Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2022_003

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.01.2024
Размер:
7.29 Mб
Скачать

Хотя краткосрочные последствия пандемии были разрушительными, ее долгосрочные последствия будут столь же серьезными и будут ощущаться в течение многих последующих лет. Как и пандемия гриппа 1918 года более века назад, пандемия COVID-19 также изменит мир. С кризисом, ускоряющим темпы цифровизации, автоматизации и изменения экономических структур, миллионы рабочих мест, которые были потеряны в 2020 году, не вернутся. Уровень безработицы в ближайшей перспективе останется повышенным. В то время как производительность в некоторых секторах экономики будет расти в посткризисный период, средний рост производительности-наряду с потенциальным объемом производства – вероятно, останется слабым в ближайшей перспективе. Если массовые меры фискального и денежно-кредитного стимулирования не приведут к увеличению инвестиций, экономический рост будет продолжать замедляться. Токсичное сочетание слабых инвестиций, низкой инфляции и низкого роста сделает долг неприемлемым для многих развитых и развивающихся стран.

Многие развивающиеся страны, пострадавшие от пандемии, которые не в состоянии отреагировать крупными бюджетными мерами, скорее всего, увидят, что их темпы роста и развития скорректируются в сторону снижения по сравнению с докризисными тенденциями. Это может обратить вспять тенденции или, по крайней мере, задержать долгосрочное сближение доходов на душу населения развитых и развивающихся стран, препятствуя достижению целей сокращения неравенства между странами, предусмотренных в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Кризис требует политических ответных мер, которые обеспечивают тонкий баланс между удовлетворением краткосрочных неотложных потребностей и продвижением долгосрочных приоритетов устойчивого развития для повышения устойчивости и реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. [1]

70

Резкое падение экономики во всем мире

Мировой валовой продукт сократился, по оценкам, на 4,3 процента в 2020 году—самое резкое сокращение производства со времен Великой депрессии. Во время Великой рецессии в 2009 году мировое производство сократилось на 1,7 процента. Пандемия явно сильнее всего ударила по развитым экономикам, причем многие страны Европы и несколько штатов Соединенных Штатов Америки приняли строгие меры по блокированию на раннем этапе вспышки. Объем производства в развитых странах, по оценкам, сократится на 5,6 процента в 2020 году, а рост, по прогнозам, восстановится до 4,0 процентов в 2021 году

Развивающиеся страны испытали относительно менее серьезное сокращение, при этом объем производства сократился на 2,5 процента в 2020 году, отчасти из-за задержки вспышки пандемии и в целом менее ограничительных мер, принятых правительствами для сдерживания ее распространения. По прогнозам, в 2021 году их экономика вырастет на 5,7 процента. В наименее развитых странах (НРС) их валовой внутренний продукт (ВВП) сократился на 1,3 процента в 2020 году, а рост, по прогнозам, достигнет 4,9 процента в 2021 году. Вместе с тем существуют значительные различия в масштабах шока между развивающимися странами, причем наибольший удар приходится на страны Латинской Америки и Карибского бассейна, и страны Южной Азии. Напротив, в странах Восточной Азии дела обстояли лучше, чем во всех других развивающихся регионах, и в 2020 году ВВП увеличился на 1 процент. На фоне быстрого и уверенного восстановления экономики Китая, по прогнозам, экономика Восточной Азии вырастет на 6,4 процента в 2021 году.

Базовый сценарий текущего прогноза предполагает, что уровень инфицирования начнет медленно снижаться в течение первого квартала 2021 года при росте доли населения в развитых странах, получающего вакцинацию. Предприятия и домохозяйства будут в дальнейшем адаптироваться к социальному дистан-

71

цированию и другим мерам предосторожности. Ожидается, что повышенные уровни безработицы и неполной занятости—по сравнению с докризисными уровнями-приведут к снижению показателей участия рабочей силы и доли рабочей силы в национальном доходе, что будет способствовать снижению потенциального объема производства в соответствиис базовым сценарием.

Напротив, пессимистический сценарий предполагает увеличение числа новых случаев заражения в крупных странах в первой половине 2021 года, когда вакцинация не сможет обеспечить иммунитет людей, и новые варианты вируса будут распространяться быстрее, что потребует от правительств повторного введения некоторых мер по блокированию. В соответствии с этим сценарием мировое производство вырастет всего на 2,8 процента в 2021 году и останется на уровне около 2,6 процента в год до 2025 года. Оптимистичный сценарий—хотя и маловероятный— предполагает более успешное сдерживание вируса, чем предполагается в базовом сценарии, с быстрой и широкой вакцинацией и прогрессом в лечении, способствующими повышению доверия потребителей и возвращению экономической активности к докризисным тенденциям в первой половине 2021 года. Глобальный рост в соответствии с этим сценарием достигнет 5,8 процента в 2021 году, а затем снизится примерно до 3 процентов к 2025 году.

Не все находятся в одной лодке

Пандемия по-разному затронула разные страны и группы населения. В то время как развитые страны получили наиболее серьезный удар, некоторые демографические и доходные группы понесли основную тяжесть последствий кризиса для здоровья и экономических потрясений. Наиболее уязвимые группы населения, подвергшиеся воздействию вируса, – пожилые люди, лица, осуществляющие уход, лица, оказывающие первую помощь, и медицинские работники, они пострадали больше всего. С другой стороны, странам с большей долей более молодого населения и

72

более здоровым населением до начала пандемии удалось сохранить как уровень инфицирования, так и уровень смертности на низком уровне благодаря своевременному выявлению, сдерживанию, лечению и смягчению ограничений после лечения.

Пандемия также непропорционально сильно затронула низкоквалифицированных работников сферы услуг, которые не могут работать удаленно. Хотя меры реагирования здравоохранения на пандемию варьировались в разных странах, готовность системы здравоохранения, охват социальной защитой и общая своевременность, и качество правительственных инициатив в целом определяли медицинские и экономические последствия пандемии.

Предварительные данные свидетельствуют о том, что уровень неравенства частично объясняет межстрановые различия в скорости и интенсивности распространения коронавируса. Уязвимость населения к болезням обычно связана с неравенством доходов и богатства, и COVID-19 не является исключением. В случае COVID-19 неравенство дополнительно повлияло на выбор, связанный с социальным дистанцированием, связав начальные социально-экономические условия с распространением болезни. Стоимость социального дистанцирования выше для членов более бедных домохозяйств, которые не могут работать удаленно и поддерживать свой уровень дохода. Для миллионов работников с низкими доходами суровые перспективы потери средств к существованию потенциально перевешивали их опасения по поводу воздействия COVID-19. Вероятно также, что высокий уровень неравенства подрывает социальную сплоченность и доверие к государственной политике, что влияет на готовность граждан соблюдать установленные правительством ограничения, социальное дистанцирование и другие профилактические меры, способствующие распространению заболевания [2].

Чрезвычайный кризис, чрезвычайные меры реагирования

Правительства и центральные банки по всему миру отреагировали на пандемию масштабными стимулирующими мерами,

73

направленными на смягчение последствий для здоровья, гуманитарных и экономических последствий. Глобальный бюджетный ответ составляет 12,7 трлн долл., включая 5,9 трлн долл. на дополнительные расходы и 5,8 трлн долл. на поддержку ликвидности. При 15,8 процента мирового валового производства в 2020 году это самый большой финансовый ответ со времен Второй мировой войны.

Фискальное стимулирование спасло ситуацию

Создание 60 центов дополнительного объема производ- ства—тогда 5,9 трлн долл. бюджетных расходов, связанных с пандемией, и снижение налогов обеспечили дополнительный объем производства в мировой экономике на сумму около 3,6 трлн долл. Это эквивалентно примерно 4,5 процентам мирового производства в 2020 году. Без масштабных мер фискального стимулирования мировое производство сократилось бы в 2020 году на двузначные цифры, а не на 4,3 процента. Последствия для занятости, доходов домашних хозяйств и бедности были бы значительно более катастрофическими. Беспрецедентные меры финансового стимулирования помогли миру предотвратить еще худшую катастрофу.

Фискальная поддержка включала дополнительные расходы, снижение налогов и налоговые отсрочки, все из которых имели прямые бюджетные последствия и увеличили дефицит бюджета. Фискальные меры также включали меры поддержки “ниже бюджетной линии”—вливания капитала, кредиты, приобретение активов и гарантии—с долгосрочными бюджетными последствиями. В результате большинство правительств сталкиваются со значительно более высокими уровнями дефицита и долга, которые еще больше возрастут, если восстановление замедлится. Устойчивое восстановление мировой экономики и возвращение на путь устойчивого развития будут зависеть не только от эффективности вакцин, но иот эффективностимер стимулирования.

Бюджетные расходы развитых стран составляют почти 80 процентов всех финансовых стимулов во всем мире, при этом на

74

Соединенные Штаты, Германию и Японию приходится более половины общемировых финансовых стимулов. В отличие от этого, реакция развивающихся стран была скромной по сравнению с масштабами шока. Кризис COVID-19 поразил многие развивающиеся страны, особенно в Африке, Латинской Америке и Карибском бассейне, когда их государственные финансы уже находились под напряжением. Например, группе из 46 наименее развитых стран в совокупности удалось увеличить прямую и косвенную финансовую поддержку лишь на 2,6 процента своего ВВП, в то время как размер стимулирующих мер для развитых стран в среднем составлял 15,8 процента их ВВП.

Различия в размерах стимулирующих мер отражают суровую реальность различных финансовых ограничений, с которыми сталкиваются развитые и развивающиеся страны, что имеет значительные последствия не только для темпов их выхода из кризиса, но и для их долгосрочной траектории роста и развития. Многие развивающиеся страны, пострадавшие от пандемии и не способные отреагировать на нее крупными бюджетными мерами, скорее всего, увидят, что их темпы роста и развития скорректируются в сторону снижения по сравнению с докризисными тенденциями. Это может обратить вспять тенденции или, по крайней мере, задержать долгосрочное сближение доходов на душу населения развитых и развивающихся стран, препятствуя достижению целей сокращения неравенства между странами, как это предусмотрено в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, как отмечалось выше [3].

Качественные стимулы

Крупные меры фискального стимулирования—защита рабочих мест и поддержка потребления домашних хозяйств— сильно различались в разных странах не только по размеру, но и по масштабам и приоритетам, отражая различия в структурах управления, политических предпочтениях и уровнях приверженности социальной защите. Системы социальной защиты и авто-

75

матические фискальные стабилизаторы позволили большинству стран Европы немедленно защитить рабочие места и доходы. В то время как размер пакетов стимулирующих мер имеет значение, качество бюджетных расходов имеет такое же значение, если не большее. Растет озабоченность по поводу распределительных последствий и эффективности этих чрезвычайных бюджетных расходов. Правительства явно сталкиваются с трудными компромиссами в решении неотложных задач, с одной стороны, и в проявлении должной осмотрительности, с другой стороны, для предотвращения нерационального распределения, неправильного целеполагания, коррупции и мошенничества при использовании государственных ресурсов. При идеальном сценарии правительства должны иметь возможность направлять дополнительные бюджетные расходы на домашние хозяйства и предприятия, которые сталкиваются с самыми серьезными экономическими рисками, связанными с пандемией. Если стимулирующая мера слишком широка по охвату, она может растянуть ресурсы слишком тонко, чтобы помочь кому-либо. С другой стороны, если стимулы будут направлены слишком узко, они могут исключить многие предприятия и домашние хозяйства, которые заслуживают государственной поддержки. В Соединенных Штатах, например, всего 1 процент фирм—многие из которых, как считается, не сталкиваются с какими—либо значительными рисками, связанными с пандемией, – получили 25 процентов выплат в рамках Программы защиты зарплат в размере 523 млрд. долл. США, которая была развернута для поддержки малого и среднего бизнеса, что вызвало обеспокоенность по поводу неправильного использования ограниченных бюджетных ресурсов. Достижение хрупкого баланса между императивами своевременности, масштаба, охвата и эффективности стимулирующих мер требовало процесса совещательной проверки, но срочность ответных мер делала такую должную осмотрительность политически несостоятельной.

76

Во многих развивающихся странах граждане обеспокоены коррупцией и мошенничеством при развертывании пакетов стимулирующих мер. В Южной Африке обвинения в коррупции, связанные с завышением цен и потенциальным мошенничеством при закупке средств индивидуальной защиты (СИЗ) и распределении социальных субсидий и продовольственных посылок, вызвали общественный резонанс и побудили провести расследования. В Аргентине раздаются призывы к расследованию нарушений в использовании средств, связанных с COVID-19. [4].

Литература

1."MACROECONOMICS" WILLIAM MITCHELL L. RANDALL WRAY. MARTIN WATTS.

2.World Economic Situation Prospects

3.Экономическая безопасность: Учебное пособие / Под ред. Манохиной

Н.В.

4.Ахапкин Н. Ю., Биляк С. А., Бухвальд Е. М., Виленский А. В., Волошин В. И., Гельвановский М. И., Голанд Ю. М., Городецкий А. Е., Губин Б. В., Иванов Е. А., Казанцев С. В., Караваева И. В., Колпакова И. А., Курнова Н. В., Лев М. Ю. Ю. и др. Социально-экономические условия перехода к новой модели роста. Москва, 2017. Сер. Научная мысль

CURRENT THREATS TO ECONOMIC SECURITY AND

GOVERNMENT RESPONSES

Ryzhkov V.L.,

Zagoruiko I.Y.,

Perm State Agro-Technological University, Perm, Russia Email: vsevolodrigkovvsevolod@gmail.com

Email: 89082750080@mail.ru.

Abstract. The article addresses the current threats to economic security for world economy.

Key words: COVID-19, developing, developed countries, crisis, response measures.

77

УДК 330.341.424

ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Тиунов В.С., Загоруйко И.Ю., ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ, г. Пермь, Россия

Email: dr.tiunov2017@yandex.ru Email: 89082750080@mail.ru

Аннотация. В данной статье представлена структура развития территории и научно-техническое развитие предприятий путем расширения границ населенных пунктов, на которых они расположены и строительством новых предприятий на территориях соответствующих категорий земель, а также модернизации и усовершенствования существующих предприятий с целью повышения эффективности и развития территорий. Для обеспечения и достижения всех поставленных целей необходимы работы, связанные с изучением территорий, определения перспектив и выдвижением, и утверждением проектных предложений.

Ключевые слова: развитие, территории, предприятия, трансформация, расширение, модернизация.

Актуальность и необходимость расширения границ территорий, на которых расположены предприятия, играет важную роль в экономике населенных пунктов и страны в целом. Компании являются первым звеном в экономике, и наиболее важным условием их существования является развитие, эффективность и устойчивость на рынке. Из-за нестабильной ситуации на российском рынке компании в настоящее время рискуют своим существованием и, следовательно, развитием территорий, в которых они работают. Именно поэтому предприятия являются основополагающими элементами научно-технического развития территорий и играют важную роль в экономике страны и страны в це-

лом. [5]

78

Основная задача любого предприятия - получать прибыль, которая служит источником дохода для развития поселений, что, в свою очередь, является одним из основных условий существования и функционирования территорий. На данный момент одним из основных методов научно-технического развития территорий является расширение населенных пунктов, развитие индустриальных парков, проектирование и реализация строительства на инвестиционных площадях, предполагаемых для размещения промышленных товаров.

Научно-техническое развитие территорий представляет собой процесс расширения границ территории для расширения перспектив предприятия за счет совершенствования технических средств, технологии производства, повышения эффективности деятельности предприятия и качества выпускаемой продукции.

Научно-техническое развитие территорий осуществляется после изучения этих территорий и выявления перспектив развития. Предприятия, расположенные на территориях населенных пунктов, являются одним из источников дохода для развития этой территории, и проведение научно-технического развития должно служить только благоустройству и совершенствованию предприятий, эффективному выполнению возложенных на предприятия задач и снижению рисков при его деятельности в настоящий момент и в перспективе на будущее [3].

Следовательно, с целью снижения процента возникновения негативных явлений осуществляется научно-техническое развитие предприятий и их территории.

Для достижения этой цели выполняется ряд задач:

1.Происходит внедрение на предприятии новых средств труда для производства определенной продукции.

2.Внедрение автоматизации производства и внедрение средств механизации.

3.Применение новых технологий и совершенствование существующих.

79

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]