Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Философия

.pdf
Скачиваний:
36
Добавлен:
09.06.2015
Размер:
1.45 Mб
Скачать

зующей деятельности, становясь в то же время материализацией мысли, идеи, проекта – т.е. продукта духовной деятельности, сознания.

Центральный вопрос проблемы антропосоциогенеза – это вопрос природы и сущности человека. Орудие труда отражается в формирующемся сознании как самостоятельный, отчужденный предмет, продукт известной свободы и творчества. Мир удваивается через сознание, и человек живет в этом двойственном мире, и происходит удвоение его природы. Материальная природная основа человека становится неотделимой от духовного начала в нем, духовное начало усиливается с формированием самосознания.

Единство двух сторон человеческой природы выражается через категорию отчуждения и во всех процессах антропосоциогенеза. Возникновение и развитие языка также идет от труда и мышления, но в то же время обеспечивает оформление мысли и обозначение орудий труда, трудового процесса. Слово есть отчужденная, закрепленная в звуках мысль, ее своеобразная первичная материализация, а суждение – выражение связи, зависимости, форма знания. Наконец, умозаключение – еще более отчужденная форма мышления, «чистая» мысль, выходящая за пределы опыта и поэтому творческая, потенциально продуктивная. Язык неотделим от общения, но общение также имеет трудовую основу и зависит от сознания. Результатом общения является формирование социальности – объективно необходимой объединенности людей в рамках той или иной общности. Общность также есть результат отчуждения в процессе общения. Она отделяется от людей и приобретает самостоятельное существование и значение. Общность и человек едины как диалектические противоположности, и это важнейшая проблема философии, социологии, политологии и других социальных наук. Общности складываются объективно, но наряду с ними при определяющем влиянии личностного и духовного начала создаются еще более отчужденные формы социальности – организации (социальные институты, учреждения и т.п.), экономические (фир-

мы), социальные (учреждения культуры, образования и т.п.), политические (государство, партии и др.).

К сожалению, до недавнего времени в нашей философии и идеологии эта проблема представлялась упрощенно. Преувеличивалось значение социального, недооценивалось личностное. При этом неизбежно само социальное понималось как нечто самодовлеющее, почти независимое от человека, движущееся самостоятельно. Это отражалось в недооценке сознания и духовности как в человеке, так и в обществе. Тем самым искажалась природа человека и общества, характер их взаимодействия и развития. Отсюда также идет одностороннее понимание, недооценка, а то и игнорирование культурно

– исторического процесса и его воздействия на общество и человека. Сейчас обострилась проблема духовности, понимаемой как способность человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность, это нравственно сориентированная воля и разум человека.

Духовность, как и социальность – отчуждение жизненного процесса, но это продуктивное отчуждение – оно в конце концов проявляется в деятельной, деятельностной сущности человека. В деятельности, творчестве – реальное разрешение противоречий человеческой природы.

Каждый человек так же, как и данное общество, определяется не только современными условиями существования, но и накопленной в ходе истории материальной и духовной культурой, которая является результатом жизнедеятельности и творчества многих поколений людей. Культура накапливается, наследуется и является для человека и общества столь же объективной, как и меняющаяся природа, и носит, таким образом, естественно – исторический характер. Конечно, человек, как и общество, воспринимает культуру по-разному, и она в неодинаковой степени входит в содержание данного человека. Но в понимание человеческой природы культуру непременно нужно включать. Тем более, что в культуре сохраняется и развивается

то непреходящее и вечное, что делает человека человеком, то проверенное жизненное содержание человеческой природы, что и связывает в род человеческий людей как во времени, так и в пространстве (как ныне живущих людей, так и поколения ранее живших).

Можно сказать, что противоречия природы человека – между природным (биологическим) и социальным, материальным и духовным, вечным и преходящим – как раз и разрешаются культурой и через культуру. Культура сама внутренне противоречива: она конкретна и абстрактна, безгранична и несет в себе непременные ограничения, содержит в себе и свободу, и необходимость. Это проявляется в процессе становления человека и общества. Человек, отходя от природного состояния, вынужден противостоять природе, чтобы выжить. Такова логика отчуждения. И возможность выжить и расти в новом качестве связана не только с трудом и сознанием, но и с общением.

Возникновение, становление и развитие человека происходит в составе рода человеческого – в непосредственном и широком смысле слова. Важно не только воздействие рода на человека, но и их первобытная слитность. Даже в первобытном обществе мир человека может быть богаче мира рода. В этом богатстве и уникальности человека – точка дальнейшего развития.

В то же время возникающая в совместной деятельности людей культура несет в себе ограничения, которые способствуют прогрессу человека, причем не только в духовном, но и в социальном плане. Воздействие общества на человека осуществляется через возникающую духовность (верования, знания, нравственность и т.п.). Обратите внимание, как глубоко укореняется нравственность во внутреннем мире человека. Условия и законы самосохранения и развития рода, общности и человека становятся внутренним нравственным законом человека – через осознание, подражание, следование традициям и обычаям. Внешний закон становится как бы внутренним, социально – человеческим. В принципе это характерно и для других форм социальности, но нравственная составляющая духовности особенно важна в единстве и

взаимодействии человека и общества. Не случайно в истории философии проявляется постоянный интерес к нравственному прогрессу человека и обществ.

Таким образом, противоречивая природа человека проявляется уже в процессе антропосоциогенеза, где закладываются самые существенные качества человека и основы для его саморазвития в рамках социума. Дальнейшее развитие добавляет человеку новые характеристики – «человек политический», «человек свободный» и т.п., но всегда он остается «человеком разумным», «человеком производящим» и «человеком моральным, общественным». Именно труд, сознание и коллективность являются воплощениями родовой сущности человека. Все остальные исторические, сегодняшние и будущие качества человека исходят из этого.

Можно говорить и о направлении развития человека, о преобразовании или модификации человеческой природы, и это очень важные проблемы, но они не должны заслонять родовую сущность человека. Она по-разному проявляется у разных людей, на разных этапах истории, в разных формах общественного устройства. Но верное представление об этой сущности позволяет правильно ориентироваться в познании человеческих проявлений и возможностей неисчерпаемого внутреннего мира человека.

Важно избежать упрощения и вульгаризации в этих кардинальных вопросах так же, как и односторонностей и догматизма. Всего этого было немало в истории философской мысли, есть это и в современном познании человека, в том числе и в рамках марксистской традиции. В частности, биологизация человека или его социологизация неизбежно дезориентирует человекознание да и обществоведение. Поскольку же понимание природы человека влияет на характер философии, неизбежно омертвление, догматизация со всеми вытекающими последствиями для идеологии и политики, воспитания, самосознания и творчества человека.

Человек есть целостное существо в единстве противоречивых сторон своей природы и в единстве всех основных проявлений своей родовой сущности. При всем значении родового – социально – духовного – в человеке нельзя, особенно в наше время, недооценивать материальное, видовое, индивидуальное – его конкретное биологическое состояние. Это не только здоровье как основа жизнедеятельности, духовной и социальной жизни. Экологические и другие опасности грозят и здоровью, и генофонду – биологической основе рода человеческого. Человеческой природе также противоестественна бездуховность и социальная пассивность, имеющие, увы, немалое распространение в любом современном обществе.

§2. ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И СМЫСЛ. ПРОБЛЕМА БЕССМЕРТИЯ

Жизнь человека – высшая ценность для него и для общества. Но это может осознаваться в разной степени. К тому же и реально ценность жизни далеко не одинакова и относительна для разных времен. Осознание ценности жизни неизбежно ведет к вопросам об ее содержании и значительности, количестве и качестве прожитых лет, о судьбе и ее поворотах, «звездных часах», о начале и конце жизненного пути. Переживание острых моментов жизни заставляет поставить свою жизнь в ряд с другими, которые есть, были и будут. Философия человека, вырастающая из его практической и духовной жизни, ставит вопрос о смысле жизни, смерти и бессмертии.

Вряд ли решение этих вопросов является лишь внутренней биологически обусловленной потребностью человека. Психологически человек (особенно в молодые годы) воспринимает себя как бесконечное во времени существо (не отсюда ли принятие идеи бессмертия души?), он также не может

представить свою конечность и бесконечность материального мира. Но философствующий разум приходит к этим проблемам, хотя соответствующие мысли и чувства могут быть вплетены и в познание, и в верования, и в осознание своего места в обществе, и в представления о ценностях, и в образное восприятие действительности. Безусловно, эти вопросы проблемы наиболее важны для моральной сферы жизни человека, определяющей вместе с внутренней философией и мировоззрением жизненную позицию человека, его поведение и активность, самооценку и образ жизни.

Данные вопросы общественно значимы. Социальная философия каждой эпохи также пытается дать на них свои ответы, конечно, относящиеся к человеку данной общности, общества и эпохи. Именно самосознание общественного человека ставит вопрос о жизни, смерти и бессмертии, вопрос о смысле жизни. Ответы разные для разных людей в разные времена. Общие ответы зависят от характера философии и от трактовки человеческой природы.

Надо иметь в виду, что философия не одинока в решении этих проблем. Свои подходы и решения дают религия, искусство, нравственность, наука. И философия не может не обобщать эти подходы и решения, более узкие и частные. Она же осмысливает жизнь как целостный процесс, во всех ее сторонах и проявлениях, в ее соединенности с жизнью других людей и с природой.

Реальная жизнь человека конкретна и определена, уникальна и обыкновенна. Само понятие «жизнь» очень богато и многозначно, тем более это относится к жизни человека. Есть объективная, материальная биологическая сторона жизненного процесса – целостный организм, система функционирующих органов, обмен веществ, воспроизводство. Есть временные стадии жизни – рождение, становление, формирование, функционирование, старение, смерть. Но человеческая жизнь заполняется еще духовным и творческим содержанием, богатством чувств, мыслей, переживаний, надежд, желаний,

наслаждений. Содержание человеческой жизни зависит не только от человека и природы, но и от общественных отношений и процессов. От общества во многом зависит и «цена» человеческой жизни, и ценностные ориентации, соответственно которым человек пытается строить жизнь. В целом же содержание жизни противоречиво и определяется взаимодействием объективного и субъективного, общества и человека, целей и средств, социальной и природной необходимости и свободы. В результате жизнь со всем ее содержанием есть реализация в той или иной степени родовой сущности человека, часто независимо от желания и осознанности его жизненного выбора.

Смысл жизни конкретного человека может быть осознан как бы изнутри им самим или определен кем-то со стороны. Возможны разные уровни определения смысла жизни – от конкретно – прагматического («зачем живу, что сделал?») и житейски – психологического (весело ли, комфортно, хорошо ли живу?) до высоко философского понимания (моя жизнь в бесконечном мире, в контексте всемирной истории). Но в любом случае эти вопросы философские, поскольку ответы на них предполагают обобщенный взгляд на содержание, направленность и результаты человеческой жизни.

Можно различить объективный смысл жизни как реальную оценку ее содержания и результатов по определенным критериям и субъективный, усматриваемый и оцениваемый самим человеком. В первом случае критерии оценки исходят из родовой сущности человека, во втором – из личных позиций человека, из его уровня понимания своей общности с родом человеческим. При этом может возникать и деформированное представление о смысле жизни с преувеличением индивидуальной ценности жизни или ее исторического, всеобщего родового предназначения («смысл жизни – в удовольствиях» или «смысл жизни – в борьбе за коммунизм»).

Самоценность человеческой жизни, чаще всего воспринимаемая эмоционально, больше переживаемая, чем осознаваемая, может отодвигать осмысление родовой ценности жизни. Но накопление опыта и мудрости, раз-

мышления в связи с критическими моментами в жизни, переживание пограничных (на грани жизни и смерти) ситуаций ведет к философской оценке. Это ситуация, когда «надо и о душе подумать», и смерть, обрывая жизнь, высвечивает ее общий смысл. Человек осмысливает конечность жизни, переживает ее, но психологически не принимает такую перспективу. Чем же снимается проблема, где видится ее разрешение?

Можно говорить о духовном и практическом преодолении ограниченности жизни, смертности человека. Духовное преодоление стремится дать религия через проповедь бессмертия души, веру в вечную жизнь в загробном мире (правда, с воздаянием за грешную или праведную земную жизнь). Искусство уводит человека в вымышленный, отстраненный мир, заставляет его жить жизнью других людей и как бы снимает, хотя бы на время, ограниченность человеческой жизни в пространстве и во времени. Познание, наука также переносят трагический вопрос о смертности в спокойную плоскость объективной истины: «Все смертны».

Для философии духовное преодоление смерти является внутренне присущей целью, и здесь она взаимодействует прежде всего с нравственностью и религией.

Духовно устанавливаемое бессмертие подтверждается реальным и практическим бессмертием человека лишь как представителя человеческого рода. Мощная природная основа – в естественном продолжении рода – от собственного рождения до участия в воспитании подрастающего поколения. Психологическая, нравственная и философская рефлексия этого факта примиряет человека с вечностью – «я продолжил свой род и дал жизнь тем, кто его продолжит после меня».

Но «свой род» – это лишь часть рода человеческого (через «мой народ», «единоверцев» и т.п.) и поэтому не менее важны «реальное» преодоление смерти и обретение действительного смысла жизни – в практическом преобразовании мира, творчестве, создании культуры. Конечно, большая

часть практически сделанного человеком нужна для поддержания его жизни, но при этом он, воспроизводя собственную жизнь и жизнь близких, воспроизводит и свой род, и род человеческий. Однако в то же время создаются новые продукты материального и духовного производства, которые наследуются последующими поколениями людей. Люди одного поколения различаются разным соотношением родовых качеств, уровнем самостоятельности и активности, но они, взаимодействуя, дополняют друг друга и воспринимают жизненно необходимое для них из жизни социальной общности. Здесь тоже есть довольно глубокое противоречие.

Человек проживает свою собственную жизнь, но он живет вместе с другими и часто для других людей или общности – жизнь каждого есть жертва или самопожертвование в интересах общества. Смысл жизни в этом случае находится вне самой жизни, и это может иметь и положительный (продуктивный, прогрессивный), и отрицательный (разрушительный, реакционный) результаты. Содержание, границы, смысл жизни определяется часто не самим человеком, а другими людьми, общностями или социальными институтами. От степени свободы человека зависит, насколько он сам определяет эти функциональные параметры своей жизни.

§3. ТВОРЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Родовые качества человека не могут существовать сами по себе, они важны в совместном проявлении, в действии, которое и есть человеческая жизнь. И сущность человека не есть что-то застывшее, однозначное, она выражает не столько факт, наличность, бытие человека, сколько его жизненность через движение. Сущность человека в том, чем он жив. Во-первых, он жив природой. Но и внутренняя его природа, и взаимоотношения с внешней природой не могут существовать без общества и сознания. Сама жизнь человека невозможна без органического соединения природного, социального и

духовного. Но человеческая жизнь – не только воспроизведение, функционирование (движение по кругу), но и изменение, развитие (восходящее движение с появлением нового, усложнением организации самого человека, его отношений с другими людьми, сознания и деятельности).

Во-вторых, человек жив деятельностью, которая неотделима от человека, общества, сознания, поэтому понятие деятельности является сквозным, универсальным, ключевым в философии, социологии, да и во всем обществознании. Деятельной сущности человека посвящен целый раздел курса философии. В данной теме это понятие берется как выражение в общем виде природы и сущности человека.

Понятие «деятельность» охватывает единство, взаимопереплетение и взаимодействие труда, познания и общения. Важно подчеркнуть определяющее, ведущее значение труда, но нельзя недооценивать значение социальной

идуховной деятельности. Это единство изначально, оно было всегда, в XX веке оно проявилось как существенное. Здесь необходимо осмысливать и изменение характера труда, и резко возрастающую роль науки, знаний, информации, и все большую объединенность людей в мире. Не менее важно видеть противоречивость деятельности вообще, и каждого вида и рода деятельности,

иих взаимосвязи.

Деятельность противоречива в принципе, по сути, изначально, везде и всегда. Она неестественна, выделяет человека из природы, но конечный смысл ее состоит в соединении человека с природой, в следовании ее законам природы. Человек невозможен без деятельности, деятельность невозможна без отчуждения, но ее смысл – в преодолении отчуждения. Деятельность и сама может быть отчуждена от человека, но конечный смысл – в соединении с жизнью в едином процессе жизнедеятельности. Противоречиво и соединение материального и идеального, объективного и субъективного, цели и средств, процесса и результатов деятельности.

Соседние файлы в предмете Философия