшее побуждение. Примером тому служит рассказ «Маска», о котором пойдет речь ниже. Сотник Юрий не морализирует, он просто показывает, к чему приводит непродуманность действий. Каждый из читающих сам автоматически делает, посмеявшись, для себя вывод: вот уж со мной такого бы не случилось!

Рассказы про детей этого автора можно читать и взрослому человеку, который давно забыл, что такое детство. Юрий Сотник открывает в него путь. Взрослые люди окружили себя цепями долгов и обязательств, от которых невозможно освободиться. Читая своему ребенку или внуку эти рассказы, обсуждая их с ним, они вдруг ненадолго освобождаются от тяжкого груза, которые наложили на них годы. А ребенок, смеясь над приключениями незадачливых ровесников, постепенно прозревает и начинает понимать, что можно делать, а что нельзя. Дети быстро «раскусывают» мотивы поступков героев Ю. Сотника.   А его лукавая усмешка подсказывает, что и они сами неожиданно могут оказаться в двусмысленной ситуации — и в школе, и дома, и во дворе. Рассказы про детей подсказывают, сколько на свете интересных занятий, кроме сидения около компьютера или айфона. Гораздо интереснее участвовать в драмкружке и ставить спектакль или строить подводную лодку, то есть что-то активно делать вместе с друзьями, а не просто слоняться по улице. Даже современный всезнайка с увлечением будет ждать, что получится у героев в конце рассказа, и переживать за них.

Впервые заговорил о Ю. Сотнике как об «интересном имени в современной детской литературе» С. Я. Маршак на Втором всесоюзном съезде советских писателей, состоявшемся 15–26 декабря 1954 года,: «…Николай Носов и Юрий Сотник – два наиболее интересных имени в современной детской литературе. …в Носове соединяется «юмор, лиризм и памятливая зоркость бытописателя», а Сотник прекрасно понимает детей и «не столько говорит о характерах, сколько об отдельных типических чертах ребят». (см. С. Я. Маршака // Второй всесоюзный съезд советских писателей 15–26 декабря 1954 года. Стенографический отчет. М., 1956. С. 157.).

Герои Сотника - обычные мальчишки и девчонки, любознательные выдумщики, одолеваемые жаждой новых открытий и изобретений. Построить свою подводную лодку, сконструировать мясорубку из пылесоса, сбежать на Крайний Север? Конечно же, да!

Нелепые ситуации, в которые персонажи попадают из-за своей тяги к приключениям, вызывают у Юрия Сотника добрую улыбку - он мягко иронизирует над ними, но никогда не высмеивает само стремление к открытиям.

При этом рассказы Сотника лишены обычной для советской литературы назидательности.

Все рассказы Ю. Сотника начинаются с совершенно обыденной ситуации, которую писатель Юрий Сотник умело, развивая диалог и действие, доводит до абсурда. Иногда страшноватого, как в истории «Как меня спасали», иногда комического, как в «Маске». Но, так или иначе, конец всегда и поучителен, и благополучен

Поэт, прозаик, публицист Сергей Алексеевич Баруздин — не самый обычный детский писатель. Современность у него и в тематике произведений, и в социальной остроте конфликта, и в стремлении вывести читателя в широкий мир, за пределы страны детства, и в умении найти подход не только к сердцу, но и к разуму ребенка. Это определяет характерную особенность многих произведений Баруздина: они часто воспринимаются двухадресно, на грани детского и взрослого восприятия

Дорога Баруздина в детскую литературу пролегала рядом с дорогой в литературу взрослую. Это особенно чувствуется в произведениях с военной и морально-этической тематикой «Повесть о Елке», «Какое оно, море?», «Только не завтра», «Верить и помнить». В этих произведениях для среднего и старшего школьного возраста нет глухой стены между взрослым и детским миром, но нет и размывания границ между взрослой и детской литературой. Есть поиск новых художественных возможностей в создании, разработке характеров и в обрисовке взаимоотношений между взрослыми и детьми. Это точно подмечено в очерке И. Мотяшова, посвященном писателю: «Мне даже думается, что именно на путях баруздинских поисков естественнее всего ожидать сегодня рождения того самого необыкновенного героя, правофлангового славной ребячьей когорты, о котором уже много лет — чуть ли со времен гайдаровского Тимура — тоскуют и юный читатель, и критика»[4]. Поиски Сергея Баруздина связаны не только с произведениями для среднего и старшего школьного возраста, но и с повестями, рассказами, стихами для младших школьников.

В небольшой трилогии о Светлане отразилось в полной мере умение писателя показать взрослый и детский мир. Первая часть — «Большая Светлана» — рассказывает о трехлетней девочке, которая живет в Москве, на Петровке. В повести — маленькие главы-рассказы, композиционно самостоятельные, но объединенные развитием характера героини. Остроумные и поучительные, эти прозаические миниатюры читаются легко и запоминаются ребятами. Всё впервые для героини повести. Вот она встретила собаку и покрепче уцепилась за папину руку (глава «Самая храбрая»). А вот первая правда, сказанная Светланой сознательно, наперекор желанию спрятаться от ответственности. Дело было за обедом, когда стали выяснять, кто виноват в том, что разбита тарелка. Может быть, она сама разбилась? И вот тут-то девочка не выдержала: «Вот и неправда, — вдруг тихо сказала Светлана. — Тарелки сами не бьются. Это... это... я... ее нечаянно разбила» (глава «За обедом»), В одной из глав рассказывается о том, как Светлана начинает понимать, насколько важно помогать взрослым. И, главное, интересно! Светлана приходит к выводу: «Время летит быстро, а работа идет еще быстрей» (глава «Когда не бывает скучно»). Вторая часть трилогии — «Светлана-пионерка» — сосредоточивает внимание читателя на морально-этических вопросах. Светлана-тре- тьеклассница убеждается в важности бережного отношения к окружающим ее людям. Если сначала ей кажется, что не обязательно извиниться, толкнув старика на лестнице (все равно, мол, он ее не знает), то позже она чувствует необходимость помочь незнакомому человеку. И она совсем не считает, что совершила что-то особенное. «Я ничего не сделала... Просто “скорую помощь” вызвала», — растерянно сказала Светлана». Автор подмечает эту растерянность девочки, не ожидающей похвалы за добрый поступок, смущенной вниманием к ней.

От дошкольного периода жизни до взрослого провел свою героиню Баруздин, сумев так построить повествование, что оно незаметно проводит нити от читателей младших школьников к читателям среднего школьного возраста. Писатель нашел простые слова, которые помогают читателю-ребенку понять героиню трилогии переживать вместе с нею. Проза Баруздина, адресованная младшим школьникам, широка по диапазону жанров и тематики. Писатель обращается к морально- этической теме, пишет публицистические рассказы и повести, создает маленькие рассказы-новеллы о животных.

Морально-этическая тема разрабатывается, например, в повести «Алешка из нашего дома». Мальчик-первоклассник начинает освоение мира с познания простых, но необходимых вещей. Когда у него не ладится на первых порах с учением, не складываются буквы, Алеша решает бросить школу и пойти работать. Но, оказывается, работать без знаний нельзя, необходимо сначала учиться.

Баруздин часто в книгах для школьников дает такие беседы отца с сыном, которые помогают понять необходимость труда, важность открытого отношения к людям. Эти беседы только названием могут напомнить распространенный в дореволюционной детской литературе жанр бесед или путешествий отца с сыном. По сути баруздинский прием не нарочитое сталкивание старшего и младшего поколения, а искренний и нужный разговор, компас для ребенка в сложном мире взрослых.

РадиЙ Погодин

В 50-е годы были напечатаны первые рассказы Погодина для детей и повесть «Муравьиное масло» (1957). А уже в следующем году вышла новая книга писателя — повесть в рассказах «Кирпичные острова». Там уже не описание «общедетских» черт и нравоучительных примеров, а исследование детской психологии в контексте времени и быта. Автора занимал процесс взросления ребенка: герою «Кирпичных островов» Кешке в начале повести пятьшесть лет, а в конце — восемь-девять. И на этой повести, и на всех последующих произведениях писателя лежит отпечаток автобиографизма.

В 1960 году вышла книга Р. Погодина «Рассказы о веселых людях и хорошей погоде»; в ней писатель осваивал тему отрочества. Наибольшей удачей можно считать рассказ «Дубравка». Далее последовали трилогия «Ожидание» (1963), повесть-пьеса «Треньбрень» (1966), маленькая повесть для малышей «Откуда идут тучи» (1966), повесть-сказка «Шаг с крыши» (1968), рассказы «Петухи» и «Шутка» (1969)

Совсем молодым солдатом Р. Погодин столкнулся с детской бедой на войне и понял через детство войну, да и всю жизнь человеческую. Для писателя нет границы, отделяющей жизнь детей от жизни взрослых, а есть детский или взрослый угол зрения на мир. Детское видение ему тем дороже, что оно глубже проникает в самую сердцевину жизни; оттого произведения его читают дети, подростки, а также и взрослые. Писательскую манеру Р. Погодина отличает мозаичность повествования, в котором переплетается несколько сюжетных планов. Речь рассказчика нетороплива и эмоциональна, немного напоминает сказ. Образ рассказчика всегда отчетливо вырисовывается среди других образов. Читатель воспринимает рассказчика как человека взрослого, но по-детски удивленного и влюбленного в жизнь. Проза Р. Погодина реалистична, но не чужда разных форм условности: сказочно-мифологического вымысла, детской игры, авторской фантазии, метафоричности и аллегории. Художественная условность углубляет восприятие конкретной исторической действительности, выявляет вечный смысл повседневной жизни. Характерная для писателя жанровая форма — рассказы, сливающиеся в повесть.

Родина, детство, природа и война — эти темы, отражаясь одна в другой, вместе образуют художественный мир одного из самых значительных произведений писателя — повествования в рассказах «Где леший живет?». Писатель философски осмысляет пространство и время, в котором дано человеку родиться и умереть, при этом детство является для него исходным понятием. Пространство измеряется все расширяющимися горизонтами Родины (рассказ « Что у Сеньки было»). Земля расходится вокруг маленького Сеньки кругами, как вокруг теленка, привязанного к колышку: сначала — малая земля, на которой все-все принадлежит ему, далее — большая земля до горизонта, еще дальше — «огромадная» земля. «А когда Сенька поднялся на самый верх, стало ему далеко видно вокруг. И сомкнулся тогда Сенькин мир малый с 444 большим и огромадным, так как земля Сенькина уходила вдаль на необъятные расстояния». Сенька знает, что нет лучше места на земле, чем на коленях у матери; это и есть самая малая родина, центр личного мироздания.

Взаимоотношения детей и взрослых (особенно пожилых) постоянно в поле зрения писателя. Объединяет стариков и детей их положение «на меже» жизни, дающее возможность не торопясь разглядеть малое, задуматься о большом. «Книжка про Гришку» (1974) — небольшая повесть в рассказах — интересна созданием образного мира, в котором пяти-шестилетний ребенок чувствует себя на равных не только со своими сверстниками и со взрослыми, но и со зверями и птицами. Все герои разговаривают между собой, причем по большей части по главным вопросам жизни. Например, в шутку и всерьез говорят о счастье, о душе. Дошкольник Гришка и его друзья Лиза и Валерка, дядя Федя и художник Мартиросян, воробей Аполлон и конь Трактор и еще многие другие входят в единое мыслящее сообщество.

Соседние файлы в предмете Детская литература