Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОБЩЕНИЕ-для психологов2.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
1.14 Mб
Скачать

История отношений

Последовательность мировых или государственных событий, взятая в хронологическом порядке, образует историю. Последовательность индивидуальных событий образует историю жизни данного человека. Последовательность межличностных событий образует историю отношений данных двух людей.

Процесс, который потом отливается в историю – то есть сама жизнь – воспринимается как ряд следующих друг за другом событий. Каждое событие по мере своего завершения становится достоянием совместной истории данных людей. Если рассматривать межличностную историю только объективно как последовательность фактически произошедшего, то в историю отношений должно бы входить все – получилась бы летопись. Но в действительности как факты для истории вычленяются и отбираются летописцами, а тем более историками, так и история межличностных отношений составляется из событий, выделенных из непрерывной последовательности происшествий. Межличностную историю, скорее всего, составляют события, по поводу которых достигнуто согласие между партнерами в отношении принадлежности факта к совместному межличностному событию, важному для обоих. Выделенные события связываются между собой также во многом произвольным (субъективным) образом. Смысл такой связи обнаруживается или задается самими ее вершителями. Субъективная семантика такого преобразования заключается в стремлении увидеть пройденный путь, создать целостный образ своих отношений с тем или иным человеком.

Кроме того, история становится историей, лишь получив свое описание, отложившись в материальных носителях (хранителях) – история отношений не только творится, но и сохраняется. Конечным субстратом ее служат процессы памяти. Ближними же слоями-носителями выступают совместные воспоминания о прошедших событиях. Пересказы по свежим следам, как правило, становятся мнемоническими средствами, способствующими сохранению деталей того или иного события «для истории». Большинство последующих пересказов, как правило, почти не отходят от той формы и содержания, которые были найдены или отобраны для первой серии рассказов. Важным подспорьем для сохранения истории отношений служат внешние носители памяти – фотографии, вещи, местности...

Таким образом, историю отношений данных людей образует цепь событий (в том понимании, как это было указано выше). При этом внешняя цепь фактических происшествий нагружается смыслами, в отношениях выделяются (прорисовываются) ведущие тенденции. С течением времени межличностное семантическое пространство заполняется смысловыми сгустками совместного опыта: постепенно нанизываются цепи взаимных или односторонних обид, возникают зоны умолчаний или недомолвок, обостряются целевые установки, размываются (или проясняются) ценностные ориентиры и т.п.

Вместе с тем, особенность людей такова, что линейность повествования, составляющая интерес с познавательной позиции, по-видимому, вызывает некоторое беспокойство на глубоких уровнях психики. Стремление снизить тревогу выражается в дополнительных попытках объяснения, в стремлении вскрыть повторы, отыскать по возможности единый глубокий смысл.

Все эти попытки, в конечном счете, направлены на разрушение истории как линейной последовательности событий. Объяснения вносят дополнительные связи между событиями, нарушают (в смысловом измерении) их хронологический порядок. Поиск тенденций к повторению противостоит линейности истории, указывает на наличие на первый взгляд неочевидной цикличности в событиях, сворачивая хронологию в спираль. Стремление найти несколько общих оснований или даже универсальный смысл в пределе ведет к тому, что историческое время исчезает вовсе. Вместо него приходит переживание вечных (экзистенциальных) истин.

Проистекает эта особенность людей из беспокойства по поводу смены вещей и опыта, свойственных историческому времени. Человеку нужна устойчивость, нужны опоры.