Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мартин Хайдеггер - ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФЕНОМЕНО....doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
01.11.2018
Размер:
2.49 Mб
Скачать

§ 11. Феноменологическое разъяснение проблемы

131

получить свидетельство о рождении этих понятий и удостовериться в его подлинности. Употребляемые в традиционном обсуждении понятия должны происходить из расхожей интерпретации, постоянно навязывающей себя в качестве ближайшей. Мы спрашиваем теперь, принимая при этом содержательно-историческую ориентацию: откуда происходят понятия существования и чтойности, т. е. как и откуда эти понятия, в том виде как они употребляются в обсуждении второго тезиса, обретают свой смысл? Мы должны попытаться напасть на след, ведущий к истоку понятий сущности (essentia) и существования (existentiä). Мы спрашиваем, каково их свидетельство о рождении и подлинно ли оно, или, быть может, генеалогия основных онтологических понятий совсем иная, так что в основе своей их различие и взаимосвязь имеют какое-то другое основание. Если удастся распутать генеалогию этих основных понятий, т. е. отыскать путь, который позволит нам проникнуть в их происхождение, тогда и тезис о том, что каждому сущему принадлежит некоторое «что» и некоторое возможное «как» бытия, приобретет большую ясность и достаточное обоснование.

а) Вопрос об истоке понятий essentia u existentiä

Мы забудем до поры о контроверзах по поводу сущности и существования и их distinctio и попытаемся выяснить исток понятий essentia и existentiä, точнее, попытаемся очертить и понять задачу подобного рода интерпретации, восходящей к истоку [понятий]. Давайте не будем забывать, что и сегодня интерпретация интересующих нас понятий или феноменов, лежащих в их основе, не продвинулась вперед по сравнению со Средними веками или античностью, несмотря на толчок, данный этой проблеме Кантом. Этот толчок до сих пор был подхвачен лишь негативным образом. Конечно, в течение последнего полувека существовало, да и по сей день существует неокантианство, которое, особенно если речь идет о работе марбургской школы, имеет свои заслуги. Теперь, правда, «обновление Канта» начинает казаться старомодным, и его пытаются заменить «обновлением Гегеля». Такое обновленчество хвалится тем, что оно хочет поддерживать и насаждать почтительное и бережное отношение к прошлому. Нов ос-

141

132

Тезис средневековой онтологии

нове своей эти «обновления» представляют собой величайшее пренебрежение, какое только может претерпеть прошлое, когда его низводят до роли орудия или слуги очередного модного поветрия. Основная предпосылка честного отношения к прошлому состоит в решимости не искать себе работы легче той, что проделали [мыслители], якобы нуждающиеся в обновлении. А это значит, что мы должны прежде вникнуть в существенное содержание проблем, за которые они брались. Не для того, чтобы при нем и остаться или попытаться обрядить его в современное убранство, но чтобы сдвинуть так схваченные проблемы с 142 места. Мы стремимся обновить не Аристотеля или средневековую онтологию, не Канта или Гегеля, но лишь самих себя, т. е. освободиться от фразеологических клише и удобных привычек нынешней мысли, которая мечется от одного легковесного модного поветрия к другому.

Забудем пока о решении проблемы, предложенном Кантом, и спросим себя: почему существование схватывалось как действительное осуществление и действительность? Почему интерпретация существования (Existenz) восходит к agere, к agens, к evepyeu^epydCecröaL? Кажется, что при этом мы возвращаемся, в сущности, к первому тезису. Но это лишь кажимость, поскольку теперь проблема включает в себя вопрос об истоке реальности, т. е. об онтологической структуре того содержания, которое Кант, разъясняя свой тезис, уже не считал проблематичным. Когда он говорит, что существование не есть реальный предикат, он предполагает при этом, что то, что представляет собой реальность, уже вполне ясно. Мы же спрашиваем теперь заодно и об онтологическом истоке понятия essentia, или, по Канту,— реальности, и далее не только об истоке обоих [интересующих нас] понятий [essentia и existentia], но и об истоке их возможной взаимосвязи.

Следующие разъяснения отличаются от тех, что мы предприняли, занимаясь тезисом Канта, втом отношении, чтов поисках истока понятия существования (Existenz) мы сталкиваемся с иным, чем у Канта, горизонтом истолкования понятия существования = действительности, точнее,— с другим направлением взгляда в пределах того же самого горизонта. Этот горизонт в Средние века и в античности был очерчен, зафиксирован и про-