Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Russko-kitayskie_otnoshenia_v_XVII_v_Materialy_i_dokumenty_T_1_1608-1683_M_Nauka_1969.docx
Скачиваний:
20
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
1.28 Mб
Скачать

1616 Г. Мая 1. * — Роспись требований английского посла д. Мерика, присланных в Посольский приказ

(*  Датируется по времени получения (ЦГАДА, ф. Сношения России с Швецией, оп. 2, 1616, д. № 4, л. 384))

/л. 382/ Роспись, о чем бил челом государю царю и великому Михаилу Федоровичю всеа Руссие аглинский посол князь Иван по повеленью государя своего короля Великии Британии.

Пожаловал бы государь, поволил аглинским гостем ходить с торгом в Перситцкое государство через свою государеву землю рекою Волгою.

Да пожаловал бы государь, поволил дороги отыскать мимо Оби-реки морем в-Ындейское государство, в Китайскую землю 1.

О струсовых речех, что он имал живота у аглинсково гостя у Марка Фомина; да пожаловал бы государь, велел грамоты дать к своим государевым воеводам сыскные о животах аглинских торговых людей, которые приезжали торговать без королевсково ведома; сыскав [43] бы те животы, отдать аглинскому гостю Фабьяну Ульянову, а челобитная о том дана на ответе 2.

ЦГАДА, ф. Сношения России со Швецией, оп. 2, 1616 г., д. № 4, л. 382. Подлинник.

Комментарии

1. На изданной в 1550 г. карте России, которая была составлена пьемонтским картографом Джакомо Гастальдо, показан Ледовитый океан (собственно часть Белого моря) и реки — Двина, Мезень, Печора с Цыльмой и Обью. Последняя вытекает из большого озера, именуемого Китаем (Kythao lago), которое расположено в восточной части карты. Вероятно, эта карта была известна и в Англии, этим можно объяснить настойчивые попытки английских купцов получить разрешение искать дороги в Восточную Индию и Китай «Обью-рекою великою». И только после поездки И. Петлина в 1618 г., когда были получены новые географические сведения, позволившие ему составить не дошедший, к сожалению, до нас «Чертеж» Китайского государства, мы не встречаем в документах упоминаний о попытках проехать Обью в Китай (см. И. X. Гамель, Англичане в России в XVI-XVII ст. — Прилож. к VIII тому «Зап. импер. Акад. наук», № 1, СПб., 1865, стр. 34; Н. Н. Бантыш-Каменский, Обзор внешних сношений России (по 1800 г.), ч. I, М., 1894, стр. 101).

2. Боярская дума отклонила требования, изложенные в письме Джона Мерика о пропуске английских купцов для отыскания дороги в Индию и Китай. На докладной выписи, которая была составлена по этому вопросу, имеется следующая приписка: «Бояре приговорили отказать против прежняго ответу» (см. ЦГАДА, ф. Сношения России с Швецией, оп. 2, 1616 г., д. № 4, л. 384).

4

1616 г., мая 2. — Из записи указа царя Михаила Федоровича о сообщении английскому послу Д. Мерику решений по поднятым им вопросам. — О перенесении переговоров об отыскании путей в Китай на время после возвращения Д. Мерика из Швеции

/л. 404/ А майя 2 день государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии аглинского посланца Ивана Ульянова речей и выписки и челобитных, которые он подал бояром в ответе и что прислал в Посольской приказ после ответу з бояры, слушал и приговорил против всех статей учинить ему ответ, а против иных статей сказати свое государево жалованье:

Князь Иван Ульянович, прислали меня к тебе царского величества бояре, а велели тебе на те дела, о чем ты царского величества з бояры говорил и о чем челобитные дал и после прислал, ответ учинить, что бил еси челом государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, чтоб государь пожаловал, велел аглинским гостем отыскать дорогу мимо Аби-реки морем в-Ындейское государство, в Китайскую землю, да аглинским же бы гостем пожаловал государь, поволил ездити торговати своими государствы рекою Волгою в Перситцкое государство; /л. 405/ и царского величества бояре велели тебе о том говорити: ныне ты, князь Иван Ульянович, едешь по государя своево наказу для царского величества дела на съезд царского величества и свейского короля с послы, а не отпуск тебе от государя ко государю вашему к Якубу-королю, с съезду быти тебе опять у царского величества; и как, ож даст бог, с съезду будешь у царского величества, и великий государь наш царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии для брата своево любительного государя вашего Якуба-короля и для твоего княж Иванова челобитья и службы и раденья не об одном о том — на все дела, о чем ты царскому величеству по государя своего приказу говорил, велит милостивной свой ответ учинить и отпустить тебя к брату своему любительному, к великому государю твоему, к Якубу-королю со всем полным любительным ответом; а ныне б совершал большое дело, а те все дела в его государских руках, о том ни с кем не съезжатца и не ссылатца. 1

ЦГАДА, ф. Сношения России со Швецией, оп. 2, 1616 г., д. № 4, лл. 404-405. Подлинник.

Комментарии

1. Приведенная в указе речь была произнесена 5 мая думным дьяком П. Третьяковым (см. ЦГАДА, ф. Сношения России со Швецией, оп. 2, 1616, д. № 4, л. 414).

5

1616 г. между октября 20 и декабря 29 * . — Из отписки тобольского воеводы И. С. Куракина 1 в Посольский приказ о поездке служилых людей Томилы Петрова и И. Куницына к калмыкам и о встрече их с китайскими послами ** )

(*  Датируется по упоминанию в тексте 124 г., как «прошлого», по указанию на число в опущенной части документа и по отметке о подаче)

(**  Опущена первая часть документа, в которой говорится о посылке из Тобольска и Тюмени служилых людей к калмыкам и об ответных посольствах, а также о постройке городка на р. Ишим

/л. 69/ […] Да по твоей ж государеве грамоте велено прислати к тебе, государю, служилых людей, которые были в Колма[ка]х (В тексте: Колмах.). И мы, холопи твои, тех служилых людей, которые были в Колмаках, литвина Томилка Петрова да конного казака Иванка Куницына к тебе, к государю, послали.

Да по твоему ж государеву указу в прошлом во 124 году посланы наперед сего к Алтыну-царю в гонцех на Томской город тарской атаман Васька Тюменец да тюменской десятник литовской Ивашко Петров. А велели мы, холопи твои, отпустити их к Алтыну, смотря по вестем, чтоб им проехать здорово. И сего, государь, лета писали к нам, холопем твоим, Гаврило Хрипунов да Иван Секерин, что поехал про дорогу проведывать в Томской уезд один Иванко Петров, а как проведав приедет назад, а скажет, что проехать будет мочно, и они их к Алтыну отпустят. А после, государь, того о том к нам не писывали — отпустят ли их или нет.

А служилые, государь, люди, которые приехали ис Колмаков, Томилко Петров да Иван Куницын, ис Колмаков, нам, холопем твоим, сказы/л. 70/вали, что они алтыновых и китайского царя многих людей в Колмаках видели, збирают деи на Алтына и на китайского царя с колмаков ясак лошадьми и верблюды со всякого тайши по 200 верблюдов да по тысечи лошадей. И те де, государь, алтыновы и китайского царя люди их к своим к государем с собою звали, и они де без указу ехати не смели. А Китайское де государство от Колмаков недалече — со вьюки поспеет месецем, а до Алтына в 5 недель.

И мы, холопи твои, со своими с колмацкими послы, которых ныне отпустили в Колмаки, приказывали колмацким тайшам говорити, чтоб они твоих государевых людей в Китай и к Алтыну-царю пропустили. А что, государь, калмыцкие тайши против того прикажут и что тобольские служилые люди, которые придут ис Колмаков, нам скажут, и мы о том отпишем к тебе, к государю.

На л. 50 об.:

Отметка о получении: 125-го декабря в 29 день.

Помета: ... (Левый верхний угол листа с частью текста пометы оборван.) да распросить... да выписать... (Левый верхний угол листа с частью текста пометы оборван.) ис прежнего государева указу из боярского приговору о Колмакех и о ссылке с Алтыном и с Китайским государством.

ЦГАДА, Калмыцкие дела, оп. 2, 1616 г., д. № 1, лл. 69-70. Подлинник. Вся отписка на лл. 50-70.

Опубл.: J. F. Baddeley, Russia, Mongolia, China, vol. II, London, 1919, p. ССХVII (на русском яз.); vol. II, p. 37 (на англ. яз. частично); «Материалы по истории русско-монгольских отношений. 1607-1636», М., 1959, № 16, стр. 50.

Комментарии

1. Князь Куракин Иван Семенович — видный государственный деятель начала XVII в. В 1606 г. выступил на стороне Шуйского против Лжедмитрия. После восшествия Шуйского на престол был в числе бояр, требовавших ограничения царской власти. В 1614 г. охранял Москву от набега крымских татар. В 1615 г. вел переговоры с Джоном Мериком, добивавшимся разрешения на поиски пути в Восточную Индию и Китай. Будучи в 1615-1620 гг. тобольским воеводой, отправил посольства Томилы Петрова (1616) к калмыкам и Ивана Петлина в Китай (1618-1619).

6

Не ранее 1616 г. ноября 22. * — Челобитная томского казака Василия Ананьина, поданная в Томской приказной избе, о жаловании за службу в Кузнецкой и Киргизской землях и за посольство к монгольскому Алтын-хану

(*  Датируется по времени возвращения посольства В. Тюменца от Алтын-хана [см. док. № 12])

/л. 55 об./ Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии бьет челом холоп твой государев из твоей государевы дальные отчины из Сибири Томского города конной казак Васька Ананьин.

В прошлом, государь, во 124 году посылали, государь, меня, холопа твоего, ис Томскога города твои государевы воеводы Гаврило Юдич Хрипунов да Иван Борисович Секирин на твою царскую службу в Кузнецы для твоего государева ясаку и кузнецких людей призывати под твою царскую высокую руку. [И] я, холоп твой, кузнецких людей под твою царскую высокую руку привел, и кузнецкие, государь, люди тобе, государю, шертовали и ясак [с] собя дали, и тобе, государю, нынечи кузнецкие люди служат и прямят и ясак государев дают. И пошел я из Кузнецких волостей в Томской город, и меня, государь, холопа твоего, на дороге черных калмаков кучегунсково тайши Карагулины люди ограбили, а живота, государь, моего грабежом взяли: самапал с ледунками и з зельем, да зипун лазоревой настрафильной новой, да рубаху полотняную, да однарятку лазоревую настрафильную; и всего, государь, живота моего грабежей взяли на 10 рублев; а меня, государь, убить хотели. А в Кузнецы, государь, ходил 6 недель, и голод и всякую нужу терпел.

Да в прошлом, государь, во 124 году присланы, государь, в Томской город твои государевы послы Василей Тюменской да Иван Петров, литовской /л. 56/ десятник. А велено, государь, твоим государевым воеводам Гаврилу Юдичю да Ивану Борисовичю выбрать с послами Томского города служилых людей и толмачей к Алтыну царю, и твои государевы воеводы Гаврила Юдич да Иван Борисович послали меня, холопа твоего, на твою царскую службу в Киргизы преже послов для закладов с толмачем с Лукою х киргиским князьком и к их лутчим людям. И велели, государь, мне киргисским князьком и их лутчим людям сказать твоего царского величества жалованное слово, и призывати их под твою царскую высокую руку, и взяти у них, киргиских князьков, лутчих людей и привести в Томской город. И я, холоп твой, тебе, государю, служил, из Киргиз в Томской город лутчево человека привел.

И твои государевы воеводы Гаврило Юдич, Иван Борисович послали меня, холопа твоего, после того, как я лутчева человека привел, с послами с Васильем Тюменским да с-Ываном Петровым к Алтыну-царю. И я, холоп твой, с послами у Алтына-царя был, и про Китайское, и про Катанское государство, и про Желтово 1, и про Одрия, и про Змея-царя проведал. И я, холоп твой, тебе, государю, служил и алтыновых послов к тебе, государю, в Томской город привели.

И я, холоп твой, на твоей царской службе голод, стужу и наготу и великую нужу терпел, и з голоду кобылятину /л. 56 об./ ел. И как я, холоп твой, на твои царские службы подымался, и мне, холопу твоему, подъем ставился рублев по 15 и по 20. И я, холоп твой, государев, в [46] твоих царских службах одолжал и обнищал великими долги, и женишко и детишок позакабалил, и в долгах, государь, окупитись нечем.

Милосердый царь государь и великий князь Михайло Федорович всеа Руси, пожалуй, государь, меня, холопа своего, своим царским жалованьем за мое службишко и за кровь, и возри, государь, в мою великую нужу и бедность, как тобе, государю милосердому, бог известит.

Царь государь, смилуйся, пожалуй.

ЛОА АН СССР, ф. Портфели Миллера, оп. 4, кн. 17, № 42, лл. 55 об.—56 об. Копия XVIII в. с подлинника.

Опубл.: Г. Ф. Миллер, История Сибири. М.-Л., 1937, кн. 1, стр. 445-446.

Комментарии

1. Желтый царь — так называли царя желтых монголов; желтыми именовались в русских документах монгольские племена, жившие близ Китайской стены. При расспросе в Посольском приказе Тюменец и Петров сообщают, что имя «желтого царя» Кулачин. Ю. В. Арсеньев передает его, как Саин-Кулучин, добавляя, что «вероятно, здесь разумеются владения Саин-Ноина-хана, лежащие в западной части Халхи у вершины Селенги; на этнографическом чертеже Ремезова эта страна названа Желтою Мунгалией». Г. Е. Катанаев ошибочно предполагает, что в данном случае подразумеваются маньчжуры (см. Ю. В. Арсеньев, Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 г., СПб., 1882, стр. 13; Г. Е. Катанаев, Западно-сибирское служилое казачество и его роль в обследовании и занятии русскими Сибири и Средней Азии, вып. I, СПб., 1907, стр. 103).

7