Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Уроева А.В. Книга, живущая в веках

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
27.10.2023
Размер:
22.68 Mб
Скачать

а еще менее поймут ее». Однако портрет автора «Капи­ тала» они ие разрешили воспроизвести из опасения, что это будет воспринято как «выражение особого уважения к его личности» '. Русское издание «Капитала» получило международный резонанс. Издатель французского пере­ вода М. Лашатр, узнав о запрете, наложенном иа порт­ рет Маркса царской цензурой, задался целью не выпус­ кать французского издания без портрета автора «Капи­ тала» и добился этого 2 .

Преодолев наконец все рогатки цензуры, книга поя­ вилась в продаже в маїазипе А. А. Черкесова. И здесь судьба «Капитала» оказалась в руках замечательного представителя прогрессивной русской интеллигенции, идейного и бескорыстного. «Остроумный и веселый собе­ седник, необыкновенно радушный и гостеприимный хо­ зяин и на редкость добрый и отзывчивый человек. Ни­ когда ие уходил от нею с пустыми руками никто, обра­ щавшийся к нему за помощью» 3 — так отзывались о Чер­ кесове современники.

В начало 1862 г. в органе русской революционной де­ мократии журнале «Современник» появилась заметка, извещавшая читателей об открытии в Петербурге иа Нев­ ском проспекте книжного магазина и библиотеки. Орга­

низаторами библиотеки

были

революционный демократ

Н. А. Серно-Соловьевич

и

сотрудник «Современника»

А. А. Слепцов. Библиотека располагала уютным помеще­ нием. Она выписывала до 40 названий текущей перио­ дики, в том числе и иностранной. Книжные фонды ее некогда принадлежали М. Д. Ольхпну4 .

1 «Дела и дли», 1920, № 1.

2См. главу III .

3О. К. Буланова-Трубникова. Три поколения. М.—Л., 1928,

стр. 86.

4 «Библиотеки для чтения», т. е. частные библиотеки, предос­ тавлявшие книги для чтения за плату, стали возникать в России

На прилавках магазина лежала прогрессивная отечест­

венная

и

переводная

 

литература,

некоторые

книги

были изданы

самими

владельцами

магазина,

например

многотомная

«Всемирная

история»

Шлоссера,

над

пере­

водом

которой трудился

в ссылке

Чернышевский,

сочи­

нение

Э. Бехера «Рабочий вопрос

в

ело

современном

значении

и средства к

его разрешению»; в

приложении

к нему был напечатан

Устав Первого Интернационала —

первое появившееся в России произведение Маркса. Хо­ зяева не преследовали материальной выгоды, а ставили целью распространение среди учащейся молодежи книг общественного значения, которые будят мысль и дают общее развитие.

Н. А. Серно-Соловьевич, представитель школы Чер­ нышевского, мыслитель, публицист и поэт, отдал свою жизнь во имя счастья народа. Он был одним из деятелей тайного революционного общества народников «Земля и воля». Книжное дело Серно-Соловьевича было по суще­ ству центром пропагандистской работы, легальным опор­ ным пунктом «Земли и воли» 60-х годов1 . Вместе с Н. Г. Чернышевским Н. А. Серно-Соловьевич стал жерт­ вой полицейского террора, которым в 60-е годы царское правительство ответило на рост революционных настрое­ ний. В 1862 г. ои был арестован, а через три года сослан на вечное поселение в Сибирь. По дороге в ссылку СерноСоловьевич заболел и в 1866 г. скончался.

в конце XVIII в. при книжных лавках в Москве и Петер­ бурге.

«Библиотеки для чтения» являлись своего рода литературны­ ми клубами. Такова была знаменитая библиотека В. А. Плавильщикова и его преемника А. Ф. Смирдина, в которой бывал Пуш­

кин.

В 40-х годах традиции

Плавильшикова старался

продолжить

Ольхин.

 

 

М.,

1 См. И. Е. Варенбаум.

Н. А. Серно-Соловьевич

(1834—1866).

1961, стр. 6.

 

 

Основанное Серно-Соловьевичем книжное дело пере­ шло к его другу и товарищу по лицею Александру Алек­ сандровичу Черкесову (1839—1912). Еще в юношеские годы вместе с братьями Николаем и Александром СериоСоловьевичами Черкесов посещал кружок, изучавший социалистическую литературу. Он был богатым помещи­ ком Новгородской губернии и использовал связанные с отим преимущества для революционной работы.

В1857 г. Черкесов поступил па государственную службу, в I860 г. вышел в отставку по «болезни» и в следующем году переехал из Москвы в Петербург. Цар­ ская охрапка следила за его деятельностью и сообщала о нем: «Когда в конце 1861 года Н. Серно-Соловьевич от­ крывал здесь свой книжный магазин, Черкесов под пред­ логом составления каталога проводил целые дни в этом магазине и даже жил у Серно-Соловьевичей в собствен­ ном пх доме» '.

В1862 г. Черкесов пытался организовать в своем име­ нии нелегальную типографию. Когда над ним нависла угроза ареста, он уехал за Гранину под предлогом посе­ щения Лондонской всемирной выставки. В Англии Чер­ кесов общался с Терпеном, Огаревым, Бакуниным и др. Впоследствии он был привлечен к ответственности за сно­ шения с «лондонскими пропагандистами». Его деятель­ ность обратила внимание жандармского отделения, кото­ рое вызвало Черкесова на родину. Он вернулся добро­ вольно 15 августа 1865 г., был арестован и освобожден только в октябре того же года, но до 1867 г. находился под негласным надзором полиции2 .

Что же послужило причиной поспешного возвращения Черкесова на родину? Он хотел спасти магазин Ы. А. Сер-

1

А. Гродская.

Первый издатель Маркса в России.— «Книжная

торговля», 1966, №

7, стр. 38.

2

См. «Деятели

революционного движения в России», т. I, ч.

1—2.

М., 1927, стр. 446.

но-Соловьевпча,

важный

центр пропаганды

пдей «Земли

и воли». После

ареста

Серяо-Соловьевнча

магазин по

предложению полиции был закрыт. Его новый руководи­ тель А. А. Рихтер не заботился об организации торговли, и магазин стал приходить в упадок. Еще в 1863 г. А. А. Черкесов внес на банковский счет магазина 10 тыс. руб­ лей, что юридически сделало его совладельцем предприя­ тия. Однако Черкесов не смог стать после ухода Рихте­ ра владельцем магазина, так как этому воспротивилось жандармское отделение. Ему разрешили лишь «продать книжный товар кому-нибудь за один раз». В 1866 г.

Черкесов сиова обратился

в полицию

с

просьбой

раз­

решить торговлю, чтобы

поправить

свое

материальное

положение '. Наконец с 1867 г. Черкесов

получил

разре­

шение открыть библиотеку. Ему удалось возродить книжное дело Н. А. Серно-Соловьевича. Продолжая тра­ диции своего предшественника2 , Черкесов снабжал сту­

денчество п провинцию «здоровой

книгой», а при

случае

содействовал распространению

запрещенной

литера­

туры 3 .

 

 

В 1875 г., во время следствия по делу о грузинском революционном кружке, выяснилось, что Черкесов от­ правлял для этого кружка нелегальную литературу.

Магазин Черкесова имел филиал в Москве, во главе его стоял П. Г. Успенский; петербургским магазином ве­ дал В. Я. Евдокимов; Ф. Волховский работал продавцом. Это были друзья-единомышленники, участники революци­ онного движения.

В магазине Черкесова продавались работы палеонтоло-

1 См. А. Гродская. Первый издатель Маркса в России.—

«Книжная торговля», 1966, № 7, стр. 39.

2 См. И. Е. Баренбаум. Н. А. Серно-Соловьевич (1834—I86G),

стр. 113.

3 См. О. К. Буланова-Трубникова.

Три поколения, стр. 86.

123

га В. О. Ковалевскогокниги Флеровского «Положение рабочего класса в России» и «Азбука социальных наук» 2 , распространялись нелегальные издания, революционные воззвания, запрещенные списки и т. д.

Чтобы обойти цензуру, Черкесов прибегал к разным ухищрениям. Заслуживает внимания такой факт. В 1871 г. в магазине Черкесова продавался 8-й том «Всемирной истории» Шлоссера с предисловием известного историка н публициста М. А. Антоновича. В него были вкраплены наиболее политически острые по содержанию отрывки из запрещенной книги Н. А. Радищева «Путешествие из Пе­ тербурга в Москву» 3 .

Книжный магазин и библиотеку Черкесова посещала революционно настроенная молодежь. Некоторым покупа­ телям книги отпускались со скидкой от 20 до 60%, а бро­ шюра Флеровского «Азбука социальных наук» иногда раз­ давалась бесплатно.

Связанные с революционными кругами Черкесов и Ев­ докимов оказывали помощь революционерам в побегах за границу. Так, в имении Черкесова долгое время трениро­ вали специального рысака, чтобы ои брал с места, как только сядут в пролетку, и скакал во весь дух. На этом рысаке после убийства шефа жандармов Мезенпова в 1873 г. скрылся от полиции Степняк-Кравчинский. Вско­ ре ему удалось бежать за границу. Лошадь с пролеткой и кучер Андриан Михайлов, участиш? лопатинского круж­ ка в Ставрополе, были обнаружены значительно позже.

Евдокимов устроил побег молодой девушке А. М. Евренновой4 , дочери коменданта Петергофа. Она хотела по-

'

Си. И. С.

Книжник-Ветров.

Русские деятельницы

Первого

Интернационала

и Парижской Коммуны. М.— Л., 1964,

стр. 167.

2

См. О. К. Буланова-Трубникова.

Три поколения, стр. 86—87.

3

См. Г. П. Шторм.

Потаенный

Радищев. Изд. 2. М., 1968, стр. 50.

4

А. М. Евреииова

(1844—1919) — первая русская

жепшипа-

юрист.

кончить с собой, так как ее отец поощрял ухаживания великого князя Николая Николаевича. Подруга Еврейновой, будущий ученый-математик Софья Ковалевская, посоветовала ей обратиться за помощью к Евдокимову. Тот снабдил ее деньгами и дал некоторые советы. Осенью 1869 г. Евреинова без паспорта бежала из России, ночью перешла по болоту границу и приехала в Гейдельберг. Здесь ее встретили С. Ковалевская, ее сестра А. В. Кор- вин-Круковская и их друзья. По неопытности в письме Евдокимову Евреинова неосторожно сообщила о собра­ нии рабочих, на котором присутствовала, и резко отозва­ лась о русской действительности. Письмо попало в руки

жандармов — последовал арест Черкесова

и Евдокимо­

ва '. Они были освобождены в феврале 1870

г.

В 1871 г. в магазине Черкесова произвели обыск. Было найдено 300 экземпляров «Азбуки социальных наук» Флеровского. За Черкесовым и его магазином снова уста­ новили строжайшее наблюдение2 .

8 апреля 1872 г. в магазине стал

продаваться

и

толь­

ко что вышедший из печати русский перевод

«Капита­

ла» 3 . Дапиельсои

сразу же

послал

Марксу

экземпляр

этого

издаппя.

В

ответном

нисьме

от 28 мая 1872 г.

1

См. И. С.

Книжник-Ветров.

Русские

деятельницы

Первого

Интернационала

и Парижской Коммуны, стр. 167.

 

 

 

2

См. О. К. Буланова-Трубникова.

Три

поколения,

стр. 86—87.

3

О судьбе Черкесова известно следующее: в 1869

г. оп

был

избран мировым

судьей в Петербурге, но

не мог им

оставаться

из-за очередного ареста. После освобождения перешел в адвока­ туру. Выступал защитником па большом политическом «процес­ се 193-х» по делу народников-пропагандистов, после чего снова был взят под надзор полиции. Только под старость полиция ос­ тавила его в покое, и он дожил остаток своих дней в провинции, где работал мировым судьей.

К

концу

70-х годов Черкесов

разорился,

книжный

магазин

н библиотека перестали существовать; но затем

деятельность ма­

газина

была

возобновлена

и продолжалась

до

1918 г.,

хотя во

главе

его стояли уже другие

лица.

 

 

 

 

Маркс благодарил за присылку кппгп и отмстил: «Пере­ вод сделал мастерски» '. В это время Маркс и Энгельс только мечтали о переводе «Капитала» на английский язык, а первые серии французского перевода еще печа­ тались.

Таким образом, после выхода «Капитала» в Германии первой страной, которая на своем родном языке сумела передать величие и мощь экономического учения Маркса, была Россия.

Прочные связи Маркса и Энгельса с передовыми рус­ скими политическими деятелями помогали основополжнпкам марксизма получать из России своевременную инфор­ мацию о выходе «Капитала» и о приеме, оказанном книге русской общественностью.

Маркса спешили порадовать новостью о выходе русско­ го перевода «Капитала» и его немецкие друзья. В середи­ не апреля 1872 г. читавший по-русски и следивший за русской печатью друг Маркса публицист С. Боркхейм известил его об этом. В конце июля 1872 г. он же писал, что поручил достать рецензии русской печати па перевод «Капитала» 2 .

Маркс придавал большое значение русскому изданию «Капитала», регулярно сообщал своим друзьям поступав­ шие к нему сведения о работе над переводом.

В своих воспоминаниях Лесснер отмечает, что сообще­ ние о выходе в свет русского перевода «Капитала» стало праздником для Маркса и его семьи. Дочь Маркса Женнп в одном из писем Кугельману в конпе июня 1872 г. поде­ лилась этой семейной радостью: «Что касается русского перевода, который превосходен, то тысяча экземпляров его уже продана»3 .

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 33, стр. 402.

2С. Боркхейм — К. Марксу. 19. IV, 23. VII . 1872.— ЦПА НМЛ,

ф.1, оп. 5, ед. хр. 2848.

3 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 33, стр. 573.

И действительно, спустя полтора месяца после выхода книги была распродана почти треть тиража. Этому спо­ собствовали кроме интереса к теме предварительная осве­ домленность передовой части русского общества о гото­ вящемся издании, а также своевременная информация в прессе.

Первое объявление о выходе «Капитала» было поме­ щено Черкесовым в газете «С.-Петербургские ведомости», контора которой находилась в его магазине. Затем такие же объявления (всего 8) появились в «Московских ведо­ мостях», в журналах «Знание», «Вестник Европы», «Оте­ чественные записки» 1 и др. Газета «С.-Петербургские ве­ домости» в этот период наживала себе известный поли­ тический капитал на либеральных выступлениях. По су­ ществу же она была враждебна революционным методам борьбы с самодержавием. В этой же газете появилась и первая рецензия, подписанная инициалами «В. П.» (В. Покровский). Автор рецензии был уже знаком с «Ка­ питалом» по немецкому изданию книги: в «Отечествен­ ных записках» за 1870 г. он поместил реферат «Что та­ кое рабочий день?». Вслед за этой первой рецензией по­ явились и другие отклики в печати2 .

Маркс внимательно следил за тем, как принимают его книгу в России. Через Даниельсона и других русских друзей ои получал сведения, газетные статьи и заметки о «Капитале», опубликованные в русской прессе. О наи­ более важных он упоминал в переписке, в предисловиях

п послесловиях к переизданиям

«Капитала».

Например,

1 См. «Труды библиотеки Академии

паук

СССР»,

т. I. М.— Л.,

1948,

стр. 120.

 

 

 

2

Большой фактический материал

(около

170 названий газет,

каталогов и мемуаров), характеризующий прием, оказанный «Ка­ питалу» п России в 70-х годах, собран в аннотированной библио­

графии О.

Марковой.— См. «Летописи марксизма», 1930, N° 1

(XI), стр.

123—149.

он сослался на статью в «С.-Петербутоких ведомостях» '. Маркс приводил выдержки из опубликованной в «Вестппке Европы» заметки буржуазного экономиста Кауф­

мана, который

сумел

разобраться

в методе

автора «Ка­

питала» п посвятил ему свою статью2 .

 

В одном

пз

писем

издателю

французского перевода

«Капитала»

Лашатру

Маркс писал 12 октября 1872 г.:

«В России

моя

книга

имела необычайный

успех. Как

только я немного освобожусь, пошлю Вам несколько от­

зывов русской

критики. Русский

перевод

(в одном боль­

шом томе) был опубликован

в конце апреля (72 г.)...»3

0

положительной рецензии в

«Новом

времени» — га­

зете

умеренно

либерального

направления — Маркс сооб­

щал

деятелю

Интернационала

Зорге в

мае 1872 г.:

«В Петербурге вышел в свет превосходный русский пе­ ревод. Русская социалистическая газета «Die Neue Zeit» (так в немецком переводе, газета выходит па русском языке) поместила недавно весьма хвалебную передовую статью на 5 столбцах о моей книге... За это газета полу­

чила

от полиции предостережение — ее пригрозили за­

крыть» 4 .

 

 

 

Но большинство опубликованных в те годы рецензии

прпнадлежало

противникам учения Маркса,

пытавшим­

ся

его очернпть и опровергнуть. Такие статьи

появились

в

«Биржевых

ведомостях» и «Сыпе отечества» — органах

промышленной буржуазии.

 

 

В

то время как на Западе буржуазные

экономисты

пытались замалчивать труд Маркса, в России по проб­ лемам «Капитала» возникла оживленная полемика иа

страницах таких

изданий, как

«Отечественные записки»,

1

См. К. Map кс

и

Ф. Энгельс.

Соч., т. 23, стр. 18—19.

2

См. там же, стр. 19—20.

 

 

3

К. Маркс — М.

Лашатру.

12.

X. 1872.— «Правда», 5 мая

1970 г.

4 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 33, стр. 395.

вокруг которых группировалась революционно-демокра­ тическая интеллигенция, литературный и исторический ежемесячник либерально-буржуазного направления «Ве­ стник Европы» и др. Особый интерес к «Капиталу» воз­ ник в связи с тем, что в России велись споры по проб­ лемам политической экономии, об исторических условиях возникновения капитализма, о возможности вступления России па путь капиталистического развития. По словам В. И. Ленина, вопрос о судьбах капитализма в России

возник почти

тотчас же после

появления

«Капитала»

и стал «главным теоретическим вопросом»

 

Полемику открыл русский буржуазный экономист, уп­

равляющий

Государственным

банком О.

Жуковский.

В статье «Карл Маркс и его книга о «Капитале»» ои изо­ бразил Маркса как социалиста-утописта, идеалом кото­ рого являются производственные отношения докапитали­ стической формации 2 .

В дискуссии участвовали буржуазный социолог Чиче­

рин и

видный

укр айнский

экономист

профессор Киев­

ского

университета

Н. И. Зибер. Н.

И. Зибер

(1844—

1888)

—оригинальный

ученый,

один

из

тех

немногих

представителей

науки того

времени,

кто

сумел понять

сущность

экономического учения

Маркса,

применимость

открытых

им законов

развития

капитализма к

русской

действительности. Теоретические работы Зибера подрыва­ ли основы народнических теорий и способствовали пово­ роту прогрессивной молодежи к марксизму.

Маркс знал о деятельности Н. И. Зпбера. В послесло­ вии ко второму немецкому изданию I тома «Капитала» он высоко оцепил его работу «Теория ценности и капи­ тала Д. Рикардо». Маркс отметил, что Зибер рассматри­ вал его теорию как дальнейшее закономерное развитие

1

В. П.

Ленин.

Поли. собр. соч., т. 1, стр. 275.

2

См.

«Вестник

Европы», кн. IX, 1877, стр. 103—104.

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ