Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kniga_1_S_DREVNEJShIKh_VREMEN_Zhukova.docx
Скачиваний:
980
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
1.39 Mб
Скачать

Внутренняя политика россии во второй четверти XIX в.

Политическая программа Николая I.

Николай I родился 25 июня 1796 г. и, будучи третьим сыном Павла I, воспитывался для военной карьеры, а не для управления государством. В детстве его воспитывал генерал Ламсдорф. Среди его учителей были акаде­мик Шторх (политэкономия и статистика), профессор М.А. Балугьянский (история и теория финансов). Военные науки читали инженерный генерал Опперман и офицеры, которые приглашались по рекомендации Оппермана. В 1817 г. Николай Павлович женился на дочери прусского короля Фридриха Вильгельма принцессе Шарлотте, которая, приняв православие, была окрещена Александрой Федоровной. В 1818 г. у молодой четы родился сын Александр.

С 1820 г. фактически Николай становится наследником престола, хотя официально об этом и не объявлено.

На престол Николай I вступил в возрасте тридцати лет. В формировании политической программы Николая I важную роль сыграло укрепление положения России на международной арене (после победы 1812 г. Россия становится «жандармом Европы») и быстрое подавление восстания де­кабристов. С другой стороны, настроения в обществе и весь ход исторического развития заставляли Николая I признать необходимость преобразований.

В манифесте по случаю коронации Николай I, признавая необходимость «усовершенствований и улучшений», призывал все слои населения полностью довериться правительству и способствовать ему во всех «благих» начинаниях.

Были уволены в отставку А.А. Аракчеев, Д.П. Рунич, М.Л. МагниЦкий, вызывавшие всеобщую ненависть; прекращено тянувшееся с 1821 г. «дело петербургских профессоров».

По приказу Николая I одним из делопроизводителей следственной ко­миссии Боровковым был составлен свод показаний «злоумышленников 14 декабря», намечавший, по существу, программу преобразований.

6 декабря 1826 г. для разбора бумаг Александра I был создан Особый секретный комитет, который возглавил председатель Государственного совета граф В.П. Кочубей. В состав Комитета входили также М.М. Сперан­ский, гр. И.И. Дибич и И.В. Васильчиков.

Предполагалось, что, разбирая бумаги Александра, и знакомясь с проек­тами реформ и перепиской, члены Комитета смогут выработать определен­ный план преобразований. Комитет регулярно работал до 1830 г., но от­дельные заседания продолжались до 1832 г.

По проектам Комитета крепостное право сохранялось, но запрещался перевод крестьян в дворовые и продажа крепостных без земли. Предлага­лось создать новое сословие «вольноотпущенных земледельцев» из осво­божденных помещиками крестьян (с землей или без земли).

Чтобы избежать измельчания дворянских имуществ, запрещалось дро­бить крепостные деревни.

Кроме того, предлагалось отменить порядок получения потомственного дворянства по выслуге, оставив приобретение дворянского звания только по праву рождения или в силу «высочайшего пожалования».

Для поощрения чиновников — не дворян и купцов создавались сословия «чиновных граждан», «именитых граждан» и «почетных граждан», освобо­жденные от подушной подати, рекрутского набора и телесных наказаний.

Были разработаны проекты местных и центральных правительственных учреждений. Государственный совет должен был стать законосовещательным органом, Сенат, как и предлагал прежде М.М. Сперанский, разделялся на пра­вительствующий и судебный и т.д.

Николай I предложения Комитета одобрил, но практически реализовано было только предложение о введении полупривилегированной сословной группы (потомственных и личных «почетных граждан»).

Собственная Его Императорского Величества канцелярия.

Тем не менее, работа Комитета не прошла безрезультатно — еще более отчетливо Николай I осознает круг вопросов, которые нуждались в реше­нии. Один из них — кодификация законодательства.

4 апреля 1826 г. образовано II отделение Собственной Его Император­ского Величества канцелярии. Оно заменило Комиссию

составления законов, созданную в структуре Государственного совета Александром I. Во главе II отделения был поставлен профессор Петербург­ского университета М.А. Балугьянский. Ему была поручена работа по со­ставлению свода законов.

Помощником Балугьянского стал М.М. Сперанский. По его мнению, ко­дификация должна была осуществляться в три этапа:

1) собрать и издать в хронологическом порядке все законы, начиная с Уложения 1649 г.;

2) издать Свод действующих законов, расположенных в предметно — систематическом порядке, без «исправлений» и «дополнений»;

3) составить новое «Уложение» с изменениями и дополнениями, «сооб­разно правам и обычаям и действительным потребностям государства». Ни­колай I считал, что достаточно собрать законы и издать их в хронологиче­ском порядке, и выбрать из них действующие.

В результате в 1830 — 1832 гг. было издано 45 томов законов (с 1649 г.), а в 1833 г. — 15 томов «Свода законов Российской империи».

Другой важной задачей Николай I считал организацию полицейского над­зора в стране. Он решил выделить это дело из ведения Министерства внут­ренних дел, оставив в нем заведование одной лишь наружной полицией.

3 июля 1826 г. создано III отделение канцелярии (во главе — А.Х. Бенкен­дорф). Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за политически «неблагонадежными» лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами «о расколе», наблюдало за иностранными подданными в России, выявляло носителей «ложных слухов» и фальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений, перлюстрацией частных писем и т.д.

В 1827 г. III отделению придан корпус жандармов. Вся страна, за ис­ключением Польши, Финляндии, области войска Донского и Закавказья была разделена сначала на 5, а затем на 8 жандармских округов. Во главе округа стоял жандармский генерал. Округ охватывал от одной до трех гу­берний. В каждой губернии был жандармский штаб — офицер.

В 1828 г. учреждено IV отделение, управлявшее учебными, воспита­тельными и «благотворительными» учреждениями, входившими в ведомст­во Марии Федоровны.

В 1835 г. для подготовки реформы государственной деревни создано V отделение (возглавил — П.Д. Киселев), преобразованное в 1837 г. в Мини­стерство государственных имуществ.

В 1843 г. учреждается VI («временное») отделение для управления За­кавказьем.

Лиц, заведовавших отделениями собственной его императорского вели­чества канцелярии Николай I приравнял по рангу к министрам и ввел в со­став Госсовета.

Крестьянский вопрос во II четверти XIX в.

Одним из главных вопросов, требовавших решения во II четверти XIX в. оставался крестьянский. Для его обсуждения в правление Николая I было создано в общей сложности 9 секретных комитетов, издано более 100 ука­зов и законов о крестьянах.

Значительное количество законов и указов было направлено на ограни­чение произвола помещиков в отношении крестьян:

• в 1827 г. — запрещено отдавать крепостных крестьян на заводы.

• в 1828 г. — ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь по своему усмотрению.

• в 1833 г. — запрещено продавать крестьян с публичного торга с раз­дроблением семей, платить ими частные долги.

• закон 1841 г. запрещал продавать крестьян поодиночке и без земли. Группа указов и законов была направлена на фиксирование размеров

крестьянских наделов и повинностей, а также регламентирование возмож­ности предоставления крестьянам вольной.

Указ «об обязанных крестьянах».

2 апреля 1842 г. подписан указ об «обязанных крестьянах»: крестьянин по воле помещика мог получить личную свободу и надел (но не в собствен­ность, а в пользование), за который был обязан выполнять по соглашению с помещиком повинности (барщину и оброк). Помещик не мог впоследствии увеличить размеры этих повинностей, а также не мог отнять, уменьшить или обменять надел крестьянина. Никакой определенной нормы наделов и повинностей указ не устанавливал.

В 1845 г. помещики получили право отпускать дворовых на волю без земли по обоюдному договору.

8 ноября 1847 г. принят указ о праве крестьян помещичьих имений, прода­вавшихся за долги с торгов, выкупиться на свободу с землей за ту цену, какая установится на торгах, при условии внесения всей суммы в течение 30 дней по­сле торгов. Выкупившиеся на волю крестьяне зачислялись в разряд государст­венных и несли вместе с ними все подати и повинности, за исключением обро­ка. Выкупленная земля предоставлялась в собственность общины, а не отдельному двору. Всего на основании этого указа выкупилось 964 д.м.п. кре­стьян (впоследствии фактически отменен).

В том же направлении осуществлялась инвентарная реформа 1847 г. — сначала на Правобережной Украине, а затем в Белоруссии. Производилось описание помещичьих имений с точной фиксацией крестьянских наделов и повинностей в пользу помещика, которые впредь нельзя было изменять.

Наиболее последовательно была проведена реформа, касавшаяся госу­дарственных крестьян.

Реформа государственных крестьян.

В 1835 — 1837 гг. V отделение Собственной Его Императорского Вели­чества канцелярии проводит ревизию государственной деревни.

На основании результатов ревизии в 1837-1841 гг. по инициативе П.Д. Кисе­лева проводятся преобразования, направленные на изменение хозяйственного по­ложения и правового статуса государственных крестьян. Государственная дерев­ня изъята из ведения Министерства финансов и передана в учрежденное в 1837 г Министерство государственных имуществ. Для управления казенной деревней в губерниях создаются казенные палаты, в уездах —казенные округа. Вводилось крестьянское волостное и сельское самоуправление, подчиненное казенным ок­ругам и палатам. Проводилось перечисление феодальных повинностей с «ревиз­ских душ» на землю, с учетом ее доходности, а также и неземледельческих про­мыслов. Несколько упорядочивалось наделение крестьян землей, главным образом путем переселения малоземельных на новые земли. В западных губерни­ях ликвидировалась практика сдачи казенных имений в аренду частным лицам, а также барщинная форма отбывания повинностей на землю. Учреждены «вспомо­гательные ссуды» для мелкого кредита крестьян; предусматривалось учреждение в государственной деревне школ, больниц, ветеринарных пунктов и т.д.

Проводимые мероприятия не снижали социальной напряженности, а на­против, нередко сами становились причиной крестьянских волнений. На­пример, проведение инвентаризации вызвало многочисленные волнения в 1848 г. на Правобережной Украине. В 1841-1843 гг. в связи с проведением реформы в государственной деревне широкий размах приобрели волнения государственных крестьян. Если за I четверть XIX в. произошло 650 кресть­янских волнений, то за II — до 1090 (в среднем — 43 в год).

Финансовая реформа.

Еще один вопрос, доставшийся Николаю «в наследство» от Александра — финансовый. Постоянно увеличивающиеся военные расходы и затраты на

содержание полицейского и бюрократического аппарата, огромный государ­ственный долг — как внутренний, так и внешний — требовали новых источ­ников денежных поступлений. Именно на поиски этих источников и была на­правлена деятельность министра финансов (1824-1844) Е.Ф. Канкрина.

В 1826 г. были восстановлены питейные откупа. Доходы бюджета уве­личивались за счет повышения прямых и косвенных налогов, и введения новых. Например, были введены табачный налог в бандерольной форме и налог на свекловичный сахар. Изменялись и таможенные сборы.

Стремясь ограничить дефицит бюджета, Е.Ф. Канкрин настаивал на экономии и сокращении государственных расходов; в 1836 г. были даже об- разованы особые комитеты для рассмотрения нормальных расходов, кото- рым и была составлена нормальная роспись. Однако остановить увеличение государственных расходов, особенно военных, было невозможно. Дефицит бюджета рос, а курс рубля снижался.

В 1839 — 1843 гг. была проведена денежная реформа. Вводится твер­дый кредитный рубль, приравненный к 1 руб. серебром и обеспеченный зо­лотой и серебряной монетой. Манифестом 1 июня 1843 г. было объявлено о начале обмена ассигнаций на государственные кредитные билеты из расче­та 1 кредитный рубль — 3 рубля 50 копеек ассигнациями. Всего было обме­няно около 600 млн. ассигнаций на 170 млн. кредитных рублей.

Однако, несмотря на все проведенные мероприятия, выйти из финансо­вого кризиса не удалось.

Политика в области просвещения. Комитет

по устройству учебных заведений 1826 г.

Школьный устав. Университетский устав.

Как и Александр I, большое внимание Николай I уделял вопросу состоя­ния просвещения в России, но подходы их разительно отличались. В начале своего правления Александр заботился о развитии просвещения и смягчении цензуры. Николай же с самого начала стремился ограничить свободу в этом вопросе. Вместе с тем, Николай I значительно лучше понимал роль школы и печати в формировании «нужного» правительству общественного мнения.

Рассматривая события 14 декабря 1825 г. как «пагубное последствие лож­ной системы воспитания», Николай I при вступлении на престол отдал мини­стру народного просвещения А.С. Шишкову распоряжение о пересмотре ус­тавов учебных заведений. В мае 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведений, которому вменялось в обязанность проверить все уставы учебных заведений, выработать единые принципы просвещения.

19 августа 1827 г. изданы указ и циркуляр, категорически запрещающие принимать крепостных крестьян в гимназии и университеты.

8 декабря 1828 г. принят новый школьный устав, по которому сохраня-I лось три ступени школы, но они резко отделялись друг от друга по сослов­ному составу обучающихся.

В 1833г. министром народного просвещения назначен С.С.Уваров, сменив на этом посту К.А. Ливена (1828-1833).

В 1835 г. утверждено новое положение об учебных округах. Права по­печителя расширялись. Учебные заведения округа изъяты из подчинения университетов и переданы в подчинение непосредственно попечителю.

Для наблюдения за частными училищами учреждена особая инспекция.

В том же году, 26 июля, принят новый университетский устав. Универси­теты потеряли значительную часть своей автономии — университетский суд упразднялся, административными и хозяйственными делами теперь ведал не совет университета, а правление; совет сохранял право выбора ректора, дека­нов и профессоров, однако министр получал право не утверждать избранных.

Сокращено число студентов — не более 300 человек для каждого уни­верситета; отменено преподавание государственного права и философии.

В обществе распространились слухи о полном закрытии университетов. Напуганный Уваров в марте 1849 г. инспирировал в «Современнике» ста­тью профессора Петербургского университета И.И. Давыдова «О назначе­нии русских университетов и участии их в общественном образовании». Разразился скандал, и вскоре последовала отставка Уварова. В 1850 г. ми­нистром народного просвещения назначен П.А. Ширинский-Шихматов.

Политика в области цензуры. Цензурный устав.

В 1826 г. принят новый цензурный устав («чугунный»), но просущест­вовал он недолго, — в 1828 г. его сменяет новый, несколько смягченный ус­тав. По новому уставу право на цензуру получили Министерство просвеще­ния, Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Святейший Синод; создавались местные цензурные комитеты.

Революции в Европе 1848 г. и горячее сочувствие им со стороны русского общества предопределили ужесточение политики самодержавия и в области про­свещения, и в области цензуры. Стремление, с одной стороны, по возможности, «изолировать» Россию от Европы (например, запретив преподавать зарубежное право в университетах, прекратив доступ преподавателям — иностранцам в рус­ские университеты, ограничивая ввоз и публикацию иностранной литературы и периодической печати в Россию и т.д.), с другой стороны — еще больше усилить надзор за литературой, печатью, преподаванием внутри страны.

27 февраля 1849 г. учрежден «временный» секретный комитет под пред­седательством А.С. Меньшикова.

2 апреля он заменен «постоянным» комитетом под председательством Д.П. Бутурлина, уполномоченным просматривать по выходе в свет всю пе­чатную продукцию в масштабах империи, на любом языке и по любому ве­домству. Помимо цензуры литературных произведений, комитет осуществ­лял также тайный контроль над деятельностью самой цензуры.

Но и эти меры не принесли ожидаемого результата.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]